Аналитическая деятельность библиотек. Некоторые вопросы создания информационных центров на базе муниципальных библиотек Структура информационно аналитической деятельности библиотек

16–18 сентября 2015 г. в Санкт-Петербургском государственном институте культуры прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Информационно-аналитические проекты библиотек: вызовы ХХI века». В рамках конференции – IX Всероссийское совещание руководителей служб информации по культуре и искусству «Информационно-аналитическое обеспечение сферы культуры: состояние и перспективы».

16-18 сентября 2015 г. в Санкт-Петербургском государственном институте культуры прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Информационно-аналитические проекты библиотек: вызовы ХХI века». В рамках конференции - IX Всероссийское совещание руководителей служб информации по культуре и искусству «Информационно-аналитическое обеспечение сферы культуры: состояние и перспективы».

Всего в работе мероприятия приняли участие 96 научных работников и специалистов сферы культуры из 18 регионов Российской Федерации, в т. ч. представители вузов культуры, национальных библиотек России (РГБ, РНБ, Президентской библиотеки), Библиотеки РАН, Библиотеки Российской академии художеств, центральных библиотек субъектов РФ и других учреждений сферы культуры, образования и массовой информации, ВИНИТИ.

Программа мероприятия была очень насыщенной: прошли пленарные и секционные заседания, дискуссионные часы, круглый стол, мастер-классы. Также были подведены итоги смотра-конкурса электронной продукции служб информации по культуре и искусству (2012-2015 гг.) региональных библиотек Российской Федерации.


Главным предметом обсуждения конференции стала
информационно-аналитическая деятельность библиотек - основа основ библиотечной работы - ее современное состояние и перспективы развития. Эта тема звучала в каждом приветственном слове ведущих ученых и библиотечных специалистов.

Тикунова Ирина Петровна (канд. филос. наук, зав. Центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе, РГБ), отметила, что мы живем в эпоху информационной, технической, ментальной революций, когда информация - главный продукт цивилизации, а библиотека - базовая организация по сбору, переработке и распространению информации. Информационно-аналитическая деятельность - самая сложная интеллектуальная работа. Сегодня нужно уметь увидеть новые направления этой работы, новые потребности в информации.

Чалова Зоя Васильевна (директор ЦГПБ им. В. В. Маяковского ): «Библиотекари - бриллианты в сфере информационной деятельности». Анализ и осознание опыта библиотек разного уровня - важный этап на пути развития их развития, а аналитика - главный вектор этого развития.

Жабко Елена Дмитриевна (доктор пед. наук, профессор, зам. генерального директора Президентской библиотеки им. Б. Ельцина ) говорила о сотрудничестве Президентской библиотеки и СПбГИК в оцифровке фондов и предоставлении доступа к ним через портал, проведении науно-практических мероприятий, привлечении выпускников института к проектам библиотеки.

Гиляревский Руджеро Сергеевич (доктор филос. наук, профессор, зав. Отделением научных исследований по проблемам информатики ВИНИТИ ): «Информатика XX и XXI века отличаются друг от друга как земля и небо. Объемы информации нарастают с геометрической прогрессией. Сегодня осмысление информации - это обобщение и аналитика. Аналитико-синтетическая деятельность вообще присуща человечеству, но библиотечная аналитико-синтетическая деятельность - это специфическая грамотность. Нынешние достижения библиотек будут пристально изучаться ВИНИТИ.

Басов Сергей Александрович (канд. пед. наук, зав. научно-методическим отделом РНБ, член правления РБА) отметил разрушительное влияние вызовов XXI века на библиотечную сферу страны. Методические центры на муниципальном уровне вынуждены самостоятельно решать свои проблемы. Главные методические центры (9 библиотек федерального уровня) будут активнее сотрудничать с центральными библиотеками регионов - «хребтом» библиотечной системы России. Ведь именно их сотрудники знают, что происходит в библиотеках страны. Видит в будущем выстраивание аналитико-информационной системы.


(доктор пед. наук, профессор кафедры документоведения и информационной аналитики СПбГИК) в своем докладе сделала акцент на возрастающем спросе на обзорную информацию - жестко свернутую и более оперативную. «Аналитик в библиотеке - сотрудник, хорошо знающий информационные ресурсы по профилю библиотеки, основные методы анализа, умеющий получать выводное знание по запросу читателя. Читательская аудитория быстро меняется, и как никогда важно выявление новых групп потенциальных читателей, «недообслуженных» читателей». В выступлении обозначены проблемы:

Главная ценность - опытные кадры. Рост профессиональной компетенции библиотечных специалистов, развитие сетей библиотек.
- Взаимодействие библиотек - важная ресурсная составляющая.
- Объединение в региональную сеть служб Виртуальной справки.
- Формирование общественного мнения о библиотеке.

Отметила риски библиотек:

Недооценка роли библиотек в формировании и развитии культуры региона.
- Эпизодичность в выполнении сложных запросов.
- Недооценка затрат на аналитические проекты.
- Недокомплектование краеведческих фондов.
- Отсутствие самостоятельных центров информации по культуре регионов.
- Государством финансируются лишь комплектование и книговыдача.

Вывод: библиотеки работают вопреки сложившейся ситуации.

Брежнева Валентина Владимировна (доктор пед. наук, профессор, декан библиотечно-информационного факультета СПбГИК) в своем выступлении ответила на вопрос: как и в каком направлении могут меняться библиотеки . Отметила освоение библиотеками функций др. социальных институтов, сложность отслеживания грани, за которой начинается «растворение» библиотеки, потеря своих сущностных функций. Видит тревожную тенденцию «превращения библиотек в чудесное место с мягкими диванами». Главная задача библиотеки - не превратиться в другой социальный институт, не разрушить библиотеку.

Выделяет новые направления в развитии библиотек:

Создание учебных и исследовательских центров;
- «встроенное» информационное обслуживание (когда библиотекарь - член проектной команды - сохраняет свои сущностные функции);
- создание репозиториев научных публикаций;
- библиометрические исследования;
- Data Mining (добыча данных, интеллектуальный анализ данных, создание добавленной стоимости);
- предвидение развития проектов, ситуации.

«Библиотека и библиотекарь будут интересны читателю, если умеют делать то, что не умеет делать сам читатель. Нужно сохранять свою монополию в библиотечной области».

Прозоров Иван Евгеньевич (канд. пед. наук, доцент кафедры документоведения и информационной аналитики СПбГИК, зав. сектором научно-аналитической работы Управления библиографическими службами ЦГПБ им. В. В. Маяковского) :

Аналитика в библиотеке живет вопреки сложившейся ситуации.

Важно грамотно подбирать ресурсы, организовывать и передавать в пользование читателям.

В библиотеках идет наращивание показателей по массовым мероприятиям. Библиотеке всегда была присуща широкая номенклатура аналитической продукции. Но кто ее будет создавать? Руководители библиотек и сами библиотекари часто не заинтересованы в этом. Аналитическая продукция - всегда штучный продукт, создаваемый уникальными специалистами, которых нужно беречь.

Часто краеведы и др. библиотечные специалисты занимаются не своими задачами. Руководители библиотек не рассматривают библиографическую работу как приоритетную деятельность, а библиографов как экспертов информационной работы. В глазах директора - это рядовые исполнители.

В библиотеках не интеллектуальный труд оценивается выше интеллектуального.

Остро стоит кадровый вопрос. Кто будет создавать трудоемкие интеллектуальные продукты? Готовы ли вузы выпускать таких специалистов? Выпускникам не хватает нужной подготовки.

Вот основные посылы конференции, ведущих ученых нам библиотекарям-практикам в регионах.

Современные достижения библиотек будут пристально изучаться в РГБ, РНБ, ВИНИТИ - ведущих информационных и методических центрах РФ.


На дискуссионном часе обсуждалась «Сводная таблица реальных и потенциальных групп читателей», алгоритм поиска и анализа.
«Результаты исследования группы потенциальных читателей в регионе: на материале Псковской области»: сообщение Грищенко Н. Г., завотделом литературы по культуре и искусству Псковской областной универсальной научной библиотеки.

Вопросы для дискуссии:

Как выявить группы потенциальных пользователей?
- Как определить состав и размер группы?
- Какие каналы связи выбрать в работе с группой?
- Нужны ли активные формы работы с потенциальной группой пользователей?

На конференции такжеобсуждались современные направления анализа информации в библиотеке. Выступили ученые СПбГИК и библиотекари-практики из РГБ, Библиотеки РАН и центральных региональных библиотек: Санкт-Петербурга, Липецка, Архангельска, Казани, Челябинска. Доклады были посвящены аналитическому исследованию по запросу пользователей, индексу цитирования, методике поиска и форме представления данных по запросу, тенденциям развития информационно-библиографического обслуживания в виртуальной среде (виртуальные справочные службы библиотек и социальные сети интернета), технологиям оценки источников информации в практике обслуживания пользователей.

