Педсовет работа педколлектива по формированию информационной культуры. Информационная культура учащихся. Формирование информационной культуры у учащихся. Подготовка к педсовету

Выступление на педсовете.

Формирование информационной культуры и медиакомпетентности всех участников образовательного процесса
Демченкова М.В.
Слайд 1.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет, наложили определенный отпечаток на развитие личности ребенка, на весь процесс обучения и воспитания в школе. Поэтому вопрос о формировании медиакомпетентности всех участников образовательного процесса особенно актуален. Что же такое информационная культура и медиакомпетенотность?
Слайд 2,3
Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
Использование новых информационных технологий в школе дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:
Слайд 4
– Повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
– Осуществляется дифференцированный подход;
– Каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
– За один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;
– Облегчается процесс контроля и оценки знаний;
– Развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
Традиционный урок как основная организационная форма обучения оказался адекватной формой и в условиях изменения целей и ценностей образования, и в условиях технологической революции в области средств обучения, когда с бумажным учебником стали конкурировать электронные дидактические средства обучения (мультимедийные учебники, интерактивные обучающие тренажеры, электронные энциклопедии и медиатеки). Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и др.
В настоящее время развиваются следующие направления информационных технологий:
– Универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и др.).
– Компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники.
– Мультимедийные программные продукты.
– Компьютерные средства телекоммуникаций.
Эти направления можно реализовать в школе: Слайд 5-14
Где Для чего Что Как
На уроке контроля знаний, повторения и закрепления.
На этапах первоначального контроля.
Для автоматизации процесса обучения и экономии времени для обработки данных Контролирующие и тестирующие программы Компьютерный класс, соответствующее программное обеспечение
На уроке объяснения нового материала.
Для объяснения материала Обучающие программы.
Показ опытов, моделей, лекций. Компьютерный класс.
На внеклассных мероприятиях.
Для демонстрации материала.
Для развития творческих способностей учащихся.
Мультимедийные средства.
Компьютерные версии интеллектуальных и развивающих игр. Компьютерный класс.
Один компьютер и видеопроектор
Выступления на родительских собраниях
Просветительская деятельность.
Знакомство с результатами работы школы.
Мультимедийные презентации лекций, отчетов о деятельности школы Один компьютер и видеопроектор
Пропаганда здорового образа жизни Просветительская деятельность, обобщение опыта
Информационные проекты, презентации уроков, внеклассных мероприятий; мультимедийный учебник
Один компьютер и видеопроектор
Компьютерная графика
Авторское графическое оформление сайта, школьной газеты плакатов, буклетов
Готовые программные средства Компьютерный класс.

Самообразование педагогов
Оформление классной документации, отчетов; обмен опытом; знакомство с периодикой, наработками других педагогов
Интернет ресурсы.
Электронная база мониторинга. Компьютер с выходом в Интернет

Последовательная методически грамотная работа по созданию условий для внедрения в образовательное учреждение информационно-коммуникативных технологий приведет к тому, что в школе будет создана информационно-коммуникативная обеспеченность учебного процесса, что позволяет ожидать:
Слайд 15
– Создание положительной внешней и внутренней мотивации у всех участников образовательного процесса.
– Повышение образовательного уровня педагога.
– Повышение культуры учебного и педагогического труда.
– Повышение информационной плотности и эмоциональности урока, интенсификация процесса обучения в целом.
– Эффективность обработки информации на уроке.
– Повышение качества образовательного процесса.
– Воспитание, развитие и социализация личности учащихся.

"В наше время мы страдаем не столько из-за недостатка информации, сколько от избытка ненужной, бесполезной информации, не имеющей никакого отношения к выходу из кризисных ситуаций.

Найдите возможности отделить бесполезное от важного,

и вы почувствуете, что владеете ситуацией".

Джефф О`Лири

Цель: способствовать формированию у педагогов установки на формирование информационной культуры и медиакомпетентности в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

Повысить уровень компетентности участников образовательного процесса в вопросах применения современных образовательных технологий Обеспечить развитие творческой работы педагогов через использование ими активных методов учебной работы

Функции педсовета: обобщающе-аналитическая, развивающая, мотивационно-целевая.

Технология педсовета: локально-модульная

Форма проведения педсовета семинар - практикум, работа творческих групп.

Подготовка к педсовету:

    Анализ работы педагогического коллектива школы по внедрению информационно-компьютерных технологий в учебный процесс. Проведение анкетирования учащихся, учителей; Теоретическое обоснование вопроса педсовета (ответственная заместитель директора по учебной работе Панфилова М. И .); Анализ результатов формирования информационной культуры учащихся в школе Трапезникова Л. В., выявление существующих проблем и разработка рекомендаций; создание слайдов.

