Штриховой код на различных видах упаковки. Штриховой код на транспортной упаковке

Код EAN-13 применяется для маркировки единичных упаковок (отдельных товарных единиц) или групповых упаковок. Однако в складском и транспортном звеньях объектом учета и контроля чаще являются товары в транспортной упаковке. На транспортную упаковку в виде штрихового кода наносится 14-разрядный номер EAN/UCC-11. При этом используется графическая символика «2 из 5 с чередованием» (англ. Interleaved 2 of 5, иначе «ITF») Поэтому и штриховой код сокращенно называют ITF-14,

Код ITF-14 имеет прямоугольный контур -- (рис. 4) печатается намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных упаковках.

По сравнению с EAN-13 символика ITF-14 характеризуется относительно большими размерами изображения штрихового кода (ширина - 152,4 мм, высота - 41,4 мм) и менее строгими техническими требованиями к поверхности. Так штриховой код ITF-14 можно печатать не только на этикетках, но и непосредственно на стенке картонной коробки. Даже в этом случае он будет успешно считываться сканерами.

По 14-разрядному номеру можно определить номер EAN/UCC-13 продукции, которая находится внутри транспортной упаковки. Код имеет в своем составе 12 информационных разрядов EAN/UCC-13 (кроме контрольного), которые указывают на упакованную продукцию. Если же внутрь транспортной упаковки помещены изделия в групповых упаковках, то в ITF-14 включается номер EAN/UCC-13 групповой упаковки,

В логистике дополнительно к другим кодам может применяться код 128 (рис. 5), Этим кодом могут быть закодированы номер партии, дата изготовления, срок реализации и т. Д .

Рис. 4. Код ITF-14. Применяется для кодирования отгрузочных упаковок

Рис. 5. Код 128, Применяется вместе с другими кодами для кодирования дополнительной информации

> Маркировка грузовых пакетов машиночитаемым кодом

В логистических процессах объектом управления является и отдельная единица товара, и грузовой пакет, включающий в себя десятки, а то и тысячи отдельных единиц товара. При этом отдельная единица товара, преимущества кодирования и автоматической идентификации которой рассмотрены выше, является основным предметом труда лишь на завершающей стадии товародвижения, т. е. в магазине. На более ранних стадиях товар движется большей частью в форме грузовых пакетов. Отсутствие единообразия и согласованности у участников логистических процессов в вопросах кодирования, маркировки и идентификации этих пакетов существенно замедляет движения материального потока, затрудняет управление им на всех этапах продвижения от поставщика к потребителю.

В условиях, когда в опте сосредоточиваются грузы от многих поставщиков, применяющих разные, зачастую несовместимые системы идентификации грузовых пакетов, эффективная организация управления материальными потоками затруднена, У производителей потери эффективности возникают на стадии распределения. Транспортники "недобирают" эффект в процессе перевозки, оптовики теряют в процессе хранения и сортировки грузов. Розничная торговля -- в процессе выполнения закупочных операций.

С одной стороны, перечисленные потери, с другой -- высокий уровень развития компьютерной техники и информационной технологии позволили Международной ассоциации EAN разработать единый стандарт на маркировку грузовых пакетов.

Как в свое время введение стандарта на поддоны, так и введение единого стандарта на маркировку грузовых пакетов в состоянии коренным образом изменить системы грузопереработки, резко повысить эффективность логистических процессов.

Предложенный ассоциацией EAN стандарт предусматривает маркировку грузового пакета специальной этикеткой (рис. 6).

Рис. 6. Пример нанесения штрих-кода на грузовой пакет

Этикетка EAN для грузового пакета может содержать различную информацию. Однако ее основное назначение -- нести на себе машиночитаемый код, позволяющий идентифицировать данную грузовую единицу. Этот штриховой код располагают в части А Формируется код в соответствии с символикой EAN/UCC-128. Этот тип кода позволяет объединить в одном штриховом коде информацию о товаре (т. е, код EAN-13 содержащегося в грузовом пакете товара), информацию о сроках хранения, а также информацию, позволяющую однозначно идентифицировать данную грузовую единицу.

В зоне В этикетки размещают данные о грузе в форме. цифр и букв, которые могут быть введены в компьютер вручную.

Информация, располагаемая в зоне С, определяется по усмотрению грузоотправителя. Здесь, например, может размещаться полное или сокращенное название фирмы или другие данные в виде цифр, рисунка или текста.

Размеры стандартной этикетки 148 мм х 210 мм. Место расположения этикетки на грузовом пакете изображено на рисунке.