Библиотекари-практики познакомили слушателей с сетевыми проектами по культуре и искусству регионов.

Челябинскую областную универсальную научную библиотеку на этом форуме представила Е. Г. Расшивалова, ведущий библиотекарь отдела электронных ресурсов, редактор-координатор портала ЧОУНБ, с докладом «Управление качеством содержания портала на примере Челябинской областной универсальной научной библиотеки».



В рамках конференции состоялось IX Всероссийское совещание руководителей служб информации по культуре и искусству «Информационно-аналитическое обеспечение сферы культуры: состояние и перспективы».

На совещании были подведены итоги смотра-конкурса электронной продукции служб информации по культуре и искусству (2012-2015 гг.) региональных библиотек Российской Федерации.

Всего на смотр-конкурс было получено 26 заявок из 18 библиотек. По решению жюри, в состав которого вошли специалисты РГБ, РНБ и Смоленской ОУНБ, победителем V этапа смотра-конкурса признана Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина за электронное издание «Банк инноваций». Дипломантами стали: Вологодская ОУНБ, ГПНТБ СО РАН, ЦУНБ Ивановской области, Псковская ОУНБ, Пензенская ОБ. Ценными призами смотра-конкурса награждены Курская, Липецкая, Рязанская, Челябинская библиотеки и ЦБС Чебоксарского района Чувашии.

В настоящий момент устаревшая библиотека как социальный институт теряет свою актуальность. Однако возникают другие или реабилитируются старые в абсолютно новые социальные предприятия и культурные институты. В настоящее время библиотекарь или, как называют эту профессию на языке профессионалов данной организации, специалист библиотечно-информационной деятельности, должен уметь не только расставлять книги на полках. Это целая система работы и обязанностей, которые включают новейшие информационные технологии и проекты.

Давайте разберёмся, что же такое библиотечно-информационная деятельность. Кем работать специалисту с таким дипломом?

Введение в профессию

Управление библиотечно-информационной деятельности специалистов в этой области вкупе с инновационными технологиями, внедряемыми в современные библиотеки, информационные и культурные центры, позволяют открыть доступ для посетителей к самым ценным экспонатам. А это порой исторически важные и особо охраняемые документы, фонды и материалы, к которым теперь можно легко подобраться простым посетителям библиотек посредством новейших информационных технологий.

Куда пойти учиться?

В нашей стране специальность "Библиотечно-информационная деятельность" можно получить более чем в 40 университетах, институтах и академиях. В их числе:

  • Московский государственный а также столичный Лингвистический университет.
  • Арктический государственный институт искусств и культуры.
  • Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий.
  • имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Основа обучения

  • методическая;
  • преподавательская;
  • информационно-аналитическая;
  • научно-исследовательская;
  • организационно-управленческая;
  • культурно-просветительская;
  • проектная и экспертная;
  • психолого-педагогическая.

В чём заключается работа?

Главная задача работы заключается в формировании, обработке и классификации информационных и документальных фондов, а также обеспечении их полной сохранности и организация их восстановления или реставрирования.

Основная работа специалиста библиотечно-информационной деятельности заключается в следующем:

  • осуществление информационной диагностики и моделирования, то есть информационно-аналитическая обработка информации;
  • исследование качеств информационных ресурсов, их корректировка и обработка;
  • выявление и оценивание инновационного опыта деятельности;
  • работа и изучение потребителей информационно-библиотечных ресурсов;
  • проектирование и реализация, то есть конкретное осуществление обслуживания пользователей данных ресурсов;
  • разработка инновационных проектов данной среды для улучшения осуществления обслуживания пользователей, а также внутреннего социального партнёрства.

Перспективы

Многие студенты задаются вопросом, поступив на кафедру библиотечно-информационная деятельность: "Кем можно работать с таким дипломом?"

Став специалистом в данной области, можно найти подходящую профессии работу в:

  • библиотеках;
  • культурно-досуговых центрах;
  • информационных и информационно-аналитических центрах и агентствах;
  • преподавательстве;
  • издательских типографиях и редакциях;
  • мультимедиа центрах.

Но, конечно, дипломированный специалист с высшим образованием, полученным по профилю "Библиотечно-информационная деятельность", кем работать, будет знать точно. Почти во всех высших учебных заведениях существует практика подбора места дальнейшей после учёбы работы для каждого заинтересованного в этом студента.

Предметы обучения студентов

Профстандарт библиотечно-информационной деятельности предполагает обучение по таким предметам, как:

  • библиотековедение;
  • библиографоведение;
  • библиотечная журналистика;
  • библиотечная этика;
  • документоведение;
  • информационные системы и технологии;
  • информатика;
  • социальные коммуникации;
  • в научно-технической деятельности;
  • иностранные языки;
  • теория и история литературы;
  • детская литература и чтение;
  • менеджмент качества;
  • философия;
  • история и некоторые другие.

Конкретный набор предметов зависит от выбранного студентом профиля обучения.

Пример

Например, специалиста по профилю обучения "Библиотечно-информационная работа с детьми и юношеством" ждёт:

  • линия обучения антропологии детства;
  • участие в фольклорно-этнографических экспедициях;
  • повышение степени образования по курсу "Теория детской литературы и методология детского чтения", а также многое другое.

Образовательные программы

Образовательные программы и профили, по которым осуществляется подготовка специалистов в области "Библиотечно-информационная деятельность":

1. Технологии автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов.

По этому профилю студенты изучают:

  • логичность движения информации в социальной среде;
  • основные правила деятельности систем и сетей информации;
  • во всех видах своих проявлений;
  • глубокие понятия о документальных потоках в библиотечной сфере, а также всего имеющегося фонда и различные направления деятельности библиотек.

Подготовленный специалист с такими умениями и навыками легко сможет работать с полной автоматизацией библиотечных технологий с применением средств мультимедиа.

2. Управление и менеджмент данных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности библиотек.

Профессионалы этого профиля занимаются:

  • управлением и менеджментом информационных ресурсов (документы, материалы и фонды библиотек или других профильных учреждений);
  • информационным эскортом инновационных проектов;
  • созданием социальной коммуникационной сферы организации.

3. Книжные коммуникации в профессиональной сфере.

Важным дополнительным преимуществом такого специалиста станут навыки работы с редкими и рукописными книгами, которые являются особо ценными среди коллекционеров.

Учёба по этому профилю подготовит студентов к:

  • организации и книжных магазинов;
  • правовым и юридическим нормам деятельности вышеуказанных организаций.

Такой специалист библиотечно-информационной деятельности будет иметь практические навыки книжного дизайна и оформления как внутреннего, так и внешнего. А также способность определять точную цену антикварных и букинических изданий без ошибок, навыки работы с аукционными каталогами книг.

4. Управление и менеджмент библиотечно-информационной деятельности.

После освоения программы этого профиля получаются специалисты среднего и высшего звена - элита библиотечного мира. Можно назвать это направление очень важным и ответственным, поскольку практической средой деятельности профессионала станет:

  • планирование ежедневной деятельности библиотечного учреждения, а также долгосрочного управления и менеджмента организаций данного профиля;
  • работа со структурными подразделениями таких институтов;
  • практическая работа с персоналом;
  • полное понимание отдельных направленностей деятельности библиотек и подобных им организаций.

Таким образом, такой выпускник является универсалом в своей профессии и может найти работу в сфере управления, культуры, образования, социальных коммуникаций.

5. Информационно-аналитический профиль деятельности.

Предполагает, что специалист в области библиотечно-информационной деятельности:

  • знает методы анализа и соотношения информации;
  • способен выявлять причинно-следственные контакты и факторы развития сложных ситуаций.

При обучении у студентов развивают прогнозно-аналитические умения, способность к информационному сопровождению профессиональных видов деятельности, к менеджменту информационными ресурсами различных учреждений.

В рамках этого профиля существует два фактических направления для студентов: в области художественной литературы и в социально-экономической сфере.

6. Библиотечно-информационная деятельность с детьми и юношеством. Это специалисты теории детской литературы и культуры детского чтения. Также является востребованным видом деятельности.

7. Библиотечно-информационная деятельность обеспечения потребителей информации - это в основном будущие организаторы и технологи продвижения и расширения чтения среди населения. Здесь главным в профессиональном изучении является комплекс педагогических, психологических и социально-коммуникативных знаний и навыков.

Высококвалифицированные специалисты этой деятельности помогают потенциальным и укоренившимся читателям информационных ресурсов сформировать через культуру чтения свой социальный статус и расширить кругозор, пройти ступени читательской социализации.

