Ремонт несъемных аккумуляторов ноутбуков своими руками. Как самостоятельно провести восстановление аккумулятора ноутбука. Как восстановить литиевый аккумулятор ноутбука

Аккумуляторная батарея - первый элемент в ноутбуке, который подвержен износу. Со временем емкость аккумулятора снижается в силу естественных физических процессов, и устройство все чаще и чаще приходится подключать к розетке. К счастью, этот процесс обратим.

CHIP поинтересовался, как можно отследить процесс устаревания батареи, и можно ли что-то сделать, чтобы продлить ей жизнь.

Почему полезно следить за батареей ноутбука

Потому что при покупке нового аккумулятора скупой может заплатить дважды. Ради интереса мы разузнали, во сколько обойдется новый аккумулятор для разных серий ноутбуков:

Но не стоит обольщаться нижней границей цены:

  • Во-первых, это будет не оригинальный аккумулятор от производителя . Скорее всего и бренд окажется никому не известным.
  • Во-вторых, вас могут обмануть с емкостью. Начинку батареи никак не проверишь визуально - возможно, она окажется заметно меньше задекларированной.

Да и вообще, зачем тратить деньги, если можно завести хорошую практику - следить за состоянием батареи?

Как отслеживать состояние батареи

Без программ

Можно воспользоваться встроенными средствами Windows. Откройте командную строку от имени администратора и выполните следующую команду:

Powercfg.exe -energy -output c:battery.html

В указанном файле Windows предоставит вам очень подробный отчет о энергопотреблении вашего ноутбука - и укажет на неоптимальные настройки электропитания, и покажет процессы, которые сильно потребляют батарею. Но вас больше всего должен интересовать небольшой раздел Батарея:Сведения о батарее. И последние две цифры в нем:

Если последняя полная зарядка намного меньше расчетной емкости батареи, ваш аккумулятор пора восстанавливать или заменять.

С помощью программ

Для тех, кто не любит возиться с командной строкой, существует множеcтво небольших утилит для контроля за батареей. Например, простая, удобная и русифицированная утилита Battery Care .

Она замечательна тремя вещами:

  • Во-первых, она отслеживает циклы разряда батареи - от ее полного заряда до полного разряда. Когда их количество превышает 30, программа уведомляет о необходимости выполнить восстановление батареи.
  • Во-вторых, она следит за заявленной и фактической емкостью батареи , и в случае, если они начинают сильно различаться, уведомляет о необходимости восстановления.
  • В-третьих, она высчитывает процент износа батареи , и вы сами можете увидеть, насколько сильно деградировал ваш аккумулятор - и пора ли его менять.

Как восстановить батарею ноутбука своими руками

Итак, вы получили сигнал о том, что батарея ноутбука потеряла в емкости. Есть два относительно простых способа восстановить емкость аккумулятора самостоятельно: полный разряд и калибровка контроллера батареи.

Полный разряд

Иногда, чтобы емкость батареи восстановилась, достаточно простой процедуры:


Эта процедура позволяет если не восстановить полную емкость - невозможно программными средствами устранить физический износ элементов питания - то хотя бы немного ее увеличить, чтобы продлить срок службы устройства.

Главное - не забудьте потом вернуться к оптимальному плану электропитания в Панели управления .

Калибровка контроллера батареи

Иногда снижение емкости батареи на самом деле фиктивное. Это не реальная потеря емкости, а просто какой-то сбой контроллера АКБ. Если система показывает, что у вас 10% заряда, на самом деле может быть и 50%, просто контроллер сбоит и передает ей неверные данные. Проблема решается калибровкой контроллера, то есть устранением сбоя.

У разных производителей ноутбуков есть свои утилиты для калибровки контроллера АКБ. Мы собрали небольшую подборку для популярных марок:

  • Lenovo : Lenovo Energy Management
  • Dell : Dell Power Manager
  • HP : HP Support Assistant
  • Asus: Power4Gear Hybrid

У вашего производителя (например, у Samsung) утилита калибровки может быть встроена в BIOS. Попробуйте при загрузке нажать Delete или F2 и выбрать меню Power стрелками на клавиатуре. Если там есть пункт Battery Calibration , выберите его, нажмите Enter и дождитесь окончания процедуры.

Что делать, если батарея не восстанавливается

В этом случае вероятен серьезный физический износ, который требует вмешательства специалиста. Во многих сервисных центрах предлагается услуга восстановления емкости батареи. В Москве такая услуга обойдется от 950 рублей - в любом случае разница по сравнению с покупкой новой АКБ обычно довольно значительна.

В сервисном центре мастер вскроет вашу батарею, отсоединит от контроллера и извлечет аккумуляторы. Ведь внутри пластикового корпуса находится просто цепочка из нескольких аккумуляторов, примерно вот такая:

Самостоятельная замена элементов питания здесь не предусмотрена. То есть аккумуляторы не вставлены в гнезда, как в игрушках или других гаджетах: их контакты спаяны между собой. Тем, кто захочет самостоятельно заняться ремонтом, нужно помнить о следующих нюасах.

Разобрать корпус не так просто. По логике производителя батарея - это одноразовый элемент, его ремонт не предусмотрен. Поэтому корпус склеен «намертво».

Старые аккумуляторы нужно извлечь. То есть отпилить приваренные контакты, что на самом деле не так просто.

Новые, соответственно, нужно спаять. На производстве это даже не пайка, а контактная сварка. Не факт, что у вас получится.

И это ее не все особенности ремонта: например, перед установкой каждый элемент питания нужно «прокачать» в специальном зарядном устройстве. Так что наш вам совет - не экспериментируйте, если вы, конечно, не инженер-электронщик. В сервисе все сделают за вас, хотя и попросят денег за работу. Восстановление батареи ноутбуков - по сути и есть профессиональная замена элементов питания в корпусе АКБ.

В данной теме выкладывать ПО необходимое для ремонта АКБ,информацию которую нужно знать при ремонте,типичные неисправности и другую нужную информацию,вопросы в данной теме не задавать .

Немного об акумуляторах

Аккумуляторная батарея ноутбука. Аккумуляторная батарея (другие названия: аккумулятор, батарея) - это одно из основных устройств, отличающих ноутбук от настольной машины, хотя на работе ноутбука как такового это не сказывается, но все же все хочется иметь работающую батарею, хотя бы для того, что бы не выключая ноутбук перейти из комнаты в кухню.