Структура педагогического совета:

I. Этап разработки.

II. Этап подготовки.

III. Этап заседания.

План проведения педагогического совета :

1. Психологический настрой (1-2 мин)

2. Теоретическая часть "Формирование информационной культуры и медиакомпетентности субъектов образовательного процесса" (Панфилова М. И.)

3. "Формирование информационной культуры школьников" Выступление библиотекаря Трапезниковой Л. В..

4. "Формирование информационной культуры на уроках английского языка" Выступление учителя английского языка Дмитрук Н. И..

5. Работа в группах:

1группа - "Медиа: за и против"

2 группа - "Интерактивная доска: за и против"

3 группа - Модель медиакомпетентного выпускника школы

4 группа - Модель информационно-культурного выпускника начальной школы

5 группа - Модель медиакомпетентного учителя

6. Защита работ групп. Создание постера(по 4-5 мин каждая группа).

7. Обобщение полученных результатов, выявление проблем, рекомендации.

Ход педагогического совета

Этап разработки.

На административном совещании определяются назначение, цель и задачи педсовета и основные направления по подготовке.

Тема ориентирует педагогический коллектив на выбор приоритетных направлений в стратегическом, организационном, прикладном развитии школы. Назначение педагогического совета связано с обсуждением формирования информационной культуры и медиакомпетентности субъектов образовательного процесса.

Этап подготовки.

    Проведение анкетирования педагогов. Анализ работы педагогического коллектива школы по внедрению информационно-компьютерных технологий в учебный процесс. Анализ результатов формирования информационной культуры учащихся в школе.

Этап заседания.

Заседание педагогического совета носит характер педагогической рефлексии. Заседание становится центром коллективной профессиональной мысли и одновременно методическим практикумом.

Выступления:

Панфилова М. И. заместитель директора по УР.

"Формирование информационной культуры и медиакомпетентности субъектов образовательного процесса".

Трапезникова Л. В. библиотекарь школы "Формирование информационной культуры школьников". Дмитрук Н. И. учитель английского языка "Формирование информационной культуры на уроках английского языка". Выступления представителей групп. Подведение итогов заседания педагогического совета. Принятие проекта решения педагогического совета.

Исходя из работы педсовета, можно сделать вывод, что

Намеченные для модернизации системы образования меры нам вполне понятны и реально осуществимы. Внедрение в процесс обучения современных методик и инновационных технологий набирает темп. С развитием интернета у учителей появились возможности знакомиться с передовыми системами образования за рубежом, узнать новые образовательные технологии, используя дистанционное обучение, обмениваться мнениями, практикой преподавания на различных педагогических сайтах.

Решение педсовета:

    Для повышения информационной культуры и медиакомпетентности на каждом уроке учителям акцентировать внимание на формирование понятий "информационная культура личности". Для повышения информационной плотности и эмоциональности урока, учителям активно внедрять в учебно-воспитательный процесс информационно-компьютерные технологии. Учителям начальной школы и языковых дисциплин строго следить за выполнением программного материала внеклассного чтения через читательский дневник, рисунки, мини-сочинения. Учителям, не владеющим компьютером, пройти курсы по информационным технологиям.

Выступление на педсовете.

Формирование информационной культуры и медиакомпетентности всех участников образовательного процесса
Демченкова М.В.
Слайд 1.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет, наложили определенный отпечаток на развитие личности ребенка, на весь процесс обучения и воспитания в школе. Поэтому вопрос о формировании медиакомпетентности всех участников образовательного процесса особенно актуален. Что же такое информационная культура и медиакомпетенотность?
Слайд 2,3
Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
Использование новых информационных технологий в школе дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:
Слайд 4
- Повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
- Осуществляется дифференцированный подход;
- Каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
- За один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;
- Облегчается процесс контроля и оценки знаний;
- Развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, ).
Традиционный урок как основная организационная форма обучения оказался адекватной формой и в условиях изменения целей и ценностей образования, и в условиях технологической революции в области средств обучения, когда с бумажным учебником стали конкурировать электронные дидактические средства обучения (мультимедийные учебники, интерактивные обучающие тренажеры, электронные энциклопедии и медиатеки). Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и др.
В настоящее время развиваются следующие направления информационных технологий:
- Универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и др.).
- Компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники.
- Мультимедийные программные продукты.
- Компьютерные средства телекоммуникаций.
Эти направления можно реализовать в школе: Слайд 5-14
Где Для чего Что Как
На уроке контроля знаний, повторения и закрепления.
На этапах первоначального контроля.
Для автоматизации процесса обучения и экономии времени для обработки данных Контролирующие и тестирующие программы Компьютерный класс, соответствующее программное обеспечение
На уроке объяснения нового материала.
Для объяснения материала Обучающие программы.
Показ опытов, моделей, лекций. Компьютерный класс.