Шифр

Для каждой специальности предусмотрен специльаный код. Шифр данной специальности - 51.03.06 "Библиотечно-информационная деятельность".

Информационные технологии

Специалист в области библиотечной деятельности должен будет осваивать новейшие информационные и инновационные технологии, касающиеся этой профессии. Информационные технологии библиотечной деятельности данных специалистов складываются в несколько пунктов:

  • реализация доступа потребителей к необходимым ресурсам посредством сети Интернет как удалённо (из другого города, например), так и в самой библиотеке;
  • занесение всех библиотечных фондов и документов в специальную базу данных (сканирование, оцифровка) для дальнейшей реализации посетителям в качестве объекта не натурального, а оцифрованного, что в конечном счёте помогает сохранению и восстановлению архивных фондов, документов и материалов;
  • использование рекламы, PR-технологий и PR-мероприятий в работе современной библиотеки;
  • посредством новейших информационных технологий и гаджетов заинтересовывать потребителей (в том числе детского и юношеского возраста) в библиотечно-информационных ресурсах.

Галина Феофановна Гордукалова,
заведующая кафедрой гуманитарной информации СПбГУКИ,
доктор педагогических наук

Вопрос об информационно-аналитической деятельности библиотек остается открытым и дискуссионным. Даже в крупных научных библиотеках нет должности информационного аналитика,
а сложные запросы читателей выполняет библиограф, опытный библиотекарь читального зала.

З большого перечня доводов в пользу информационного анализа выберу по одному из прошлого, настоящего и будущего библиотек.
ПРОШЛОЕ: Библиотеки - интеллектуальные центры цивилизации и накопили значимый опыт информационного анализа. Мы всегда были аналитиками при поиске информации, имеем богатейшие навыки уточнения запросов читателей, нередко заставляя осознать собственные информационные потребности - еще не сложившиеся, ускользающие от них самих. Мы хорошо умеем свертывать и систематизировать информацию, но этот опыт сложно формализовать и передать в виде методик. В потоке профессиональной литературы об информационном анализе также практически нет описания технологий выполнения обзорных справок разного рода (лучшие публикации - см. первые рекомендации в заключении). Следовательно, задача данного раздела - соединить исходное библиографическое знание с основными правилами и конкретными приемами информационной диагностики объектов.
НАСТОЯЩЕЕ: Библиотеки не желают терять свой статус центров, концентрирующих информационные ресурсы, оставаться лишь хранилищами старых книг. Государство нормативно закрепило информационную функцию за библиотекой без ресурсной поддержки. Мы можем выполнять ее качественно и зарабатывать дополнительные деньги. Обзорная справка о фирме стоит от 120 до нескольких десятков тысяч рублей. Подготовить же ее можно и за пять минут, и за десять дней. Обеспечивая ежедневно 2-3 простых запроса, мы уже принесем несомненную пользу и библиотеке, и читателям.
Для этого важно выйти за пределы своего фонда, активно осваивать внешние источники информации (в особенности - открытые для бесплатного доступа сайты правительственных организаций, профессиональных ассоциаций, электронные каталоги крупных библиотек и др.). Центр деловой и правовой информации при Центральной городской публичной библиотеке им. В. В. Маяковского работает с 1994 г., а сейчас принимает около 15 000 запросов с минимальным числом отказов при НЕБОЛЬШОМ фонде печатных справочных изданий.
БУДУЩЕЕ: Сотрудники библиотеки будут вынуждены наращивать интеллектуальный потенциал своей профессии. Высокими темпами возрастает доля интеллектуального капитала в каждом продукте по отношению к материальным затратам на его производство. Соответственно, востребованными останутся «рабочие знания». Более пяти лет зарубежные специалисты продолжали дискуссию по проблеме управления знаниями в библиотеке. Сторонники глубокой интеллектуализации библиотечной профессии направляют свои усилия на переход от информации к передаче знания об объекте запроса, считая такой переход перспективным для профессии в целом.
В зарубежных библиотеках появилась должность «менеджер знаний», а в фирмах - даже такая должность, как «всезнайка». Значимая же часть специалистов полагает, что библиотеки не в состоянии освоить технологии управления знаниями. Реалии библиотечной жизни еще долгое время будут уравновешивать чаши этих позиций, постепенно проясняя горизонты нашей профессии. Отрадно, что Министерство образования РФ уже приняло решение о подготовке специалистов по информационно-аналитической деятельности с квалификацией «референт-аналитик» в рамках библиотечной профессии и набором студентов в 2003 году.
Информационный аналитик - это в какой-то степени информационный «эколог». Он снижает информационную избыточность, «очищая» проблему от информационных шумов. Поэтому ПЕРВОЕ правило - КРАТКОСТЬ текстов обзорных справок. И если в 80-е годы рекомендовался оптимальный объем обзорной справки 10 страниц, то сейчас предлагаю - 1 страницу с приложением таблицы, графика, краткого дайджеста и иных форм свертывания и визуализации знания.
Информационная аналитика - необходимый «инструмент» для подготовки компетентных ответов на нетиповые запросы читателей. Возможно, в вашу библиотеку уже поступали непривычные запросы, которые требуют конкретного и содержательного ответа: «Какие предприятия региона производят тот или иной продукт? Где найти показатели баланса какого-либо акционерного общества? Какая фирма понижает цены на конкретный товар?» Не всегда удается на них ответить, но немного поучиться этому можно, если мы не желаем отказывать своим читателям.
В рубрике «Информационный анализ» мы планируем начать с простых форм информационной аналитики и, постепенно, накопить некоторый опыт выполнения сложных запросов. Например, таких как оценка надежности конкретной фирмы, поиск инвестора, мониторинг динамики цен на товар.
Предполагается опубликовать 7 практикумов, работа с которыми позволит освоить начальные навыки информационного анализа. Не обязательно выполнять все предложенные в рубрике задания, но важно копировать их и собирать в отдельную папку «Информационный анализ». В ней же предлагаем хранить еще две группы материалов: «Личный опыт» - Ваши приемы информационного анализа и представления результатов, «Сложные запросы» - перечень тех запросов читателей (из числа отказов), которые Вы предполагаете в будущем выполнять. В результате получится информационная «скорая помощь» для библиографа, его «интеллектуальный узел», синтезирующий внешний и собственный опыт, «замешанный» на эмоциях невыполненного когда-то запроса… Через два-три года эти файлы могут стать основой портала знания в вашей библиотеке.
Мы же покажем эффективные приемы анализа информации, научим «выжимать» доступные источники информации до уровня полезных данных, писать обзорные справки разного рода. Постепенно предоставим полезные сведения об организации этой работы в библиотеке, познакомим с опытом ваших коллег.
Если проблемные запросы читателей у вас уже есть - пишите в редакцию журнала. Ответим лично Вам или очередным материалом в нашей рубрике. Запросы, интересные многим библиотекам, рассмотрим детально - с позиций значимых источников информации, трудозатрат, технологии выполнения, форм представления результатов поиска и анализа данных.
И главное - Вы можете стать автором в этой рубрике, рассказав о любом фрагменте Вашего опыта в выполнении сложных запросов. Успеха в первых шагах информационной аналитики!

ЗАНЯТИЕ 1. Информационный поиск потенциальных клиентов для фирмы
Шаг 1. Уточните разновидность продукции или товара (например, недорогие марки сыров молочного завода). На листе запишите те типовые организации, которые могут их приобретать мелким оптом: санатории, школы, больницы, продовольственные магазины, кафе и др.
Шаг 2. Возьмите телефонный справочник вашего региона. Попробуйте выделить в нем конкретных представителей каждого типа организаций (для небольшого региона возможно составление полного списка).
Шаг 3. Оцените примерную ежедневную, а затем среднемесячную потребность в данной продукции: разумную норму потребления товара (3-5 граммов на 1 человека в день) умножить на возможное количество посетителей каждого типа организаций.
Шаг 4. Сравнивая организации по объему потребления, можно выделить наиболее перспективные группы клиентов для поставщика продукции. Учитывая наличие конкурентов-поставщиков, следует в итоговой справке разделить суммарную потребность в товаре на «3» - выделить лишь треть активных клиентов, которые могут сменить поставщика при наличии позитивных предложений (лучшие цены, сроки, объемы поставки, качество товара). В результате получаем список потенциальных клиентов и примерный объем их потребности в товаре.
Методика упрощена, но позволит освоить начала информационной аналитики. Студенты выполняют подобное задание за 2 учебных часа.
Если интерес не утрачен, то сделаем еще одно усилие:
Шаг 5. Вернитесь к телефонному справочнику и проанализируйте его с собственных позиций. Например, какие предприятия города (района) активно развиваются? Кто может оказать помощь в приобретении профильных справочников? Какие фирмы появились недавно и могут быть заинтересованы в сотрудничестве с библиотекой? Подобный опыт важен и для решения Ваших профессиональных задач!