Посмотрим, какие батареи бывают в принципе:
 NICKEL-CADMIUM BATTERY - (или сокращенно NiCd) никель-кадмиевые;
 NICKEL METAL-HYDRIDE BATTERY - (или сокращенно NiMH) никель-металл гидридные;
 LITHIUM ION BATTERY - (или сокращенно Li-ion) литий-ионные аккумуляторы.
Последние наиболее часто встречаются, и считается, что это самые лучшие аккумуляторы. Так ли это?

Технология изготовления щелочных никелевых аккумуляторов была предложена в 1899, однако первый NiCd аккумулятор появился в 1947 году. В свое время эти аккумуляторы были действительно чуть ли не единственными. Появление более новых по электрохимической системе аккумуляторов хотя и привело к уменьшению использования NiCd аккумуляторов, однако, выявление недостатков новых видов аккумуляторов привело к возобновлению интереса к NiCd аккумуляторам. NiCd аккумулятор подобен сильному и молчаливому работнику, который интенсивно трудится и при этом не доставляет больших хлопот. Первое, что бросается в глаза - это вес и габариты аккумуляторов. NiCd аккумулятор - самый большой и самый тяжелый, он примерно в два раза толще и тяжелее, чем NiMH. Для NiCd аккумуляторов вредно нахождение в зарядном устройстве в течение нескольких дней. Фактически, NiCd аккумуляторы – это единственный тип аккумуляторов, который выполняет свои функции лучше всего, если периодически подвергается полному разряду. Все остальные разновидности аккумуляторов по электрохимической системе предпочитают неглубокий разряд. Итак, для NiCd аккумуляторы важен периодический полный разряд, и если он не производится, NiCd аккумуляторы постепенно теряют эффективность из-за формирования больших кристаллов на пластинах элемента, явления, называемого эффектом памяти.

Появление NiMH обусловлено попыткой преодоления недостатков никель-кадмиевых аккумуляторов.
В итоге:
 на 30 - 50 % большая емкость по сравнению со стандартными NiCd аккумуляторами;
 меньшая склонность к эффекту памяти, чем у NiCd. Периодические циклы восстановления должны выполняться реже;
 меньшая токсичность. NiMH технология считается экологически чистой.

Однако есть и недостатки:
 Число циклов: число циклов заряда / разряда для NiMH аккумуляторов примерно равно 500. Предпочтителен скорее поверхностный, чем глубокий разряд. Долговечность аккумуляторов непосредственно связана с глубиной разряда;
Быстрый заряд: NiMH аккумулятор по сравнению с NiCd выделяет значительно большее количество тепла во время заряда. Кроме того, NiMH аккумулятор не может заряжаться так быстро, как NiCd; время заряда - обычно вдвое больше, чем у NiCd;
 Саморазряд: и для NiMH и для NiCd аккумуляторов характерен приемлемо высокий саморазряд. NiCd аккумулятор теряет около 10 % своей емкости в течение первых 24 часов, после чего саморазряд укладывается примерно в 10 % в месяц. Саморазряд NiMH аккумуляторов - в 1.5-2 раза выше, чем у NiCd;
 Емкость: емкость NiMH аккумуляторов примерно на 30 % больше емкости стандартного (не очень высокой емкости) NiCd аккумулятора того же размера;
 Цена: цена NiMH аккумуляторов приблизительно на 30 % выше, чем NiCd.
В 1970 году появились первые коммерческие экземпляры первичных литиевых источников тока. Попытки разработать перезаряжаемые литиевые источники тока предпринимались еще в 80-е годы, но были неудачными из-за невозможности обеспечения приемлемого уровня безопасности при обращении с ними. В результате исследований, проведенных в 80-х годах, было установлено, что в ходе заряда и разряда первых литиевых батарей на поверхности лития формируются дендриты. Прорастание дендрита до положительного электрода и возникновение короткого замыкания внутри литиевого источника тока является причиной выхода элемента из строя. При этом температура внутри аккумулятора может достигать температуры плавления лития. В результате бурного химического взаимодействия лития с электролитом происходит взрыв. Так, большое количество литиевых аккумуляторов поставленных в Японию в 1991году, было возвращено производителям после того, как в результате взрывов элементов питания сотовых телефонов, от ожогов пострадали несколько человек.

Еще один тип популярных аккумуляторов – Литий-Полимерные. Отличие от Li-ion заложено в самом названии и заключается в типе используемого электролита, подразумевается, что используется сухой твердый полимерный электролит, однако на сегодняшний день технологии не позволяют сделать такой элемент, поэтому используется гелеобра
зный электролит, и в результате мы получаем некоторый гибрид. Такие аккумуляторы не относятся ни к чистым li-ion ни к Li-pol, и правильнее их было бы называть литий-ионными полимерными, однако производители для продвижения батарей называют их литий-полимерными. Что касается плюсов и минусов li-pol, то они в точности такие же как и у li-ion, поэтому далее мы будем рассматривать li-ion, потому как они наиболее распространенные на сегодняшний день.

 К плюсам Li-ion аккумулятора можно отнести, отсутствие эффекта памяти. После достижения полного заряда не требуется тонкоструйный заряд, и Li-ion аккумулятор может оставаться в зарядном устройстве пока не используется;
 Недостаток Li-ion аккумулятора в том, что он подвержен старению, даже если не эксплуатируется. Ухудшение емкости наблюдается примерно после одного года, и аккумулятор часто отказывает на втором и третьем году. Поэтому не рекомендуется хранить Li-ion аккумуляторы в течение длительного времени.
Максимально наслаждайтесь ими, пока они новые. Максимальный срок службы, заявляемый производителями элементов - составляет 5 лет. Став непригодным к эксплуатации, Li-ion аккумулятор не может быть восстановлен с использованием циклов заряда – разряда, как в случае с другими типами аккумуляторов.
Единственно возможный ремонт это замена элементов батареи, но и тут есть некоторые нюансы:
Ноутбучные Литий-ионные батареи реализуются в виде последовательной цепочки элементов, а увеличение емкости достигается параллельным соединением цепочек. При последовательном соединении аккумуляторов возникает опасность перезаряда наиболее слабых из них, при параллельном – существенной оказывается разница их внутреннего сопротивления: аккумулятор с меньшим сопротивлением будет заряжаться большим током. И то и другое катастрофически отрицательно сказывается на времени службы аккумулятора. Все элементы батареи должны иметь одинаковые параметры, поэтому частичная замена испорченных элементов новыми, не приведет к ожидаемому результату. Элементы должны быть еще и из одной партии, элементы из разных партий имеют разные параметры.