На внеклассных мероприятиях.
Для демонстрации материала.
Для развития творческих способностей учащихся.
Мультимедийные средства.
Компьютерные версии интеллектуальных и развивающих игр. Компьютерный класс.
Один компьютер и видеопроектор
Выступления на родительских собраниях
Просветительская деятельность.
Знакомство с результатами работы школы.
Мультимедийные презентации лекций, отчетов о деятельности школы Один компьютер и видеопроектор
Пропаганда здорового образа жизни Просветительская деятельность, обобщение опыта
Информационные проекты, презентации уроков, внеклассных мероприятий; мультимедийный учебник
Один компьютер и видеопроектор
Компьютерная графика
Авторское графическое оформление сайта, школьной газеты плакатов, буклетов
Готовые программные средства Компьютерный класс.

Самообразование педагогов
Оформление классной документации, отчетов; обмен опытом; знакомство с периодикой, наработками других педагогов
Интернет ресурсы.
Электронная база мониторинга. Компьютер с выходом в Интернет

Последовательная методически грамотная работа по созданию условий для внедрения в образовательное учреждение информационно-коммуникативных технологий приведет к тому, что в школе будет создана информационно-коммуникативная обеспеченность учебного процесса, что позволяет ожидать:
Слайд 15
- Создание положительной внешней и внутренней мотивации у всех участников образовательного процесса.
- Повышение образовательного уровня педагога.
- Повышение культуры учебного и педагогического труда.
- Повышение информационной плотности и эмоциональности урока, интенсификация процесса обучения в целом.
- Эффективность обработки информации на уроке.
- Повышение качества образовательного процесса.
- Воспитание, развитие и социализация личности учащихся.


Полный текст материала Выступление на педсовете + презентация "Формирование информационной культуры и медиакомпетентности всех участников образовательного процесса смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Как сделать так, чтобы мир, окружающий человека, стал для него интересным, важным, манящим?

Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок, школьник захотел потрогать этот мир, открыть его сокровища для себя?

Как сделать мир информации необходимым для современного школьника?

Как научить его отбирать и выбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна?

В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в обществе. Наше время называют веком информации. Еще никогда в распоряжении людей не было столько разной информации одновременно.

Ежедневно на каждого из нас, взрослых, обрушивается поток информации, обработка которого отнимает у нас все больше времени, и поток этот постоянно возрастает. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам, взрослым людям, еще более непросто детям.

Что из этой информации важно, а что нет, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество. И помочь ответить на эти вопросы может именно школа, именно ей под силу разъяснить ребенку непонятое, неизвестное в мире информации. Школа призвана научить ребенка пользоваться информацией так, чтобы она открывала ему мир.

Маленький человек появляется на свет. Он окружен заботой и вниманием, помощью и поддержкой. Он познает мир с помощью родных и близких, но ему все больше нравится делать это самому. Родителей удивляет, что ребенок все чаще отвергает их помощь и пытается постичь тайны предметов и явлений самостоятельно.

По мере взросления информационное поле ребенка расширяется, его познавательные устремления становятся более активными. Зачастую родителей это раздражает, они отмахиваются от его вопросов, твердят: подрастешь - узнаешь, рано тебе об этом знать, не твоего ума это дело.

Ребенок подрастает, приходит в школу и ждет, когда же он сможет познать то, что еще не знает. Малыши-первоклассники, затаив дыхание, ждут встреч со своим учителем, который вводит их в мир неизведанной и непонятной им информации, в мир знаний. В этот мир войти помогают и родители, и воспитатели сообща только в том случае, если педагог подходит к проблеме развития познавательной активности, детского интереса и любознательно-сти системно и ответственно.

Однако можно наблюдать довольно грустную картину: дети задают вопросы, ждут ответа, а взрослый, который призван по-мочь им найти ответ, отмахивается от них, злится, не считает это для себя важным делом. И постепенно интерес гаснет, дети уже не задают вопросы, только отвечают на них, при этом делают это без огонька, без задора, без радости.

➨ Проблема познавательной активности, способы, методы и приемы формирования познания ребенка, его развития и расширения - одна из самых главных проблем педагогики. Однако в последнее время эти вопросы рассматриваются однобоко, исключительно с точки зрения учебной активности школьника, урочной деятельности.