ЧТО ЧИТАТЬ:
1. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-метод. пособие. - Ч. 1. - Кемерово: Кемеровск. Гос. Академия культуры и искусств. - 1999. - 143 с.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-метод. пособие. - Ч. 2. - Кемерово: Кемеровск. Гос. Академия культуры и искусств. - 1999. - 146 с.
Первая часть издания позволяет увидеть общий контекст тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для аналитико-синтетической переработки информации. Вторая - полезна опытным библиографам для освоения лингвистических основ информационного анализа. Кемеровская библиотечная школа, основанная С. А. Сбитневым в конце 60-х годов, всегда оставалась технологически ориентированной на выполнение запросов любой категории сложности. Рекомендуемое двухтомное издание - обобщение ее технологического опыта по отношению к современному читателю. Здесь заложена методика формализованной подготовки некоторых информационных продуктов. Богат и нагляден раздел справочно-иллюстративных материалов, в частности представлены лингвистические средства обработки и поиска информации.
2. Блюменау Д. И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов. - СПб: Изд-во Профессия. - 2002. - 240 с. - Сер. Специалист.
Книга профессора СПбГУКИ Д. И. Блюменау носит в большей мере теоретический характер. Автор книги - тонкий и системный логик. Его первая книга по данной теме (Проблемы свертывания научной информации. - Л.: Наука, 1982. - 166 с.) оставалась бестселлером почти два десятилетия. Новое издание ориентирует в системе базовых понятий информационного анализа и синтеза, раскрывает типизацию обзорных документов, сложившуюся в 70-80 гг. Из новых достижений важны разделы по созданию квазихрестоматий, компьютерному свертыванию информации.
3. Сляднева Н. А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы //Информационные ресурсы России. - 2001. - № 2. - С. 14-21.
Постановочный характер статьи профессора и декана МГУКИ Н. А. Слядневой позволяет увидеть информационную аналитику в контексте социальных технологий. Показана не только широкая востребованность обзорно-аналитической продукции, но и многие контрдоводы: «массовая аналитика» в СМИ, ее «двойное подчинение», «гонка аналитических вооружений» в борьбе за политическое и коммерческое влияние. Убедительно раскрыта неподготовленность не только библиотек и информационных служб, но и всех управленческих структур к явлению «сверхпроводимости» инфраструктур, дестабилизирующему социальные системы, которые считались достаточно устойчивыми.
Автор полагает, что библиотеки не должны включаться в информационно-аналитический процесс, так как не могут обеспечить конкурентоспособную аналитическую продукцию, и предлагает свой выход - превращение Центров ситуационного анализа в ядро социально-информационных технологий «во главе с информационной аналитикой».

В основе методического обеспечения лежит аналити­ческая деятельность библиотек - методических центров, поскольку квалифицированные методические рекоменда­ции I ребуют анализа существующей библиотечной практи-ки и уровня работы библиотек.

В настоящее время аналитическая деятельность методи­ческих служб испытывает серьезные затруднения, связан­ные с резким сокращением библиотечной отчетности и Восходящей информации от библиотек. Это обстоятельство С Особой остротой ставит проблему методического монито­ринга - системы слежения за изменениями в библиотечном и- к- Он призван, во-первых, обеспечить восходящий поток информации о деятельности библиотек, анализ которой Позволил бы судить об уровне их работы, и, во-вторых, о Новшествах в библиотечном деле и их распространении по сети библиотек

Хотя понятие "методический мониторинг" только еще входит в библиотечную практику, попытки построения системы слежения за работой библиотек и изменениями п ней уже давно предпринимались методическими l гужбами. Объектами такого слежения были библиотечные кадры, показатели работы библиотек, содержание их цеятельности. Его результаты отражались в сравнительных I I 11 пс гических таблицах, обзорах деятельности библиотек, I ра шинного рода картотеках: социально-экономического профиля региона обслуживания, библиотечной сети, оно тиотечных кадров и т.п. Однако всего этого еще недостаточно для оперативного слежения за изменениями и деятельности библиотек.

Смысл методического мониторинга заключается в не­прерывном наблюдении за изменениями, за появлением новых сведений о работе библиотек и о библиотечных новшествах. Отталкиваясь от методической практики и задач методического обеспечения деятельности библиотек, можно выделить следующие объекты методического мониторинга:

Динамику показателей деятельности библиотек;

Движение библиотечных кадров;

Выявление и распространение новшеств;

Документальный поток по библиотечному делу. Оперативное получение этих данных, наблюдение за



их динамикой позволяет оценивать уровень библиотечной деятельности и на этой основе разрабатывать методические рекомендации по совершенствованию работы библиотек.

Источниками получения сведений является различная библиотечная документация (отчетная, плановая, инфор­мационная и др.); материалы совещаний, конференций, семинаров библиотечных работников; публикации в местной | периодической печати и т.п.

Основным методом, позволяющим получать и анализи- j ровать информацию, является непосредственное ознаком ление с работой библиотеки и/или ее структурных подра зделений (филиалов, отделов и т.п.), обследование их деятельности.

В отличие от проверки, являющейся основным средством контроля деятельности библиотек в системе методического, руководства, задачей обследования является изучение пра­ктики работы библиотеки в целях выявления новшеств, ана­лиза и оценки сильных и слабых сторон ее деятельности. Обследование сопровождается оказанием коллективу; библиотеки консультационной и практической помощи и 26

проводится, разумеется, с предварительного согласия руководства обследуемой библиотеки. Обследования имеют своей целью:

Выявить в деятельности библиотеки новшества, с тем чтобы изучить их и распространить по сети биб­лиотек;

Выяснить недостатки в работе библиотеки, устано­вить их причины и способы устранения;

Определить, в какой методической помощи нужда­ется библиотека и оказать эту помощь.

Обследования библиотек могут быть фронтальными, ког­да анализируется работа библиотеки по всем участкам и на­правлениям ее деятельности, и тематическими, когда изуча­ется работа библиотеки по определенному вопросу или теме.

Наиболее плодотворными являются тематические об­следования, особенно ценные, когда они охватывают боль­шое число библиотек. При условии тщательно продуман­ного плана, единого для данного вида библиотек и для его участников, тематическое обследование дает возмож­ность составить представление о работе многих библиотек по определенной теме.

Преимущество тематического обследования состоит в I ом,что оно позволяет более глубоко и детально ознакомиться С работой библиотеки и оказать ей конкретную помощь. Однако было бы ошибкой ограничиваться только темати­ческими обследованиями и не интересоваться работой оиблиотеки в целом. Поэтому в практике методической работы сочетаются тематические и фронтальные обследо-мния.

В практике существуют разные подходы к отбору библи­отек для обследования. Некоторые методисты полагают, что для этой цели должны выбираться библиотеки, имеющие

наиболее низкие показатели работы. Мотивируется это тем, что такие библиотеки в наибольшей степени нуждаются в методической помощи.

Другой подход заключается в том, что 1ЛЯ ввСЯвДО-вания выбираются библиотеки, имеющие < ре шис показа­тели работы, что позволяет судить о среднем уровне работы библиотек конкретной сети. При этом однако упускается из виду, что одной из основных целей обследования является выявление передового опыта. Разумеется, что логичнее искать этот опыт не в отстающих и средних, а в лучших библиотеках. По уровню работы передовых библиотек можно судить и об общем уровне деятельности библиотек сети. Поэтому при выборочном обследовании низовых библиотек и филиалов целесообразно выбирать те из них, которые имеют наиболее высокие показатели в своей работе.

К обследованиям библиотек, помимо методистов при­влекаются наиболее квалифицированные сотрудники библиотеки - методического центра и работники других библиотек, особенно при взаимопосещениях библиотек. Обследование может проводиться как индивидуально од­ним человеком, так и группой (бригадой), в которую, наряду с методистами, могут входить и сотрудники других отделов библиотеки - методического центра, а также низовых библиотек.

Для обеспечения единства сбора материалов, их анализа и обобщения обследование проводится по заранее разрабо­танному плану, чем достигается полнота и последо­вательность изучения деятельности библиотек, облегчается обобщение материала, собранного разными липами.

В библиотеках - методических центрах < оспшлиются графики посещений библиотек, в которых vk.i н.тастся, кто,

когда, какую библиотеку и с какой целью посетит. При этом надо иметь в виду, что обследование - это наиболее распространенная, но не единственная цель посещения библиотеки. Посещения могут проводиться для оказания конкретной консультационно-методической помощи, участия в мероприятии библиотеки, изучения конкрет­ного библиотечного новшества и т.п.