Упомянутую выше опасность перезаряда, означает следующее: перезаряд может привести к повышению давления в элементе и разгерметизации. Поэтому безопасность эксплуатации батарей всегда обеспечивается системой внешней электронной защиты от перезаряда и переразряда отдельных аккумуляторов. Она включает контроллеры, измеряющие напряжение каждого аккумулятора или блока из параллельно соединенных аккумуляторов, и ключ для размыкания электрической цепи при достижении предельных величин напряжения. Для контроля температуры батареи используются термисторы.

Еще к недостаткам Li-ion аккумуляторов можно отнести боязнь сильного разряда (переразряда). Питается вышеупомянутая схема защиты непосредственно от аккумуляторов и поэтому если элементы полностью разряжены, схема перестает работать и заряд элементов не происходит, кроме того глубокий разряд отрицательно сказывается и на внутренней структуре самих элементов. Считается, что оптимальным диапазоном для работы li-ion элементов является 20-100% заряда, выход ниже 20% приводит к более быстрому старению элементов.

Срок службы Li-ion элементов исчисляется не только в годах службы, но и в циклах заряда разряда, как правило, до снижения емкости на 20% они обеспечивают 500 - 1000 циклов. Дальнейшее поведение элементов предсказать достаточно сложно из-за большое кол-ва элементов в батарее, чаще всего происходит плавное понижение емкости, иногда скачкообразное, поэтому системой защиты ведется учет количества циклов. На более старых моделях батарей при достижении определенного значения циклов, система защиты закрывала аккумулятор, и пользоваться им не представлялось возможным. Возможность закрытия батареи при достижении определенного кол-ва циклов остается и сегодня, просто кол-во циклов прописанных в батарее достаточно велико, и старение элементов, а значит и падение емкости происходит раньше. Как правило, значение счетчика можно обнулить, однако не стоит забывать, что пользоваться таким аккумулятором несколько не безопасно, элементы в батарее стареют неравномерно, а значит, и заряжаются и разряжаются тоже неравномерно.

Со счетчиком связана другая сложность, что считать за цикл заряда-разряда? Полный разряд и полный заряд? Но ведь полностью разряжать не рекомендуется. А читать ли циклом кратковременное отключение от сети? Большинство современных батарей не заряжаются, если заряд в данный момент больше 90-95%, это позволяет избежать излишне высоких показателей циклов заряд-разряда. Цифра 90%-95% условна - на некоторых ноутбуках ее можно отредактировать специальными утилитами.

Что касается условий хранений, то однозначной информации по этому вопросу нет, наиболее распространенным является мнение, что хранить надо при заряде в 40% периодически (раз в два-три месяца) дозаряжая до этого значения.

В основном Li-ion аккумуляторы лучше всего функционируют при комнатной температуре. Работа при повышенной температуре драматично сокращает срок их службы.

При низких температурах, эффективность аккумуляторов понижается. Температура в минус 20°C является пределом, при котором Li-ion аккумуляторы прекращают функционировать

Ремонт батареи требуется в двух случаях:
1. Батарея мало держит. Новой она держала час-два-три, а сейчас 5-15 минут. Вывод - плохие элементы. Варианты решения проблемы:
а) купить новую батарею.

2. Батарея вообще не держит. Вариантов опять два:
а) купить новую батарею
б) купить новые элементы и самому оживить батарею.

Как видим, проблем мало, решений тоже мало.

Вариант б) Однозначно нужны новые элементы. 4-6-8-9-12 элементная батарея - соответственно нужно 4-6-8-9-12 новых элементов. Просто заменить дохлую группу - не поможет. Почему? У старых элементов одна емкость, у новой будет другая. Соответственно появится диссбалланс на группах элементов, и электроника просто-напросто выключит эту батарею.

Значит:
1. Нужны ВСЕ новые элементы. Емкость элементов рекомендуется ставить не меньше номинальной. Т.е. были у вас элементы 1800мАч - можно ставить 1800, 2000, 2100, 2200 мАч. Были 2000-ки - ставьте 2000, 2100, 2200. Если, конечно, разница в цене небольшая. Если этот критерий важен (цены) - тогда берите элементы родного номинала.
2. Вскрываем батарею.
3. Элементы нужно сварить так же, как сварены родные. Поищите людей, у которых есть соответствующая аппаратура. Просто паять нельзя. Некоторые говорят "не рекомендуется", но поверьте - НЕЛЬЗЯ.

4. Отсоединять элементы от электроники нужно от большего плюса к меньшему. Определить это в большинстве случаев можно визуально. Если не получается - вооружитесь тестером.

5. Прежде, чем сваривать элементы, соедините их на ночь все вместе: все плюсы к плюсам, минусы – к минусам. Это нужно для выравнивания потенцала на банках.

6. Батарея вскрыта, новые элементы куплены, сварены по подобии старых, старые сняты... По идее, осталось только припаять новые элементы к электронике, и ура!!! Нет, не ура. Все дело как раз в той самой электронике. Она помнит все о ваших старых элементах – количество проведенных циклов, емкость элементов и т.п. Если ваша батарея имела емкость 4000мАч, а после года-двух-трех работы ее емкость стала 200мАч, то даже если вы подставите в батарею новые элементы – электроника «не поверит». Убеждение электроники в том, что у нее новые элементы и называется перепрошивкой (ресетом, обнулением) прошивки. Какими инструментами это делается смотрите в рубрике «HARD - железо, которое необходимо для ремонта ноутбучных батарей»

7. Теперь вам надо определить, с какой связкой вы будете иметь дело. Термин «связка» появился из-за того, что, как правило, на электронике используется пара микросхем: управляющий контроллер и память, в которой записаны разные полезные данные. Встречаются батареи, на электронике которых присутствует только память, или только контроллер. Но мы по привычке и далее будем их называть «связкой». Просмотрите внимательно плату электроники. Контроллер – это, как правило, самая большая микросхема на плате. Память,это, как правило, 8-пиновая микросхема например серий 24С64,24С32 и тому подобные.

