В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоявшее время находится 21 республика,6 краев, 49 областей и два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, 10 автономных округов, одна автономная область – Еврейская
Республика в составе Российской Федерации – это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 66), статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики. Таким образом, именно Конституция Российской Федерации устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами – республиками в ее составе.
Кто предложил Болгарию для 16-й Советской республики? По мнению болгарских исследователей, особенно важно понять, не болгарские документы, кроме четырех известных крупных российских архивов, не хранятся в наследстве советского КГБ - нынешней ФСБ. Несмотря на официальный негативный ответ на эту услугу, остаются сомнения.
Значительный интерес к заполнению еще многочисленных белых пятен в болгарской послевоенной истории также были бы подлинными советскими документами, такими как отказ коммунистической Москвы официально признать Болгарию за 16-ю советскую республику, несмотря на двукратное настойчивое стремление болгарского партийного руководства или документов советским посольством в Софии для их проживания в Болгарии. Тем не менее, можно ли получить доступ к этому секретному святому святилищу российских архивов? По словам Тошева, ряд стран во всем мире сделали такой шаг, предоставив доступ к своим национальным архивам.
Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации далее характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию. Так, Конституция Республики Саха (Якутия) устанавливает, что территория Республики принадлежит ее многонациональному народу и является исконной землей традиционного расселения ее коренных народов. Пределы территории республики определяются государственной границей республики.
Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими субъектами Российской Федерации, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.
Республики в составе Российской Федерации самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации и законодательством республики.
Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния. Эти объекты используются для обеспечения материальных и духовных потребностей народов республик.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 68), республики вправе устанавливать свои государственные языки.
Республики в составе Российской Федерации обладают международной правосубьектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций.
Наконец, одним из элементов конституционно-правового статуса республик является их право на государственную символику, включающую Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, а также на столицу.
Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; другими федеральными актами.
Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.
Края, области, город федерального значения вправе иметь свою символику.
Края, области, Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации.
Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону.
Края, области имеют свои административные центры.
Конституция Российской Федерации, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения краев, областей и городов федерального значения. Предметы ведения подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов – краев, областей и городов федерального значения – и предметы, находящиеся в исключительном ведении краев, областей и городов федерального значения.
Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.
Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора; уставов автономной области и автономных округов.
Автономная область и автономные округа являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области и автономных округов осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации и уставы автономной области и автономных округов определяют предметы ведения автономной области и автономных округов. Часть из них составляет предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе. Эти вопросы решаются как федеральными органами, так и органами автономной области и автономных округов. Вопросы, относящиеся к ведению самих автономий и, следовательно, находящиеся вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации, решаются ими самими.
В области государственного строительства в совместном ведении Российской Федерации и автономий в ее составе находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов автономной области и автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.
К совместному ведению Российской Федерации и автономий в ее составе отнесен значительный круг вопросов законодательного регулирования. Это – административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды
Республики:
1. названы «государствами» (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ) – ничего не значит;
2. у них есть конституция (ч. 1 ст. 66 Конституции РФ);
3. у них есть гос. язык (ст. 68 Конституции РФ);
4. у них есть столицы
Города фед. значения:
1. это населённые пункты
2. это города, являющиеся субъектами РФ
3. адм. центры других субъектов РФ (например, СПб – центр Ленинградской
4. Москва – столица РФ
Автономные округа:
1. Чукотский; 2. Ханты-Мансийский (в Тюменской области); 3. Ямало-Ненецкий (в Тюменской области); 4. Ненецкий (в Архангельской области)
Что означает вхождение одного субъекта РФ в состав другого субъекта РФ:
1) вхождение территории;
2) вхождение населения;
3) перераспределение полномочий (ст. 26.6. ФЗ N 184-ФЗ от 06.10.1999)
4. Территориальное устройство субъектов рф
ТУ СУБЪЕКТОВ РФ – внутренне упорядоченная система правоотношений по
делению территории субъекта РФ на определённые части –
территориальные единицы, предназначенные для
деятельности ОГВ и ОМС, и включающая в себя способ
создания таких частей, их статус и систему
взаимоотношений территориальных единиц.
Элементы территориального устройства:
1. существующее территориальное деление субъектов РФ;
а) статус территориальных единиц субъекта РФ
б) взаимоотношения органов власти терр. единиц с ОГВ субъекта РФ
2. территориальный процесс:
а) образование, преобразование, упразднение территориальных единиц;
б) установление и изменение границ территориальных единиц;
в) установление и изменение наименований территориальных единиц;
г) установление и изменение центров территориальных единиц;
д) изменение видового статуса территориальных единиц.
Виды территориальных единиц субъектов:
I. По уровню публичной власти:
1) для деятельности ОГВ;
2) для деятельности ОМС;
II. По цели создания:
1) для деятельности ОПВ (районы, округа);
2) для жизнедеятельности населения (населённые пункты).
III. По учёту национального состава населения:
1) национальные ТЕ (национальные районы);
2) создаваемые без учёта национальности населения;
IV. По учёту режима открытости:
1) «открытые» ТЕ
Система органов публичной власти в РФ
Основные н.п.а.:
2) Указ Президента РФ от 01.09.2000 N 1602
3) Положение о Совете Безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ от 02.08.99 г. N 949)
4) Регламент Правительства РФ
(утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.04. N 260)
5) Положение об администрации Президента
6) ФЗ «О Счётной палате РФ» от 05.04.2013 N 41-ФЗ
7) ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека РФ» от 26.02.97 г N 1-ФКЗ
8) Определение КС РФ от 14.12.2000 N 268-О
9) Постановление КС от 25.06.2001 N 9-П
1. Органы государства: понятие
ОРГАН ГОСУДАРСТВА – обособленная организация, создаваемая народом
непосредственно, его представителями или иным
органом гос-ва в целях реализации функций гос-ва или
в целях содействия такой реализации.
Существует два подхода к определению «государственного органа»:
1) ГО – орган гос-ва, имеющий своим предназначением содействие
выполнению функций др. органов гос-ва или реализации функций гос-
ва в целом (ГО ≠ ОГВ)
2) ГО – понятие, равнозначное понятию «орган гос. власти» (ГО=ОГВ)
ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ – организационно обособленная
организация государства, обладающая
публично-властными полномочиями в
целях реализации функций гос-ва.
Признаки ОГВ:
1. организационная обособленность: 1) собственный штат (состав);
2) иерархия сотрудников (членов);
3) выступление сотрудников с другими
субъектами права от лица ОГВ;
4) отдельное финансирование (сметное).
2. наличие публично-властных полномочий – ОГВ обладает полномочиями,
«властность» (обязательность) которых распространяется на третьих лиц
(не имеющих трудовых или гражданско-правовых отношений с ОГВ);
3. предназначением деятельности ОГВ является реализация функций гос-ва –
ОГВ создается для обеспечения выполнения определённой части функций
гос-ва как соц. института.