Обследование требует тщательной подготовки, которая включает:

Изучение социально-экономического и культурного профиля того района, который обслуживается библи­отекой;

Изучение материалов о работе библиотеки (планов, отчетов, справок о предыдущих посещениях и т.п.);

Подбор и изучение регламентирующей документации, методических и библиографических пособий по теме обследования.

На основе изученных документов и материалов состав­ляется план обследования библиотеки. В нем намечаются тема и узловые вопросы обследования, его объекты и сроки проведения, методы и та документация, которая будет разработана методистом в ходе посещения библиотеки. Например, если методист предпримет анализ читательских формуляров, то итоговым документом этой процедуры будет сводная таблица их анализа. Результатом изучения библиотечного обслуживания населения будет карта-схема размещения сети стационарных и нестационарных биб­лиотек и т.п.

В методической практике применяются различные методы обследования. Среди них надо выделить прежде всего метод непосредственного наблюдения. Методист наблюдает за работой библиотекарей, присутствует на

массовых мероприятиях, m»< 1 ш i......п и......|ные пункты,

изучает непосредственно ни полки* ni..........чиий фонд,

просматривает каталоги, картотеки, т.и пня и, и ШКОТЫ и т.п.

Ценность этого метода заключаете я и том, что методист может непосредственно знакомиться с работой библиотеки и оценивать ее. Вместе с тем очевидны и ограниченные возможности этого метода. Методист может наблюдать деятельность библиотеки сравнительно короткое время, что не позволяет ему делать обобщенные выводы о ее работе.

Поэтому, наряду с непосредственным наблюдением при обследовании библиотеки используется метод изуче­ния документации. Документы привлекаются прежде всего для получения различных сведений о работе библиотеки (статистических, тематических и др.). Все извлеченные из документов сведения подвергаются качественному и коли­чественному анализу.

Наряду с использованием документации библиотеки методист может и сам создавать документы, необходимые для сбора фактических данных и анализа деятельности библиотеки (например, разрабатывает анкету для опроса библиотекарей и/или читателей; собирает отзывы чита­телей о работе библиотеки и т.д.).

При обследовании используется также метод бесед с библиотекарями, в которых уточняются детали деятельности библиотеки, выясняются положительные стороны, недостатки и трудности в ее работе; мотивы действий библиотекаря в конкретных ситуациях и т.д. Беседы с библиотекарями позволяют также выявить уровень их профессиональной и общекультурной подготовки.

Используется также метод бесед с читателями. Такие беседы проводятся прежде всего с активистами, членами читательского совета, а также с посетителями библиотеки. Основная цель заключается в том, чтобы выяснить мнение читателей о работе библиотеки, ее фонде и справочно-библиографическом аппарате, о проводимых массовых мероприятиях и т.д.

Все названные методы используются в сочетании, взаимно дополняя и контролируя друг друга.

Обследование начинается с общего ознакомления с работой библиотеки, с условиями, в которых она работает, с ее кадровым составом. Методист беседует с директором и другими руководителями библиотеки, знакомится с планом работы, с организационно-распорядительной документацией.

Дальнейшая последовательность обследования не имеет принципиального значения и устанавливается в зави­симости от местных условий. Как показывает практика, его целесообразнее вести по структурным подразделениям библиотеки, знакомясь со всеми направлениями их де­ятельности.

При определении последовательности обследования работы структурных подразделений исходят, в основном, из конкретных условий библиотеки, учитывают выходные дни отдела или филиала, часы работы, время наибольшего наплыва читателей и т.д. Методист стремится так орга­низовать знакомство, чтобы в максимально возможной степени не нарушать обычную работу структурного подраз­деления. Например, для знакомства с работой отдела обслуживания используются часы, отведенные на внутрен­нюю работу и часы наименьшего наплыва читателей. В часы наибольшей посещаемости методист может лишь вести наблюдение, не вмешиваясь в работу библиотекаря.

Сведения об аналогичных процессах, осуществляемых в разных отделах библиотеки (например, информационно­

библиографическое обслуживание, массоини работа и т.п.), в дальнейшем обобщаются методистом

Обычно обследование начинают с библиотечного фон­да, так как именно его состав во многом определяет как содержание, так и объем работы библиотеки и во многом влияет на характер выводов о ее работе.

При знакомстве с фондом обращается внимание на его состав, комплектование, использование, очищение от устаревшей литературы, правильность учета, меры по обеспечению сохранности. При этом методист активно использует документацию (тематико-типологический план комплектования, картотеки комплектования, документы суммарного и индивидуального учета и т.п.). Эти документы привлекаются для извлечения из них и последующего анализа и оценки статистических данных. Одновременно изучается правильность составления и ведения планово-учетной документации. Используется и метод непосредствен­ного изучения библиотечного фонда, особенно фонда открытого доступа, его организации, расстановки, раскры­тия. Поскольку фонд, представленный на стеллажах, далеко не полно отражает его состав, так как наиболее спраши­ваемая литература находится у читателей, методист изу­чает состав фонда выборочно по систематическому ката­логу.

При знакомстве с каталогами обращается внимание на их организацию, на соблюдение правил библиографического описания, на правильность классификации, качество редактирования. Как правило, такое изучение проводится ввиду его трудоемкости выборочно.

Суждения методиста о формировании фонда уточня­ются в беседах с членами Совета библиотеки и читателями, в ходе которых выявляются их мнения о качестве его комплектования. Разумеется, что обследование фонда, как и всех остальных участков работы библиотеки, проводится в присутствии библиотекарей, ведущих работу по комплекто­ванию, организации и использованию библиотечного фонда, что позволяет как уточнять сведения, извлекаемые ш документов, так и одновременно консультировать библиотекарей

При изучении использования библиотечного фонда обращается внимание не только на статистические показатели (количество выданной литературы, обращае мость фонда и т.п.), но и на работу с отказами. При этом важно познакомиться не только с учетом, но и с работой по их ликвидации.

При знакомстве с каталогами выборочно анализиру­ется полнота отражения в них библиотечного фонда, своев­ременность извлечения карточек на выбывшую литературу, точность расстановки карточек, своевременность выделе­ния новых рубрик и т.д.

При изучении обслуживания читателей методист, наряду с учетной документацией для извлечения статистической информации в целях ее последующего анализа (количество и состав читателей и книговыдач, читаемость, посещае­мость и т.п.), использует метод выборочного анализа чтения по читательским формулярам или требовательным листкам.

Качество индивидуальной работы с читателями оце­нивается путем непосредственного наблюдения, когда методист наблюдает работу библиотекаря с читателями и ведет записи их бесед. Разумеется, что в дальнейшем эти наблюдения уточняются в беседах с библиотекарями. О ка­честве обслуживания читателей методист судит и по их отзывам.

Наряду с изучением обслуживании чиипелсй в отделах и филиалах стационарной библиотеки обе юдуется работа передвижных библиотек (библиобусов) и выборочно - библиотечных пунктов. При этом видимо целесообразно вы­бирать для обследования библиотечные пункты, работающие в разных условиях (например, на производственном участке и в общежитии).

При изучении работы с читателями одновременно обследуется и их справочно-библиографическое и инфор­мационно-библиографическое обслуживание. Выясняется наличие и качество справочно-библиографического аппа­рата, картотек, архива выполненных справок. Просматри­ваются картотеки информационного обслуживания, анализируется качество библиографических и информа­ционных материалов, подготовленных обследуемой биб­лиотекой.

Особое внимание обращается на организацию и качество пропаганды библиотечно-библиографических знаний. При этом, наряду с изучением соответствующей ЮХументации, методист использует и метод непосред­ственною наблюдения (например, за обслуживанием читателей в библиографическом отделе, за проведением занятий по библиотечно-библиографической грамотности и т.д.), а также беседы с читателями о качестве их справочно-библиографического и информационного об­служивания.

При обследовании массовой работы библиотеки методист широко использует метод непосредственного наблюдения. Он стремится по возможности лично присутствовать на массовых мероприятиях, изучает наглядную пропаганду литературы в библиотеке. Разумеется, что привлекаются и документы, характеризующие массовую работу (протоколы читательских конференций, программы тематических ве­черов, тексты обзоров литературы, схемы книжных выставок и т.п.). Детали подготовки и проведения массовых меро­приятий уточняются в беседах с библиотекарями и читателями.

Методист знакомится с деятельностью клубов и объе­динений по интересам при библиотеке, присутствует на их занятиях и заседаниях, беседует с руководителями и участниками.

Обследуется так же деятельность читательского совета (его планы, протоколы заседаний). Методист беседует с активистами библиотеки, консультирует их по вопросам помощи библиотеке и общественного контроля за ее деятельностью. Одновременно с изучением деятельности актива методист интересуется тем, как библиотека работает с активом, привлекает его к помощи библиотеке, инстру­ктирует, поощряет и т.д.