8. Связку определили. Теперь вопрос в том, что и где менять, чтобы ресетнуть прошивку. Некоторые производители контроллеров не скрывают эту информацию, и все подробно описывают в даташитах. Прочитав и поняв даташит для вашего контроллера, вы будете знать, что и на что надо изменить.В некоторых случая производители батарей укрывают информацию, и она добывается по крохам. Зато потом она воплощается в программы, которые можно использовать для ремонта.
9. Элементы к электронике присоединяем от "земли" к "плюсу". Т.е. сначала "землю", потом "плюс" первого элемента, потом второго, и т.д. - до самого последнего.

10. Батарея в сборе, прошивка ресетнута. Самое время вставлять батарею в ноутбук (рекомендую пока склеить скотчем, до получения 100%-го успеха) и пробовать заряжать. Если батарея берет заряд (что видно либо по индикатору на ноутбуке, либо по софтовому индикатору Windows’a, а еще лучше воспользоваться программой BatMon). Ждем, пока батарея зарядится до 100%. Дальше: в Windows’e в свойствах электропитания создаем новую схему (test), при которой никогда ничего не выключается: ни экран, ни хард – вообще ничего. Сигнализации также все выключаем. Запускаем BatMon, выключаем штекер питания из ноутбука и наслаждаемся кривой разряда. Она должна опускаться равномерно и плавно. Если она резко пошла вниз – значит, вы допустили ошибку в перепрошивке. Если она опускается равномерно, а потом проваливается – значит, вы приобрели плохие элементы. После того, как ноутбук выключится, снова ставим на заряд. Рекомендуется раза два-три провести заряд-разряд батареи.
Учтите, что при первом разряде возможно следующее: кривая быстро опустится вниз, а потом на ноле процентов ноутбук может проработать долгое время (именно для этого мы отключили самоотключение ноутбука). Не надо паниковать. Просто после первого раза электроника еще не «определила» крайние точки заряда и разряда элементов. Вот поэтому и рекомендуется провести пару циклов заряд-разряд – чтобы электроника корректно работала. Если после нескольких циклов этого не случилось, значит, где-то допущена ошибка.

11. Итак, если цель достигнута: ноутбук работает от батареи положенные час-два-три (как новый), кривая заряда и разряда равномерная – тогда можем собой гордится и считать, что достигли успеха.

Программа для работы с АКБ ноутбука.
Процесс ремонта ноутбучной батареи условно разделить на две части: замена элементов и правка содержимого EEPROM или внутренней флэш-памяти контроллера батареи. Если замена элементов несложный процесс, доступный любому начинающему радиолюбителю, владеющему элементарными навыками обращения с паяльником / аппаратом точечной сварки, то программирование контроллера сложный этап работы,
доступный только ремонтнику имеющему достаточно знании и опыта. Программное обеспечение Battery EEPROM Works специально разработано для максимального упрочения второго этапа ремонта батареи. Battery EEPROM Works делает этот этап простым, как 1-2-3. Пользователю необходимо только подключить микросхему памяти (EEPROM) к адаптеру и нажать кнопку RESET. Все остальные действия сделает программа. Остаточная Ёмкость (Full Charge Capacity) будут такими какие вы установили перед нажатием кнопки RESET и будут отображать действительную ёмкость новых элементов. Счетчик циклов (Cycles Count) будет установлен на ноль. Дата Производства (Manufacturer Date) будет изменена на текущую дату вашего компьютера. Блокировка (Permanent Failure Flag) будет снята, а так же будут сделаны все другие необходимые изменения. Данные в контроллере будут как в новой батарее.
Battery EEPROM Works поддерживает большинство ноутбучных батареек разных производителей

Основные возможности

Считывание SMbus данных через разъем ноутбучнои батареи.
Сохранение SMbus данных в текстовый файл.
Сохранение данных в собственный BQD формат (BQ208X data file), для дальнейшего использования в клонировании bq208X микросхемах.
Чтение и запись всех микросхем памяти используемых в ноутбучных аккумуляторах.
Чтение и запись данных из флэш-памяти и EEPROM в микросхемах с интегрированной памятью как то: BQ2083, BQ2084, BQ2085, PS401, PS402, BQ20Z70, BQ20Z80, BQ20Z90.
Сохранение данных из флэш-памяти и ЕЕПРОМ в формате BIN.
Сброс (обнуление) параметров микросхемы на первоначальные (заводские) параметры в одно нажатие мышки.
Клонирование защищенных паролем микросхем с интегрированной флэш-памятью (bq208X) в новые или не запароленные микросхемы.

Если бы мы не роняли ноутбуки, не заливали их кофе (чаем, колой, пивом – нужное выбрать) и вообще бы время от времени чистили, то они бы работали чуть ли не десяток лет. Однако у аккумуляторной батареи ноутбука по определению ресурс ограниченный, и вам еще повезет, если аккумулятор продержится дольше 5 лет.

Постепенно его емкость снижается, а значит, сокращается время работы от одной зарядки, но случается, что емкость падает резко. Дело может дойти до перегрева аккумулятора и даже взрыва.
Если вы заметили, что аккумулятор на ноутбуке начинает отказывать, не спешите заказывать новый в Китае или покупать такой же у нас, но уже вдвое дороже. Народ на форумах высказывается в адрес китайских аккумуляторов крайне негативно: у него и емкость ниже, и ресурс в разы меньше. Как-то не хотелось ждать месяц, чтобы получить аккумулятор с ресурсом полгода – год.

Но есть другой вариант – самостоятельный ремонт аккумуляторных батарей ноутбуков с заменой элементов, потерявших ресурс.

С чего начать? С диагностики!

Прежде всего, нужно выяснить, насколько сократилось время работы ноутбука после зарядки аккумулятора, насколько адекватно оценивается уровень его заряда. Существуют специальные программы для тестирования аккумулятора, в том числе бесплатная программа BatteryMon.
В программе доступны графики заряда и разряда.
А в меню ‘Info->BatteryInformation…’ содержится очень полезная информация:

Chemistry – тип аккумулятора, например, Lithium Ion (литиево-ионный);
Design capacity – его проектировочная емкость, то есть та максимальная емкость, которой он обладал сразу после изготовления;
Full charge capacity – максимальное значение, которое может быть у заряда аккумулятора;
Current capacity – текущее значение его заряда;
Voltage – текущее значение напряжения на аккумуляторной батарее;
Charge rate – скорость заряда/разряда аккумулятора.

