Особенности статуса конкретных видов субъектов рф. Понятие и предмет российского конституционного права как отрасли российского права. Метод конституционно-правового регулирования. Государственный герб РФ

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоявшее время находится 21 республика,6 краев, 49 областей и два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, 10 автономных округов, одна автономная область – Еврейская

Республика в составе Российской Федерации – это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 66), статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики. Таким образом, именно Конституция Российской Федерации устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами – республиками в ее составе.

Кто предложил Болгарию для 16-й Советской республики? По мнению болгарских исследователей, особенно важно понять, не болгарские документы, кроме четырех известных крупных российских архивов, не хранятся в наследстве советского КГБ - нынешней ФСБ. Несмотря на официальный негативный ответ на эту услугу, остаются сомнения.

Значительный интерес к заполнению еще многочисленных белых пятен в болгарской послевоенной истории также были бы подлинными советскими документами, такими как отказ коммунистической Москвы официально признать Болгарию за 16-ю советскую республику, несмотря на двукратное настойчивое стремление болгарского партийного руководства или документов советским посольством в Софии для их проживания в Болгарии. Тем не менее, можно ли получить доступ к этому секретному святому святилищу российских архивов? По словам Тошева, ряд стран во всем мире сделали такой шаг, предоставив доступ к своим национальным архивам.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации далее характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию. Так, Конституция Республики Саха (Якутия) устанавливает, что территория Республики принадлежит ее многонациональному народу и является исконной землей традиционного расселения ее коренных народов. Пределы территории республики определяются государственной границей республики.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими субъектами Российской Федерации, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.

Республики в составе Российской Федерации самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации и законодательством республики.

Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния. Эти объекты используются для обеспечения материальных и духовных потребностей народов республик.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 68), республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Республики в составе Российской Федерации обладают международной правосубьектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций.

Наконец, одним из элементов конституционно-правового статуса республик является их право на государственную символику, включающую Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, а также на столицу.

Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; другими федеральными актами.

Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Края, области, город федерального значения вправе иметь свою символику.

Края, области, Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации.

Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону.

Края, области имеют свои административные центры.

Конституция Российской Федерации, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения краев, областей и городов федерального значения. Предметы ведения подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов – краев, областей и городов федерального значения – и предметы, находящиеся в исключительном ведении краев, областей и городов федерального значения.

Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора; уставов автономной области и автономных округов.

Автономная область и автономные округа являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области и автономных округов осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации и уставы автономной области и автономных округов определяют предметы ведения автономной области и автономных округов. Часть из них составляет предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе. Эти вопросы решаются как федеральными органами, так и органами автономной области и автономных округов. Вопросы, относящиеся к ведению самих автономий и, следовательно, находящиеся вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации, решаются ими самими.

В области государственного строительства в совместном ведении Российской Федерации и автономий в ее составе находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов автономной области и автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.

К совместному ведению Российской Федерации и автономий в ее составе отнесен значительный круг вопросов законодательного регулирования. Это – административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды

Республики:

1. названы «государствами» (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ) – ничего не значит;

2. у них есть конституция (ч. 1 ст. 66 Конституции РФ);

3. у них есть гос. язык (ст. 68 Конституции РФ);

4. у них есть столицы

Города фед. значения:

1. это населённые пункты

2. это города, являющиеся субъектами РФ

3. адм. центры других субъектов РФ (например, СПб – центр Ленинградской

4. Москва – столица РФ

Автономные округа:

1. Чукотский; 2. Ханты-Мансийский (в Тюменской области); 3. Ямало-Ненецкий (в Тюменской области); 4. Ненецкий (в Архангельской области)

Что означает вхождение одного субъекта РФ в состав другого субъекта РФ:

1) вхождение территории;

2) вхождение населения;

3) перераспределение полномочий (ст. 26.6. ФЗ N 184-ФЗ от 06.10.1999)

4. Территориальное устройство субъектов рф

ТУ СУБЪЕКТОВ РФ – внутренне упорядоченная система правоотношений по

делению территории субъекта РФ на определённые части –

территориальные единицы, предназначенные для

деятельности ОГВ и ОМС, и включающая в себя способ

создания таких частей, их статус и систему

взаимоотношений территориальных единиц.

Элементы территориального устройства:

1. существующее территориальное деление субъектов РФ;

а) статус территориальных единиц субъекта РФ

б) взаимоотношения органов власти терр. единиц с ОГВ субъекта РФ

2. территориальный процесс:

а) образование, преобразование, упразднение территориальных единиц;

б) установление и изменение границ территориальных единиц;

в) установление и изменение наименований территориальных единиц;

г) установление и изменение центров территориальных единиц;

д) изменение видового статуса территориальных единиц.

Виды территориальных единиц субъектов:

I. По уровню публичной власти:

1) для деятельности ОГВ;

2) для деятельности ОМС;

II. По цели создания:

1) для деятельности ОПВ (районы, округа);

2) для жизнедеятельности населения (населённые пункты).

III. По учёту национального состава населения:

1) национальные ТЕ (национальные районы);

2) создаваемые без учёта национальности населения;

IV. По учёту режима открытости:

1) «открытые» ТЕ

Система органов публичной власти в РФ

Основные н.п.а.:

2) Указ Президента РФ от 01.09.2000 N 1602

3) Положение о Совете Безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ от 02.08.99 г. N 949)

4) Регламент Правительства РФ

(утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.04. N 260)

5) Положение об администрации Президента

6) ФЗ «О Счётной палате РФ» от 05.04.2013 N 41-ФЗ

7) ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека РФ» от 26.02.97 г N 1-ФКЗ

8) Определение КС РФ от 14.12.2000 N 268-О

9) Постановление КС от 25.06.2001 N 9-П

1. Органы государства: понятие

ОРГАН ГОСУДАРСТВА – обособленная организация, создаваемая народом

непосредственно, его представителями или иным

органом гос-ва в целях реализации функций гос-ва или

в целях содействия такой реализации.

Существует два подхода к определению «государственного органа»:

1) ГО – орган гос-ва, имеющий своим предназначением содействие

выполнению функций др. органов гос-ва или реализации функций гос-

ва в целом (ГО ≠ ОГВ)

2) ГО – понятие, равнозначное понятию «орган гос. власти» (ГО=ОГВ)

ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ – организационно обособленная

организация государства, обладающая

публично-властными полномочиями в

целях реализации функций гос-ва.

Признаки ОГВ:

1. организационная обособленность: 1) собственный штат (состав);

2) иерархия сотрудников (членов);

3) выступление сотрудников с другими

субъектами права от лица ОГВ;

4) отдельное финансирование (сметное).

2. наличие публично-властных полномочий – ОГВ обладает полномочиями,

«властность» (обязательность) которых распространяется на третьих лиц

(не имеющих трудовых или гражданско-правовых отношений с ОГВ);

3. предназначением деятельности ОГВ является реализация функций гос-ва –

ОГВ создается для обеспечения выполнения определённой части функций

гос-ва как соц. института.