Если библиотека является методическим центром, то изучается, как она оказывает методическую помощь биб­лиотекам. При этом знакомятся не только с методической документацией (планы методической помощи, методичес­кие материалы, справки о посещениях библиотек, учебные планы и программы повышения квалификации библиоте­карей и т.п.), но и обязательно посещают несколько биб­лиотек или филиалов, которым данная центральная библиотека оказывает методическую помощь.

Методист стремится посетить отдельные мероприятия по повышению квалификации (курсы, семинары, школы передового опыта) и, как правило, не только присутствуют на занятиях, но и принимают участие в их проведении.

Обследуется и состояние организации управления библиотекой и прежде всего работа с кадрами: наличие и качество должностных инструкций, планирование и

нормирование библиотечного труда наличие органи­зационно-распорядительной документации и i и Методист знакомится с составом кадров библиотекарей (по образо­ванию, стажу и т.п.), изучает причины сменяемости.

Особое внимание уделяется тому, как библиотекари повышают свой профессиональный и образовательный уровень. Методист изучает учебные планы производствен­ной учебы, присутствует на занятиях и принимает участие в их проведении. Профессиональный и общеобразователь­ный уровень библиотекарей уточняется в ходе бесед с ними, которые должны носить непринужденный характер и не превращаться в экзамен для библиотекаря. Вообще в ходе общения с библиотекарями методист должен проя­влять максимум доброжелательности и такта.

Методист выявляет также, как обследуемая библиотека взаимодействует с другими библиотеками, учреждениями культуры, общественными организациями, органами НТИ и т.д. В этих целях методист изучает координационные планы, беседует с директором библиотеки и руководителями структурных подразделений. В необходимых случаях вместе с директором обследуемой библиотеки посещает те биб­лиотеки, учреждения и организации, с которыми библиотека не имеет взаимосвязей, или с которыми эти взаимосвязи необходимо укрепить.

При посещении библиотеки методист не только обсле­дует библиотеку, но и оказывает ей консультативную и практическую помощь. Однако такая помощь не должна заключаться в стремлении что-то сделать за библиотекаря Основная задача помощи - научить библиотекаря передо­вым методам работы.

Собранный при обследовании фактический материал подвергается анализу и оценке, на основе которых делаются выводы об уровне работы библиотеки, об успехах и недостатках ее деятельности.

Итоги обследования отражаются в справке. В ней ука­зывается тема и сроки проведения обследования, пере­числяются посещенные библиотеки, указываются лица, принявшие участие в обследовании.

Далее в справке рассказывается о том положительном, что имеется в практике обследованной библиотеки. При этом особое внимание обращается на новшества, выявленные в ее деятельности; отмечаются существенные недостатки (если они обнаружены); анализируются их причины и способы устранения. В справке перечисляется также работа, прове­денная методистом во время посещения библиотеки (доклады, консультации, практическая помощь и т.п.).

В заключение дается общая оценка деятельности би­блиотеки и предложения по улучшению ее работы. Предло­жения следует давать конкретные, с указанием реальных сроков проведения той или иной работы.

Справка об обследовании передается директору биб­лиотеки. Один экземпляр справки хранится в методическом отделе библиотеки, осуществлявшей обследование. Методиче­ский отдел собирает и хранит справки и другие материалы посещений библиотек независимо от того, каким отделом библиотеки - методического центра было осуществлено обследование.

Итоги обследования обсуждаются на производственном совещании коллектива обследованной библиотеки, или на совете при директоре, а также на заседании читательского совета. С его результатами знакомят учредителя, в ведении которого находится обследованная библиотека.

Накоплению опыта обследования библиотек способ­ствует обсуждение его результатов в методическом отделе,

в ходе которого должен проводиться ЮТМЬНЫЙ разбор методики обследования. В дальнейшем меТОДЖЯ обязан систематически поддерживать контакты с обследованной библиотекой, помогать ей советами.

Несмотря на то, что обследования являются одной из основных форм методической помощи библиотекам, биб­лиотекарями приезд методиста в библиотеку зачастую оценивается довольно низко по сравнению с другими формами методической помощи.

Причины такого отношения заключаются в том, что оценки библиотекарей отражают объективно существующее противоречие между тем, что хочет библиотекарь получить при посещении библиотеки методистом, и тем, что дает ему методист. Библиотекари видят наибольшую ценность посещения библиотеки методистом в информации о новом в библиотечном деле и оказании практической помощи.

Поэтому не следует забывать, что основной целью обследования является не проверка, а анализ деятельности библиотеки, на основе которого и устанавливается, в какой конкретной методической помощи она нуждается. На этой осно­ве разрабатываются методические пособия и рекомендации, осуществляется повышение квалификации библиотекарей.

Восходящий от библиотек поток информации, выявлен­ные сведения об их работе кумулируются в информационной базе методического мониторинга, в информационно-поисковом аппарате, позволяющем оперативно вводить и извлекать необходимые данные.

Для методической практики важными являются про­блемы:

Создания информационной базы методического мо­ниторинга, т. е. путей получения сведений по инте­ресующим методистов вопросам;

Кумулирование этих сведений в методическом центре;

Построение поискового аппарата, позволяющего оперативно вводить и извлекать из системы необхо­димые данные.

Решение этих проблем требует создания автоматизи­рованной базы данных, включающей как "электронное досье" на каждую библиотеку (ее реквизиты; статистические данные о ее деятельности; сведения о кадрах; фактографические данные о ее работе и нововведениях и т.п.), так и постоянно пополняемые итоговые статистические показатели по сети библиотек, фактографические и библиографические сведения о новшествах и их распространении в библиотеках.

Идеальным является создание такой ИПС, которая объединяет сведения о всех объектах такого мониторинга, что позволит следить за всеми параметрами библиотечной системы и изменениями в ней для принятия как опера­тивных, так и прогнозных методических решений

В основе принятия таких решений лежит аналитическая деятельность, направленная на анализ развития и сос­тояния деятельности как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом. На этой основе осуществляется методическое влияние на работу библиотек в целях методического обеспечения их деятельности, разработка методических рекомендаций, оперативная консультацион­но-методическая помощь библиотекам и т.д.

Библиотеки - методические центры осуществляют анализ как на основе непосредственного ознакомления с работой библиотек и библиотечных сетей, так и косвен­ным путем через изучение отчетных, плановых, информа­ционных и других документов библиотек.

Анализ деятельности библиотек и библиотечных систем позволяет оценить уровень их работы, выявить положительные

и негативные стороны деятельности, наметить пути ликвидации недостатков и улучшения работы

Аналитическая деятельность методических центров служит предпосылкой для повышения их организующей роли и научного уровня работы, принятия наиболее оптимальных решений и выработки перспектив дальнейшего совершен­ствования библиотечного дела. Результаты анализа исполь­зуются в перспективном планировании методического обеспечения деятельности библиотек, в подготовке для библиотек различных методических пособий и рекоменда­ций, в мероприятиях по повышению квалификации биб­лиотечных кадров.

Анализ библиотечной практики включает:

Выявление существенного и типичного в собранном фактическом материале о деятельности библиотек;

Установление места каждого факта в общей системе библиотечной практики;

Сравнение фактов для установления связей между явлениями.

Главная задача анализа - выделить из массы собран­ного фактического материала о деятельности библиотек действительно передовое, достойное распространения. Анализ должен привести к обобщенным выводам о ценности опыта библиотеки, к практическим рекомендациям по применению этого опыта в работе библиотек. Наряду с этим в анализе большое место занимает выявление конкретных недостатков библиотечной практики.

Анализ библиотечной практики - это анализ всей работы библиотеки в совокупности содержания, методов и результатов деятельности.

При анализе содержания работы основное внимание направляется на активный характер деятельности библиотек, на связь их работы с жизнью, на место работы по изучаемой теме в общем комплексе деятельности библиотеки.

Однако тематика сама по себе, как бы полно она не отвечала задачам, стоящим перед библиотекой, еще не определяет качества ее работы. Тематика отражается во всем комплексе деятельности библиотеки, в применении ею разнообразных методов и рациональных организационных форм работы. Поэтому при анализе библиотечной практики важно не только проанализировать тематику работы биб­лиотеки, но и пути, которыми она осуществлялась в ее деятельности.

Анализ методов имеет своей целью выявить, в каких конкретно формах выражается работа библиотеки, какими путями она решает поставленные задачи, раскрыть систему ее работы. При этом важно выявить особенности изучаемой библиотеки, своеобразие применения в ее практике раз­личных форм и методов.

Важнейшее место в анализе библиотечной практики занимает анализ результатов работы, так как только на его основе можно делать обобщающие выводы о том, является ли данный опыт передовым, заслуживающим распространения по всей сети библиотек. При этом важно установить связь между изменениями, внесенными в практику библиотеки, и достигнутыми результатами.