Но нас в первую очередь интересует оставшийся ресурс аккумулятора, который можно определить, если разделить ‘Full charge capacity’ на ‘Design capacity’. Чем ниже оставшийся ресурс, тем выше изношенность аккумулятора.

Как заменить элементы аккумуляторной батареи ноутбука Toshiba Satellite T230-12T

Ноутбук Toshiba эксплуатировался очень интенсивно и практически все время был подключен к сети. Через 5 лет время его автономной работы сократилось примерно на 30%, к тому же аккумулятор стал перегреваться, так что во время зарядки ноутбук стало некомфортно держать на коленях. Если же зарядку не отключали, когда аккумулятор достигал полного заряда, то ноутбук перегревался и отключался сам.

Разбираем аккумулятор ноутбука

Аккумулятор ноутбука имеет смысл ремонтировать своими руками, только если вы уверены в исправности платы контроллера, если же контроллер неисправен либо заблокировался, то дешевле будет обратиться в специализированную мастерскую.
Последовательность действий такая:
извлекаем из ноутбука аккумуляторную батарею;
разделяем пластиковый корпус на две части и аккуратно извлекаем батарею элементов с платой контроллера; а так как сделать это довольно сложно, может помочь следующее:
чтобы половинки корпуса легче разошлись, аккумулятор стоит покрутить в руках и при этом перекашивать его по диагонали в разные стороны, чтобы половинки корпуса расклеились;
нужно постараться найти щель между половинками и засунуть в нее пластиковую карточку, раздвинуть щель и дальше двигать карточку по контуру;
по углам корпуса для разделения можно воспользоваться плоской отверткой, но действовать очень аккуратно, чтобы она не соскочила и не повредила плату контроллера, элемент аккумулятора или вашу руку.

Далее определяем схему соединения элементов аккумуляторной батареи и подключения к плате контроллера. Удобнее всего сделать фото сборки, зарисовать электрическую схему соединения и проставить в ней полярность подключения элементов.

У аккумулятора Toshiba схема объединения элементов обозначена как 2P3S, то есть по два элемента соединены параллельно, а три таких блока соединены последовательно.

Схему необходимо подтвердить с помощью вольтметра:
вначале определяем общую точку, которая на плате контроллера обычно обозначена как 0V или GND,
измеряем относительно неё остальные напряжения в точках подключения сборки к плате контроллера (на всех точках относительно нуля напряжения должны быть положительными, в противном случае, скорее всего, неправильно выбран общий провод),
заносим показания на схему,
находим точку с самым низким потенциалом,
проверяем последовательный прирост напряжения на каждом блоке элементов, подключенном последовательно (прирост должен иметь положительное значение)

Вот как с помощью скотча закрепляются на элементах термодатчики

Внимание! Учтите, что:
пока плата контроллера подключена к элементам, нельзя эти элементы заряжать или разряжать с помощью внешних источников, можно лишь производить замеры напряжения, иначе контроллер может быть заблокирован или вообще выведен из строя;
во избежание блокировки контроллера отключать его от сборки элементов нужно в строго определенной последовательности: вначале отпаять провод (или шину) с наибольшим напряжением – это будет положительный контакт аккумуляторного элемента, который находится с самого края от его нуля, после этого – провод из оставшихся, у которого самое большое напряжение, и так повторять до последнего провода.
После этого контроллер и схему лучше убрать подальше, чтобы не потерять и ничего не повредить.

Диапазон напряжений

Многое зависит от типа химии элементов. В большинстве случаев это Li-ion аккумуляторы с напряжением 3,6 В; их можно заряжать до напряжения 4,2 В и разряжать до 3,0 В. Важно знать диапазон работы аккумуляторов, чтобы не получилось, что новые элементы рассчитаны на более узкий, чем первоначальный, диапазон. Если напряжение будет выше допуска, то элементы будут перегреваться и даже могут взорваться; если выход напряжения будет ниже допустимого, это приведет к резкой потере емкости. Как вариант можно применять элементы с более широким диапазоном напряжений, однако они могут быть слишком дорогими.

Токи заряда и разряда

С токами заряда/разряда обычно проблем не возникает, в ноутбуках не используются сильноточные аккумуляторы, но все же рекомендуется уточнить токовую способность.

Емкость аккумуляторов

Желательно, чтобы емкость аккумуляторов была сопоставима с емкостью оригинальных элементов. Если емкость будет занижена, то время автономной работы ноутбука сократится; если же она будет завышена, то без перепрошивки контроллера время работы увеличится незначительно.

Так, при замене элементов с 2900мАч на 3350мАч ожидалось 15,5%-ное повышение емкости. А контроллер аккумуляторной батареи ноутбука был запрограммирован на элементы на 2800мАч, а их заменили элементами с емкостью 3000мАч.
Для примера: сборка из шести литиевых аккумуляторов напряжением 3,6 В. Как перевести ёмкость из Ватт часов для батареи в ампер-часы для элемента? Делим первую на 6 (количество батарей), а затем ещё на 3,6 В (напряжение на элементе).

При желании сэкономить, если время автономной работы не имеет значения, можно поставить элементы на меньшую емкость либо уменьшить количество включенных в параллель аккумуляторов (например, вместо 2 поставить 1). Но предварительно нужно уточнить токовую нагрузку аккумуляторов, так как если аккумуляторы рассчитаны на меньшую емкость, то у них, как правило, и меньшая токовая способность.

Размеры

Обязательно следует учитывать габариты аккумуляторов. Наиболее распространенный типоразмер, который применяется в съемных аккумуляторах ноутбуков, – это цилиндрические 18650, где первыми двумя цифрами обозначается диаметр аккумулятора (18 мм), а 65 мм – его длина. Если длина из-за особенностей конструкции электродов и пр. будет больше, то такие аккумуляторы могут просто не поместиться в старый корпус.