Для того чтобы в процессе грузопереработки этикетка была постоянно видна оператору, ее наносят на все четыре боковые стороны пакета. При этом середина кода грузового пакета (основная часть кода) должна находиться на расстоянии 450 ± 50 мм) от несущей поверхности, на которой уложен грузовой пакет, например, от поверхности полки стеллажа.

Использование кода EAN/UCC-128 обеспечивает эффективное управление и контроль за логистическими процессами не только за счет идентификации грузовых пакетов, но и за счет возможности применения систем электронного обмена данными (EDI) на основе стандарта EANCOM.

Преимущества, которые обеспечивает применение этикетки EAN:

¦ обеспечивается однозначная и простая идентификация поддона, во многом схожая с идентификацией потребительской упаковки кодом EAN-13. Серийный код транспортной упаковки (EAN/UCC-128) является своеобразным ключом, обеспечивающим доступ к информации, хранящейся в компьютере;

¦ этикетка, нанесенная первоначально поставщиком пакета, может использоваться всеми без исключения участниками цепи "производитель - потребитель";

¦ значительно облегчается процесс коммуникации между партнерами;

¦ сканирование штриховых кодов обеспечивает быстрый и правильный ввод информации;

¦ неоднократно снижается время обработки грузов на всех этапах .

Если в торговом зале магазина товары реализуются в единичных и групповых упаковках, то для складских и транспортных целей изделия в единичных и групповых упаковках помещаются в так называемую транспортную упаковку (картонная коробка, ящик, поддон и т.д.)

На транспортную упаковку в виде штрихового кода наносится 14-разрядный номер EAN-14. При этом используется графическая символика "2 из 5 чередующийся" (англ. Interleaved Two of Five – ITF). Поэтому и штриховой код сокращенно называют ITF-14:


По сравнению с EAN/UPC cимволика ITF характеризуется относительно большими размерами изображения штрихового кода (ширина - 152,4 мм, высота – 41,4 мм) и менее строгими техническими требованиями к поверхности. Так штриховой код ITF-14 можно печатать не только на этикетках, но и непосредственно на стенке картонной коробки. Даже в этом случае он будет успешно считываться сканерами.

По 14-разрядному номеру можно определить EAN-13 продукции, которая находится внутри транспортной упаковки. Код имеет в своем составе 12 информационных разрядов EAN-13 (кроме контрольного), которые указывают на упакованную продукцию:

Например, если внутрь транспортной упаковки помещены изделия в единичных упаковках, в ITF-14 включается номер EAN-13 единичной упаковки.

Если же внутрь транспортной упаковки помещены изделия в ГРУППОВЫХ упаковках, то в ITF-14 включается EAN-13 групповой упаковки.

8. РАЗМЕРЫ СИМВОЛА ШТРИХОВОГО КОДА EAN/UPC

Штриховой код считывается лазерным лучом сканера. При этом для успешного считывания кода EAN/UPC необходимо добиться того, чтобы лазерный луч пересек в поперечном направлении ВСЕ штрихи символа. На основании считанной информации встроенная программа восстанавливает все цифры номера EAN-13 и по первым 12-ти разрядам вычисляет 13-й контрольный разряд. Если значение вычисленного контрольного разряда совпадает со значением 13-го разряда сканируемого кода, сканер выдает звуковой сигнал об успешном считывании.

Если размеры или расположение штрихового кода неправильные, то луч сканера не сможет при считывании пересечь все штрихи. Также штриховой код не будет считан в случае, если на упаковке указан неверный контрольный разряд. Вот почему особое внимание следует уделять как высоте штрихов, так и правильности расчета контрольного разряда.

На практике качество нанесения штрихового кода проверяется простым правилом: качественно напечатанный символ штрихового кода должен считываться стационарным сканером с ПЕРВОЙ попытки.

Для облегчения считывания штриховых кодов в стационарных сканерах применяются разнообразные методы развертки лазерного луча, при этом в поле действия сканера виден не один, а много лучей сканирования.

Символ штрихового кода EAN/UPC отображается в виде светлого прямоугольника, внутри которого расположены штрихи. При макетировании упаковки необходимо предусмотреть “окно” соответствующего размера. Не следует гнаться за эстетикой и искусственно уменьшать размеры штрихового кода. Лучше вынести код EAN на другую поверхность, отдельно от основной этикетки, но отклоняться от стандартных размеров не следует.

В стандартах размеры символов приведены в МОДУЛЯХ – единицах измерения всех знаков штрихового кода, т.е. штрихов и пробелов (их ширина может колебаться в пределах от 1 до 4 модулей). Меняется масштаб увеличения – меняется и размер модуля в миллиметрах. Для стандартного размера штрихового кода (коэффициент увеличения 1,0) ширина модуля 1Х=0,33 мм. Ширина самого узкого штриха в символе штрихового кода не может быть больше одного модуля. Для удобства все нижеследующие размеры приведены не в модулях (как в тексте стандарта), а в миллиметрах.

НОМИНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ СИМВОЛА ШТРИХОВОГО КОДА EAN-13
(В СООТВЕТСТВИИ С ГОСТ Р 51201-98):

 ширина символа – 37,29 мм;

 высота символа – 25,91 мм;

 высота штриха – 22,85 мм;

 минимальная свободная зона выше и ниже штрихов – 0,33 мм (или 1Х);

 минимальная свободная зона слева от штрихов – 3,63 мм (или 11Х);

 минимальная свободная зона справа от штрихов – 2,31 мм (или 7Х);

 штрихи, образующие левый и правый знаки-ограничители, а также центральный знак-ограничитель должны быть удлинены ВНИЗ на 1,65 мм (или 5Х).

Допускается как пропорциональное увеличение стандартного символа EAN от коэффициента 1,0 до 2,0, так и уменьшение до коэффициента 0,8.

ТАБЛИЦА РАЗМЕРОВ СИМВОЛА EAN-13
(размеры в мм)

Вероятно многие из читателей видели “красивые” штриховые коды, представляющие собой узкую и вытянутую лесенку. Для достижения этого эффекта изготовители этикетки сильно урезают символы штрихового кода по высоте, не изменяя горизонтальных размеров.

Усечение штрихового кода по высоте недопустимо. Если из-за размера этикетки избежать усечения нельзя, то сократить высоту штрихового кода можно не более, чем на 30%. Дальнейшее уменьшение штрихового кода по высоте будет препятствовать считыванию его стационарными многолучевыми сканерами, которые широко используются в магазинах.

РАЗМЕРЫ СИМВОЛА ITF-14
(размеры в мм)


Минимальный размер (с рамкой): 44.725 mm x 22.30 mm (25%)
Максимальный размер (с рамкой): 152.40 mm x 41.40 mm (100%)
Увеличение размеров ITF-14 более 100% и уменьшение менее 25% не допускается.

1. ШТРИХОВОЙ КОД НА ЕДИНИЧНОЙ И ГРУППОВОЙ УПАКОВКАХ

Под единичной упаковкой понимают отдельную единицу товара, которая проходит через кассу (например, пачка сигарет, жестяная банка напитка «Спрайт»).

Под групповой упаковкой понимают объединение в единой таре группы единичных упаковок для продажи через кассу (например, блок сигарет, упаковка из 24 банок «Спрайт»).

Единичная и групповая упаковки одноименного товара должны иметь различные номера EAN-13 (стоимость одной банки напитка и упаковки из 24 банок различная).

Если на групповую упаковку нанесен штриховой код с номером EAN-13, то не должен быть виден штриховой код единичных упаковок.

Штриховой код на групповую упаковку может не наноситься, если в качестве групповой упаковки используется прозрачная пленка, через которую виден штриховой код единичной упаковки. В этом случае кассир считывает штриховой код с одной из банок и вручную вводит в кассу их количество.

Месторасположение штрихового кода на единичной и групповой упаковке должно быть удобным для считывания. В небольших магазинах используются дешевые контактные сканеры. Кассир держит считывающее устройство в руке и подносит его к каждому считываемому коду.

В современных супермаркетах используются более сложные стационарные сканеры штрихового кода, которые монтируются в стол кассира или устанавливаются сбоку от ленты транспортера или кассы. При этом время контроля товара минимально, так как для считывания достаточно провести упаковкой по столу.

В этой связи необходимо особенно подчеркнуть, что штриховой код следует размещать на дне или боковых стенках групповых упаковок. При этом не следует наносить штриховой код на рифленые и сильно искривленные поверхности.

2. ШТРИХОВОЙ КОД НА ТРАНСПОРТНОЙ УПАКОВКЕ

Если в торговом зале магазина товары реализуются в единичных и групповых упаковках, то для складских и транспортных целей изделия в единичных и групповых упаковках помещаются в так называемую транспортную упаковку (картонная коробка, ящик, поддон и т.д.)

На транспортную упаковку в виде штрихового кода наносится 14-разрядный номер ITF-14. При этом используется графическая символика «2 из 5 чередующийся» (англ. Interleaved Two of Five — ITF). Поэтому и штриховой код сокращенно называют ITF-14.

По сравнению с EAN/UPC cимволика ITF характеризуется относительно большими размерами изображения штрихового кода (ширина — 152,4 мм, высота — 41,4 мм) и менее строгими техническими требованиями к поверхности. Так штриховой код ITF-14 можно печатать не только на этикетках, но и непосредственно на стенке картонной коробки. Даже в этом случае он будет успешно считываться сканерами.