В изучении библиотечной практики используется сочетание методов количественного и качественного ана­лиза.

Количественный анализ библиотечной практики опи­рается на методы, выработанные библиотечной статис­тикой. Многообразная деятельность библиотеки выражается в различных числовых показателях (абсолютных, отно­сительных, средних), характеризующих библиотеку как с количественной, так и с качественной стороны. Эти показа­тели неравноценны по своему объему и содержанию, а, следовательно, и по значению, для анализа библиотечной практики. Одни из них регистрируют отдельные факты работы библиотеки. Другие отражают работу библиотеки за длительный период, обобщают массу отдельных фактов.

Статистика, анализируя обобщающие показатели, устанавливает связи и зависимости изучаемых явлений биб­лиотечной практики и таким образом отражает тенденции ее развития. На фоне средних статистических величин легко сопоставлять факты, легко увидеть новое и передовое, редкое и распространенное. Следуя статистическим правилам, можно с достоверностью говорить на основе выборочного изучения фактов о всей их совокупности.

Количественный анализ работы библиотеки должен не только сравнивать однотипные обобщающие показатели с плановыми, раскрывать их динамику, но и показывать взаимосвязь различных обобщающих показателей, их влияние друг на друга. При анализе библиотечной практики необходимо абсолютные, относительные и средние вели­чины рассматривать в сочетании, т. е. сравнивать одни величины с другими; выводы, полученные на основе анализа одних величин, проверять выводами, получен­ными с помощью других величин. Только при этом условии можно дать объективную оценку деятельности библиотеки, сделать обобщенные выводы, которые и являются резуль­татом количественного анализа.

Количественный анализ деятельности библиотеки дает возможность сделать обобщенные выводы об объеме и содержании ее работы, о достигнутых результатах, устано­вить связь между явлениями в библиотечной практике. Он позволяет выявить передовые библиотеки, добившиеся наилучших результатов в своей деятельности. Однако при анализе библиотечной практики мы не можем ограничи­ваться только количественным анализом деятельности библиотек. Это относится к анализу как методов биб­лиотечной практики, так и достигнутых результатов.

Изучение явлений библиотечной практики состоит прежде всего в выявлении их качественной природы. Если бы мы всегда оперировали только обобщающими пока­зателями для всего изучаемого процесса в целом, то многие индивидуальные факты, имеющие особо прогрессивное значение, остались бы незамеченными. Отклонения, выходя­щие за рамки "статистического среднего", свидетельствуют, как правило, о появлении нового. Для изучения этих качест­венно новых явлений необходимы не только количественно-статистические, но и соответствующие качественные методы.

Совершенно недостаточен количественный анализ и при определении результатов деятельности библиотеки. Ее работу нельзя оценивать только по количеству выданных книг или проведенных массовых мероприятий. Количественные показатели, отвечая на вопрос, что сделано, что достигнуто, не могут дать ответа на другой, на менее важный вопрос - как это достигнуто. Поэтому количественный анализ может дать правильные объективные выводы только в том случае, если он сочетается с тщательным и всесторонним качественным анализом.

Качественный анализ дает возможность оценить как совокупность фактов деятельности библиотеки, так и

отдельный, индивидуальный факт, отражающий новое в библиотечной практике. Его задача - ра юбраться в массе накопленных фактов, отделить основное, существенное от случайного и малозначимого; выделить конкретное, своеобразное в работе библиотеки. Важнейшей задачей качественного анализа является объяснение фактов биб­лиотечной практики, раскрытие их значения.

Сложность объяснения фактов библиотечной практики связана с многогранностью ее явлений. Этим обуслов­ливается необходимость применения совокупности качес­твенно различных методов анализа в зависимости от цели и объекта изучения.

Большое значение в анализе библиотечной практики имеет структурно-функциональный анализ. В нем объект изучения рассматривается как система, соответственно расчлененная на составные части, причем определяются функции каждой. Так при изучении практики проведения читательских конференций анализируются отдельные элементы подготовки и проведения этого массового меро­приятия, их место и значение для читательской конфе­ренции в целом.

Большое значение имеет анализ по аналогии, т.е. сравнение сходных по характеру или происхождению фактов деятельности библиотек. Такое сравнение может быть проведено как на фактическом материале о дея­тельности одной библиотеки, так и на собранном из практики ряда библиотек. Посредством этого метода устанавливается сходство или различие изучаемых явлений, их соответствие выдвинутым теоретическим положениям и методическим рекомендациям. Например, в приведен­ном примере путем анализа по аналогии сравниваются между собой отдельные читательские конференции, устанавливаются те общие элементы, из которых они состоят, определяются существенные различия.

Важное значение имеет также причинно-следственный анализ. Он позволяет раскрыть взаимодействие фактов, пока­зать, как один факт(причина) влияет на другой факт (след­ствие). В нашем примере такой анализ поможет выяснить, как применение тех или иных методов подготовки и прове­дения читательской конференции отразилось на ее результатах.

Применение различных методов качественного анализа для объяснения фактов библиотечной практики позволяет всесторонне рассмотреть явления практики и оценить их Методы количественного и качественного анализа тесно связаны между собой, взаимно обусловливают друг друга. Как невозможно только по числовым показателям дать обоснованную оценку качества деятельности библиотеки, так нельзя по отдельным фактам или даже их совокуп­ности, без количественного анализа, дать обобщенные выводы о работе библиотеки. Количественный и качес­твенный анализ - это две стороны единого процесса ана­лиза библиотечной практики. Важным этапом анализа библиотечной практики является систематизация фак­тического материала. Она предполагает известную упоря­доченность ряда фактов, их группировку по тем вопросам, по которым осуществлялся анализ.

Одним из средств такого перехода от непосредственных данных анализа к их систематизации являются статистичес­кие методы обработки. Применение их к более или менее значительному ряду фактов, выявленных в процессе анализа, позволяет получить вместо множества единичных фактов обобщенный факт. Итоги такого подсчета отражаются в статистических сводках, диаграммах и графиках и служат основой для последующего анализа.

Статистические сводки ежегодно составляются мето­дическими центрами в целях количественной и качест­венной характеристики деятельности библиотек на обслу­живаемой территории на основе статистических отчетов библиотек. Все итоги отражаются в сводках, как правило, в сравнительных числовых показателях (в сравнении с планом, с прошлым годом и т.д.). При этом используются как абсолютные, так и средние и относительные пока­затели, которые даются, как правило, по каждой биб­лиотеке и итоговые по сети библиотек.

Статистические сводки включают и текстовую часть (объяснительную записку), в которой анализируются и оценива­ются количественные показатели и их динамика, даются конкретные предложения, адресованные библиотекам.

Другим итогом аналитической деятельности являются ежегодно составляемые заключения по отчетам и планам библиотек. Заключение дается на отчет и план конкретной библиотеки или ее структурного подразделения (филиала).

Составляя заключение по плану и отчету, методист анализирует, насколько правильно и конкретно определе­ны задачи библиотеки на текущий год, как они выпол­нены, какими мероприятиями обеспечена их реализация, какова эффективность работы библиотеки, какие сущест­венные недостатки имеются в ее деятельности, насколько удачно по форме составлен план или отчет. В конце заключения даются предложения, направленные на совершенствование деятельности библиотеки.

Сегодня и в библиотечной практике идет процесс формирования информационно-библиотечных центров (ИБЦ), причем на разных территориально- административных уровнях - областном и муниципальном. В профессиональной литературе эта тема остается пока не полностью разработанной . В связи с этим, представляется важным и своевременным определить, насколько правомерно и по каким параметрам можно идентифицировать библиотеку как информационно-библиотечный центр. В основном переориентация библиотек в сторону усиления информационной составляющей их работы произошла в последнее десятилетие - с постепенным внедрением в работу библиотек рыночных, маркетинговых принципов, когда они уже не ориентировались только на запросы реальных читателей, а стали строить свою работу с учетом также потребностей потенциальных пользователей.

Все эти явления вызвали к жизни активные новые практики, ставящие целью поиски решений по переустройству, пересмотру функций библиотек, приспособлению их к новым условиям существования в постиндустриальном обществе, а также интенсивные размышления библиотечных специалистов о сущности и предназначении этих учреждений, их миссии, роли в культурном пространстве и об их будущем.

Степень изученности проблемы. Литература по данному вопросу существует. К ней принадлежат работы, авторы которых видят в библиотеках преимущественно информационные учреждения и связывают будущее библиотек прежде всего с развитием документных функций и информационных технологий (работы А.В. Соколова, Р.С. Мотульского, В.В. Скворцова, В.П. Леонова, Я.Л. Шрайберга и др.).