Восстановление аккумулятора ноутбука

Восстановление разобранной аккумуляторной батареи целесообразно лишь в том случае, если:
при разборке старой аккумуляторной батареи ноутбука не была повреждена плата контроллера;
не произошло короткое замыкание;
сборка из элементов была отсоединена правильно (от максимального плюса к минусу);
контроллер батареи не заблокировался и не вышел из строя.

Приобретение нового контроллера или поиск программатора и программы для разблокирования контроллера нецелесообразно, если речь идет о единичном ремонте аккумулятора.

Прежде всего, необходимо установить марку старых элементов и их характеристики с типом химии, напряжением, токами заряда и разряда, емкостью (эти данные есть в интернете). Это необходимо для поиска новых работоспособных элементов.

Где брать элементы

Возможно вторичное использование хороших старых элементов; можно приобрести их в своем городе либо заказать в зарубежных магазинах или на eBay или AliExpress.

Как паять аккумуляторы li-ion

На производстве сборка аккумуляторной батареи из элементов осуществляется с помощью контактной сварки. Многие считают, что если аккумулятор паять, то он выйдет из строя или прослужит мало. Но если паять правильно и исключить эксплуатацию в экстремальных условиях, то можно будет обойтись и без аппарата контактной сварки.

Для правильной пайки понадобятся:

Паяльник с широким жалом мощностью не менее 40 Вт (лучше со стабилизацией температуры);
паяльная кислота и кисточка (можно заменить ватной палочкой);
припой оловянно-свинцовый типа ПОС-61;
бумага наждачная или надфиль;
подходящий зажим, чтобы зафиксировать аккумуляторы.
Качественная пайка получится, только если правильно лудить спаиваемые поверхности. При пайке аккумуляторов самое главное – не допустить их перегрева. Поэтому необходимо:
чтобы помещение хорошо проветривалось;
на паяльнике должна быть выставлена температура 350°С;
электроды должны быть зачищены;
элемент должен быть надежно зафиксирован.

Порядок действий следующий:
1) С помощью кисточки (или ватной палочки) нанести на электрод немного кислоты.
2) Набрать на жало паяльника побольше припоя.
3) Энергично двигая жало, втереть припой в электрод.

Важно:
аккумулятор нельзя лудить дольше 2 секунд; если за 2 секунды не успели, то отложите элемент и повторите попытку, только когда он остынет;
при пайке нельзя вдыхать испарения кислоты, они очень вредны для здоровья;
после того как залудите аккумулятор, обязательно удалите остатки паяльной кислоты с помощью ватки, смоченной в спирте или хотя бы в водке;
безопаснее всего паять аккумулятор с уже приваренными лепестками; так, у аккумулятора 18650 с лепестками следует облуживать самые края лепестка, чтобы сам элемент при этом не нагревался.

Вот так выглядит новый аккумулятор с лепестком из мобильной зарядки, приваренным контактной сваркой.

Закончив лужение всех элементов, следует проверить, чтобы на всех них было равное напряжение. Если имеются различия более чем на несколько сотых вольта, напряжения необходимо выровнять, используя специальное зарядное устройство либо соединив аккумуляторы параллельно.

Будьте внимательны: если у элементов, соединенных параллельно, разная степень заряда и соответственно разные напряжения, могут протекать огромные токи, так как их ограничивает только крайне малое внутреннее сопротивление аккумуляторов и сопротивление проводов цепи.

Для ограничения тока в разрыв цепь аккумуляторов необходимо включить резистор сопротивлением не ниже dU/Imax (разность напряжений на элементах аккумулятора, поделенная на максимально допустимый ток заряда/разряда аккумуляторов).
Соединение аккумуляторов и резистора осуществляется по приведенной схеме; затем следует дождаться, пока значение напряжение на резисторе не будет меньше сотой вольта.

Сбалансировав напряжение на всех элементах, переходим к сборке их в аккумуляторную батарею. Самый простой вариант – соединять новые элементы с помощью старых соединительных шин, если же они при разборке были повреждены, потребуется медная фольга толщиной 100-200 мкм.

При сборке элементов в батарею следует придерживаться исходной схемы батареи; расположение элементов желательно оставить таким же, как в оригинальной батарее.

Пайка аккумуляторных батарей

При сборке батареи из шести элементов целесообразно объединять все элементы парами: минусы двух элементов вместе между собой и плюсы тоже, после чего последовательно включить три пары.

После сборки элементов к ней подключают контроллер, причем в обратной последовательности, начиная с проводов с самым низким потенциалом и затем в сторону повышения: вначале 0 В и 3,6 В, затем 7,2 В и в самом конце 10,8 В.

Теперь осталось только аккуратно собрать аккумулятор и проверить его (корпус аккумулятора при этом не стоит заклеивать). Подсоединив аккумулятор к ноутбуку, нажмите кнопку питания. Если ноутбук не включился, это означает, что, когда была отключена старая сборка аккумулятора, произошел переход контроллера в режим транспортировки, и он отключил аккумуляторную батарею. Если подключить теперь к ноутбуку сетевое питание, то он «заведется» и увидит восстановленный аккумулятор. Ремонт закончился успешно.

С течением времени аккумулятор лэптопа утрачивает первоначальную ёмкость, что сказывается на продолжительности автономной работы устройства. Если ваш ноутбук функционирует от полного заряда около часа или вовсе перестал включаться без подключенного адаптера питания, не спешите приобретать новую батарею, в некоторых случая возможно произвести восстановление аккумулятора ноутбука самостоятельно.

Калибровка батареи с помощью специальной утилиты

Если аккумулятор начал разряжаться слишком быстро, первым делом попробуйте сделать его калибровку. Самый надёжный способ – это использовать специальную утилиту, которая в зависимости от производителя называется по-разному. Например, для ноутбуков Lenovo – это Energy Management, для фирмы Aser – Aser Care Center. Смысл состоит в том, что необходимо через утилиту запустить режим, который сначала полностью разрядит батарею, а затем её полностью зарядит. Во время калибровки нельзя отключать адаптер питания, прекращать подачу электричества, а также пользоваться ноутбуком. Процесс может занять от 2 до 10 часов. В некоторых случаях калибровка помогает вернуть былую автономность устройства.