Случается и так : пятиклассники, которые учились активно в начальной школе, с большим удовольствием и интересом приносят на уроки энциклопедии, словари, пытаясь дать учителю исчерпы-вающий ответ на вопросы, поставленные в учебнике. И хорошо, если педагог не только поощряет инициативу детей, но и направляет ее в нужное русло, обучает поиску информации, предлагает варианты ее поиска. Такой совместный творческий процесс дает свои результаты. Ребята не только ищут информацию, но и учатся отличать главное от второстепенного.

Когда же педагог не поддерживает учащихся, их интерес будет потерян. Тогда в 7-8 классе, когда учитель попросит найти допол-нительный материал по изучаемой теме, ребята его не услышат.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся часто рассматриваются в педагогической литературе. Этой теме были посвящены многочисленные исследования П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.К. Марковой и других исследователей. В большей степени эти исследования посвящены формированию потребности и интереса к познанию в ходе учебной деятельности. Однако не менее важно заниматься активизацией познавательной деятельно-сти ребенка не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

✏ Интересная познавательная деятельность может не только способствовать накоплению знаний, но и развить интерес и желание постоянно узнавать новое, привычку постоянно пополнять запас своих знаний. Хорошо организуемый взрослыми процесс позна-ния способствует тому, что ребенок стремится приобретать знания не только с помощью взрослого, но и самостоятельно.

Иногда же сталкиваешься с тем, что методы и приемы, которые использует педагог в своей работе, надолго отбивают у ребенка охоту узнавать что-то новое вообще. А ведь ни для кого не секрет, что учебные задания познавательного характера, учитывающие возраст детей, их интересы, увлечения, взаимосвязанная с учебной интересная внеклассная работа способствуют тому, что учащиеся начинают проявлять познавательную активность в самых различных видах деятельности.

Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школ е, продолжается на всех этапах взросления школьника.

В младшем школьном возрасте идет процесс впитывания и накопления знаний, период усвоения этих знаний по их преимущественному признаку: чем знания интересней, необычней, образней, тем больше у детей желания и интереса ими обладать.

На среднем этапе обучения формируется привычка добывать информацию, постоянно ею пользоваться, появляется стойкая потребность владения информацией. Именно на среднем этапе обучения необходимо создать для учащихся такие условия, чтобы максимально развить их информационное поле, способствовать формированию информационной культуры.

Информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно- познавательной и иных видов деятельности.

Ведущая роль в формировании информационной культуры личности, возложена на образовательные учреждения.

Только образовательные учреждения в ряду других социальных институтов, в соответствии с существующим законодательством в образовательной сфере, способны оказывать ежедневное влияние на каждого учащегося, обеспечивая систематическую работу по его информационной подготовке.

В общеобразовательной школе информационную подготовку учащихся призваны осуществлять все учителя в рамках преподаваемых учебных дисциплин.

На практике, как показывает проведенный анализ, навыки работы с информацией формируются преимущественно в ходе изучения трех учебных дисциплин: русского языка, литературы и информатики, а также в ходе выполнения самостоятельной, научно-исследовательской работы учащихся: подготовки рефератов, докладов, конкурсных работ и т. п.

Неоспоримыми преимуществами учителя в деле информационной подготовки учащихся является систематический характер воздействия на учащихся, обусловленный регулярностью учебных занятий, знание психолого-педагогических особенностей каждой из возрастных групп учащихся, профессиональное владение широким спектром современных форм и методов обучения, инновационных педагогических технологий.

Вместе с тем, высококвалифицированный учитель-предметник не всегда сам владеет предметной областью, связанной с форми-рованием информационной культуры личности и включающей не только широкий спектр профессиональных информационных знаний и умений, но и убеждений. Это и основанное на четкой системе аргументации убеждение в неотвратимости вступления человечества в информационное общество и общество знаний; и представление о многообразии накопленных человечеством информационных ресурсов; и владение алгоритмами информационного поиска.

Для всех членов общества сегодня возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности.

Признаком информационного общества является утверждение культа знаний.

✏ Особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.

Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в ее решении особое место, безусловно, должны занять общеобразовательные учреждения. Лишь фундаментальное образование позволяет человеку отделить зерна от плевел, воспользоваться информацией с толком и превратить ее в знание. Очевидно, что огромную роль приобретает вопрос: что именно мы познаем, что читаем, как выбираем объекты для познания, для чтения из необозримых ин-формационных и документальных массивов. То, что может узнать и прочитать за свою жизнь человек, - ничтожно мало, если бесси-стемно использовать всю ту информацию, что идет сама в руки, или читать все случайно попадающееся на глаза. Но и это малое может стать очень многим, если информация, которую получает школьник, интересна, полезна, затрагивает ум, сердце и душу.