Поскольку нет абстрактных потребностей в абстрактной информации, можно даже достаточно точно назвать рубеж, когда библиотеки начали реально осознавать себя информационными центрами. Это 1993-1994 годы.

Именно тогда достигли своего апогея стремительно набравшие силу отраслевые специализации библиотек в России (например, у Екатеринбургской МИБС и ЦБС «Кунцево» - библиотечные центры искусств, «здоровье», «Дом семьи», культурно-образовательный центр, библиотеки «Детектив", «Истоки», «Тинейджер»). Активизировалась организация досуговой сферы жизни населения (библиотека-клуб, библиотека семейного чтения). Вариантов библиотечных специализаций было множество. Это было модно и, видимо, своевременно.

Тогда же появились первые информационные специализации. Это были деловые (бизнес) библиотеки. Назывались они по-разному: информационно-деловой центр, бизнес-центр, деловой информационный центр, агентство деловой информации. Впервые массовые библиотеки выдвинули понятие «Информационный» на первый план, сблизив его с понятием «Библиотечный».

Именно в связи с этой специализацией, способной, как полагали библиотекари, принести им дополнительный доход, в полной мере вошли в библиотечный обиход такие понятия, как информационные потребности населения и платежеспособный спрос на библиотечные услуги. Именно тогда библиотекари осознали, что пользователю все чаще нужен не документ (за исключением произведений, имеющих абсолютную ценность), а некое знание, или иначе - информация, и что при определении информационной специализации библиотечного подразделения стоит ориентироваться не на фонд, а прежде всего - на потребности населения.

Библиотека выполняет разнообразные функции информационного центра для местного сообщества. Учредители библиотеки, будь то администрация (муниципалитет) или учреждение (организация) видят в ней инструмент, способствующий реализации своей политики. Это зафиксировано в федеральных и местных законодательных актах (законах, постановлениях, распоряжениях и пр.) и подтверждается самой деятельностью библиотек. Как информационный центр библиотека стремится также обеспечить свободный и равный доступ к информации всем слоям населения, для чего формирует универсальный документный фонд, создает собственные информационные ресурсы, структурирует информацию в виде каталогов и баз данных, предлагает разнообразные информационные услуги.

Библиотеки, в чьи задачи входит обеспечение доступа к качественной, объективной и актуальной информации по всем областям знаний, признаются не только одним из ключевых инструментов построения информационного общества, но и одним из его базовых элементов. Современные общедоступные библиотеки являются центрами информации, дополнительного и инновационного образования, широкого культурного и межличностного общения, обеспечивают доступ к информации на разных носителях, способствуют приобретению новых знаний. Основу библиотечной деятельности составляет предоставление пользователям библиотек и другим заинтересованным лицам библиотечно-информационных услуг, в процессе потребления которых окончательно проявляется их качество и эффективность. Библиотечно-информационные услуги, удовлетворяя потребности пользователей в информации, образовании и культуре, становятся каналом социальной коммуникации и как средство информационного сервиса способствуют повышению человеческого потенциала, а также созданию дополнительного общественного продукта продвижению идей развития общества. Предоставляя конкретные услуги пользователей, библиотека не только должна соответствовать существующим информационным потребностям общества, но и, будучи социокультурным институтом общества, участвовать в формировании этих потребностей. При этом как живая и динамично развивающаяся структура библиотека способна заполнить собою едва ли не любую социальную нишу. Развитие телекоммуникационных технологий в библиотечной сфере существенно расширило границы обслуживания пользователей, предоставив возможности доступа к значительному количеству территориально удаленных ресурсов, использование которых в традиционной среде нередко затруднено, таким как полные тексты книг и периодических изданий, электронные публикации (не имеющие печатных аналогов), фактографические, адресные, справочные базы данных, новостная, реферативная и библиографическая информация, каталоги библиотек и издательств, изображения и т.д.

Однако некоторые параметры, прежде всего, относящиеся к данным об электронных ресурсах и услугах и не одинаково характеризующие в настоящее время деятельность библиотек в силу различных причин, могут быть определены в качестве цели, к которой необходимо стремиться, т.к. каждой библиотеке приходится культивировать позитивный подход к своей «непохожести» (брэнду) как движущей силе изменений и развития. Следствием радикальных изменений, вызванных развитием и использованием информационных технологий, широким внедрением в библиотечную практику электронных ресурсов, явилась необходимость переосмысления роли традиционных библиотек в организации обслуживания пользователей, обеспечить создание системы комплексного обслуживания в режимах локального и удаленного доступа к информации и документам на любом носителе, повысить качество информационно-библиотечной деятельности и обслуживания пользователей в условиях постоянно растущего объема мировых информационно-сетевых ресурсов.

Информационный центр же делает информационную работу регулярной, систематической, подчиненной определенным правилам. Во многих случаях это позволяет избегать типичных ошибок и применять наработанные приемы для решения характерных проблем в этой работе. В свою очередь, это положительно сказывается на качестве информационных материалов, которые готовит организация. Хорошо организованная, систематическая работа с информацией, как правило, увеличивает эффективность использования информационных и других ресурсов, находящихся в распоряжении организации.

В ходе работы информационного центра вырабатываются собственные методики, позволяющие эффективно собирать, организовывать и анализировать, а также распространять информацию. Во многих случаях оказывается целесообразным и создание новой информации -- проведение собственных наблюдений или исследований. Такая работа помогает приобрести собственный опыт и знания, необходимые для эффективной информационной работы, вносит вклад в формирование “альтернативного канала” получения информации.

Информационный центр способен расширить круг участников проектов, привлечь к работе квалифицированных экспертов. Наконец, во многих случаях наличие информационного центра -- это повышение авторитета организации.

В задачи центра, как правило, входят: работа по формированию упорядоченного архива информационных материалов, где с помощью каталогов можно получить имеющийся документ; обработка информации, подготовка аналитических и других материалов, издательская деятельность, консультации, обучающие семинары и т.д.

Наиболее естественной является ситуация, при которой “зародышем” центра служат те информационные ресурсы, которые сформировались в ходе общей работы организации, были изначально предназначены для подготовки информационных материалов или внутреннего использования. Однако и в любом другом случае работа центра тесно связана с деятельностью организации, органично “встроена” в нее, важна для выполнения текущих проектов организации. Для этого утверждения есть серьезные основания содержательного и организационного характера.

Для того, чтобы создать условия для эффективного получения нужной информации пользователями, структура центра должна обеспечивать различные каналы распространения информации (с точки зрения пользователей -- каналы доступа к информации). Эти каналы можно условно разделить на систему открытого доступа к имеющейся в центре информации, службу консультаций (информационных запросов) и систему активного распространения информации.

Система открытого доступа может включать самые разные элементы, например точку доступа в Интернет, доступ к электронным базам данных, и т.д. Важно, что посетитель имеет возможность самостоятельно обратиться к источникам информации. Помощь консультанта в этом случае минимальна и сводится к инструктированию посетителя о системе поиска, принципах организации информации, характерных для центра и т.п.

Другое средство распространения информации -- консультационная служба. Здесь консультанты помогают найти уже не столько источник информации, сколько конкретный ответ на интересующий вопрос. Если такая служба работает в рамках комплексного информационного центра, ее задача часто состоит в том, чтобы помочь посетителю прояснить проблему, корректно поставить вопрос. После этого посетитель способен самостоятельно найти ответ при помощи, например, библиотеки. Эта форма работы требует высокой квалификации консультантов центра, и, в свою очередь, способствует повышению квалификации сотрудников вашей организации. Работа такой службы может включать очные консультации и ответы на письменные запросы.

Система активного распространения информации также является важным элементом информационного центра. Эта система может включать публикации (периодические или разовые), проведение семинаров, тренингов, информационных кампаний, размещение информации в сети Интернет и прочее.

Все эти формы распространения информации при налаженной работе информационного центра тесно взаимосвязаны и увеличивают эффективность друг друга. Так, на основе типичных ответов на повторяющиеся вопросы могут готовиться документы, которые постепенно перерастают в более серьезные материалы -- брошюры и книги. Консультационная служба способна предоставлять посетителю необходимую вводную информацию для пользования службами открытого доступа. В свою очередь, ресурсы открытого доступа (например, библиотека) могут использоваться консультантами при ответах на запросы, а также для подготовки семинаров, публикаций и т.п. Результаты “активного распространения информации” -- книги, базы данных, материалы семинаров, занимают место в системе открытого доступа.

Кроме того, центры организуют семинары, образовательные программы, тренинги, в которых участвуют представители государственных и коммерческих организаций.

В заключение заметим, что библиотеки способны стать центрами не только информационной, но и более того, одними из центров общественной жизни вообще. Разумеется, необходимым условием этого является грамотная организация их работы.