Восстановление батареи ноутбука – вскрываем аккумулятор

Если калибровка не дала желанных результатов или, как описывалось ранее, лэптоп не работает от аккумулятора, пока не произойдёт подключение адаптера питания, пора приступать к ремонту батареи.

Необходимые инструменты:

  • макетный нож;
  • мультиметр;
  • паяльник с мощностью, не превышающей значение 40 Вт;
  • несколько автомобильных лампочек мощностью 21 Вт;
  • цианакрилатный клей.

Так как батареи ноутбуков делают неразборными, придётся воспользоваться макетным ножом или иным острым предметом, чтобы вскрыть её корпус. Найдите шов на аккумуляторе и аккуратно разрежьте его. Делайте это осторожно, чтобы не повредить внутренние компоненты.

Прежде чем приступить к дальнейшим действиям, обязательно определите вид вашего аккумулятора, так как это повлияет на процесс восстановления. Если ноутбук новый, то, скорее всего, у вас литий-ионная (Li-ion) батарея, а если лэптоп старше 3-4 лет – возможно, никель-металлгидридная (NiMH).

Восстановление никель-металлгидридного аккумулятора

Инструкция:

  1. сосчитайте количество элементов питания внутри корпуса батареи;
  2. умножьте полученное значение на 1.2, чтобы установить номинальное напряжение аккумулятора;
  3. к крайним выводам последовательно соединённых элементов питания припаяйте автомобильные лампочки;
  4. на мультиметре установите предел измерения 20 В и проверьте напряжение на лампочках – если оно равно номинальному, переходите к шестому пункту (в случае, когда напряжение аккумулятора соответствует номинальному, но лэптоп при этом не включается, это указывает на проблему с контроллером);
  5. если напряжение меньше номинального, установите на мультиметре предел измерений 2000 мВ, а затем проверьте напряжение на отдельных элементах, делая отметки, например, маркером, на тех, напряжение которых менее 1.1 В (в случае обнаружения таковых придётся заменить все элементы);
  6. присоедините к каждому элементу батареи лампочку с припаянными проводами и оставьте её примерно на 10 часов, чтобы она полностью разрядилась;
  7. затем посредством блока питания лэптопа и лампочки, подключенной последовательно к элементам батареи, поднимите напряжение каждого элемента до 1.1 В, после этого полностью зарядите аккумулятор;
  8. повторите цикл полной разрядки и зарядки ещё два раза;
  9. склейте корпус и проверьте работоспособность батареи, подключив её к ноутбуку.

Если описанный метод не принёс результатов, придётся менять сразу все элементы питания. Отлично подойдут никель-металлгидридные батареи от фирмы Sanyo ёмкостью 2100 мАч. При замене не пользуйтесь паяльником для соединения элементов питания в цепочку. Вместо этого, сделайте контактные держатели и припаяйте к ним соединяющие провода.

Восстановление литий-ионного аккумулятора

Данные батареи опасны, поэтому будьте предельно осторожны при ремонте. Перед началом обязательно убедитесь, что батарея полностью разряжена.

Инструкция по ремонту:

  1. определите номинальное напряжение батареи, сосчитав количество элементов питания и умножив полученное значение на 3.7;
  2. припаяйте лампочки к крайним выходам последовательно соединённых элементов;
  3. проверьте напряжение – если оно соответствует номинальному, то переходите к пятому пункту (учтите, если ноутбук при этом не работает от батареи, скорее всего, вышел из строя контроллер);
  4. если напряжение меньше номинального, необходимо в первую очередь отпаять контроллер, а затем и все элементы друг от друга и проверить напряжение каждого по отдельности, при этом все элементы с напряжением существенно меньше 3.7 В следует заменить на новые;
  5. с помощью лампочки разрядите все элементы питания до значения 3.2 В;
  6. затем склейте корпус аккумулятора, вставьте его в ноутбук и осуществите процесс полной зарядки.

Ещё одна проблема, возникающая с литий-ионными и литий-полимерными аккумуляторами, если они не использовались в течение долгого времени – это снижение напряжения до уровня ниже порога, при котором срабатывает защитный контроллер. В этом случае аккумулятор не заряжается, а на его контактах напряжение равняется нулю. Для решения проблемы необходимо подвести к последовательной цепочке элементов батареи через лампочку мощностью 5 Вт источник питания лэптопа и зарядить аккумулятор до напряжения 3.4 В на один элемент.

В своё время ноутбуки завоевали огромную популярность благодаря возможности работать от аккумуляторной батареи , что позволило не быть прикованным к одному месту и выполнять необходимую работу практически везде. Первые модели могли продержаться без заряда совсем недолго, а используемые никель-металлогидридные батареи обладали кучей недостатков. Но производители не сидели сложа руки, и за несколько десятилетий технологии изготовления аккумуляторов претерпели кардинальные изменения. На сегодняшний день в подавляющем большинстве ноутбуков используются литий-ионные батареи. Они могут прослужить довольно долго и лишены многих недостатков своих предшественников.

Но тем не менее они не являются совершенными и со временем также могут прийти в негодность. Неисправность батареи выражается в том, что она очень быстро разряжается, либо ноутбук некорректно отображает уровень заряда. В таком случае производители и продавцы техники рекомендуют приобрести новый аккумулятор. Но, поскольку стоимость оригинального комплектующего довольно высокая, можно попробовать откорректировать его работу самостоятельно. В зависимости от степени повреждения необходимо либо заменять элементы аккумулятора, либо же достаточно будет выполнить сброс контроллера батареи ноутбука.

Заметим, что контроллер аккумулятора – электронное устройство и тоже может выйти из строя. Если это произошло, то батарея не будет работать совсем. Тогда все нижеприведённые советы не помогут – требуется ремонт контроллера в сервисе или замена батареи. Однако, если батарея хоть как-то работает, значит, контроллер работоспособен. Он лишь показывает неправильные значения зарядки, быстро заряжает или разряжает аккумулятор, и с этим можно побороться.

Именно о последней возможности мы хотим подробнее рассказать в сегодняшнем материале. Вы сможете узнать, в каких случаях нужно сбросить контроллер, а также мы расскажем о возможных способах, как это можно сделать самостоятельно в домашних условиях.

Для начала стоит выяснить, что представляет собой контроллер батареи. Это небольшая микросхема, встроенная в сам аккумулятор, контролирующая его рабочее состояние, а также процесс заряда и разряда. Она взаимодействует с контроллером питания на материнской плате самого ноутбука, а также передаёт необходимую системную информацию операционной системе. Надеемся, схема вам понятна. Мы постарались описать всё простыми словами, но, если вы хотите узнать технические подробности, поищите в интернете.

Когда эта небольшая микросхема перестаёт корректно работать, может понадобиться выполнить сброс контроллера. В народе эта процедура также известна как калибровка батареи . По большому счёту, ситуаций, когда это может потребоваться, всего лишь две: некорректное отображение заряда и замена элементов аккумулятора.

Под некорректным отображением заряда следует понимать ситуацию, когда операционная система ноутбука даже после длительной зарядки показывает, что уровень заряда - менее 100%, либо заряд резко падает, и ноутбук выключается не через несколько часов, как ему положено, а гораздо быстрее. Многие начинают думать, что батарея пришла в негодность, но это не всегда так. Проблема очень часто заключается в её контроллере, который просто некорректно отображает заряд.

Под заменой элементов аккумулятора имеется в виду, что в некоторых мастерских и сервисных центрах могут предложить так называемую перепаковку батареи, то есть заменить пришедшие в негодность внутренние блоки. После этого необходимо выполнить сброс контроллера, чтобы все новые элементы были распознаны и могли быть правильно задействованными. Хотя, если после замены блоков что-то работает не так, вы имеете полное право предъявить претензии и потребовать исправления недоработок.

Теперь давайте рассмотрим, как сбросить контроллер батареи ноутбука. Затронем программный и ручной способы.

Программный сброс контроллера

На некоторых сайтах вы можете увидеть рекомендацию воспользоваться программой Battery EEPROM Works. Это действительно очень мощная и продвинутая утилита, которая может в некоторых случаях буквально реанимировать аккумулятор. Но есть одно большое НО! Чтобы пользоваться ею, нужно знать очень много и уметь разбираться в электросхемах, а также иметь необходимые переходники, которые далеко не всегда легко достать в свободной продаже. Мы не будем рекомендовать вам эту программу для использования в домашних устройствах, так как можно очень легко бесповоротно испортить аккумулятор. Что же тогда вам подойдёт?

Окно программы Battery EEPROM Works

Практически каждый производитель имеет встроенные утилиты управления питанием. Её можно скачать на сайте поддержки, на странице загрузки драйверов вашего устройства, а в некоторых случаях утилита может быть либо предустановленной, либо записанной на идущий в комплекте диск с драйверами. Выберите функцию сброса или калибровки и в точности следуйте указаниям, высвечивающимся на экране. Чаще всего утилита разряжает батарею до нуля, после чего выполняет зарядку до 100%. Контроллер запомнит крайние показатели уровня заряда и станет работать, как и сразу при покупке.

Для разных ноутбуков может применяться разное программное обеспечение, предусмотренное производителем. Рассмотрим некоторые популярные модели:

  • Acer – утилита BatteryMark проводит тестирование аккумулятора, полностью нагружая процессор. Если будут замечены несоответствия в его работе, производится сброс и несколько циклов зарядки-разрядки.
  • Asus имеет в BIOS опцию Smart Battery Calibration на вкладке Здесь можно обнулить все данные контроллера.
  • Dell – здесь нужно для своей модели смотреть утилиту на официальном сайте производителя. Если её нет, можно использовать другие программы, например, Smarter Battery.
  • HP – на сайте производителя есть утилита HP Support Assistent, в которой есть опция «Проверка аккумулятора».

Однако, если вы всё-таки хотите выполнить полный сброс контроллера, то придётся изучить работу с программой Battery EEPROM Works. Но учтите, что делаете вы это на свой страх и риск, поэтому экспериментировать стоит, если в случае неудачи батарею будет не жалко выбросить. Эта утилита позволяет:

  • Обнуляет счётчик циклов заряда-разряда батареи.
  • Меняет дату выпуска аккумулятора на системную ноутбука.
  • Прошивает в контроллере реальную ёмкость батареи.

После этого аккумулятор считается «новым». Исправление реального заряда может помочь, если контроллер неправильно его показывает и ноутбук быстро отключается, хотя батарея еще может работать. Это требуется делать и после замены элементов батареи на новые. Еще раз напомним – сначала изучите, как этой программой пользоваться, так как она позволяет делать очень многое.

Ручной сброс контроллера

Если по какой-то причине найти или установить утилиту управления питанием не получается, сброс или калибровку батареи можно выполнить вручную. Каким образом?

  1. Отключите ноутбук от электрической сети, после чего переведите его в режим BIOS. Подробнее можно прочесть в статье как запустить режим БИОСа .
  2. Оставьте ноутбук и не трогайте его, пока он полностью не разрядится. Позаботьтесь о том, чтобы он не перегрелся.
  3. Не включая ноутбук, поставьте его на зарядку. Дождитесь его полного заряда, для этого его можно оставить его на всю ночь.

В 99% случаев такие простые действия помогут вернуть аккумулятор к жизни. Ну а если не помогает и это, купите новый аккумулятор, либо подключайте переносной компьютер напрямую к розетке, извлекая при этом батарею.

  • Если вы используете ноутбук только дома , то для меньшего износа его аккумулятора лучше будет его извлечь. Но перед этим зарядите его примерно на 80%, а также время от времени проверяйте уровень заряда, поскольку он склонен к саморазряду. После извлечения подключите ноутбук к блоку питания и пользуйтесь, как стационарным компьютером. Этот вариант подойдёт для тех, у кого ноутбук стоит только в одном месте, так как при таком использовании вы можете потерять данные, если отключите ноутбук от источника питания во время работы.
  • Для увеличения времени работы за вашим устройством установите соответствующие параметры в настройках плана электропитания. При необходимости пользуйтесь режимом энергосбережения.

Заключение

Друзья, сегодня мы с вами поговорили о том, как сбросить контроллер заряда ноутбука. Мы узнали, что иногда проблема заключается не только в аппаратных частях компьютера, но и в программном обеспечении. Поэтому не нужно спешить сразу заказывать новый аккумулятор. Надеемся, что у вас всё получилось, и не осталось никаких вопросов. Не забываем делиться своим мнением в комментариях.