Особенности статуса субъектов российской федерации. Особенности статуса отдельных видов субъектов РФ. Анализ «Чукотского дела. Конституционный судебный контроль: понятие, формы, способы. Возникновение и развитие конституционного судебного контроля в Росси

Состав Российской Федерации входят несколько видов субъектов: § республики; § автономная область; § автономные округа: края и области; § города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Республики в составе Российской Федерации. Они выступают в качестве государств. Республики принимают конституции, тогда как остальные субъекты принимают уставы. Причем Конституция РФ не регламентирует порядок принятия республиканских конституций, в то время как остальные субъекты должны принимать собственные уставы посредством своих законодательных (представительных) органов (. 2 ст. 66). Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В то же время в соответствии с "Федеральным законом «О языках народов Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами. Государственные языки республик употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ). Другие субъекты Федерации, построенные по национально-этническому принципу (автономная область, автономные округа), таким правом не обладают. Наличие конституций служит основанием для формирования в республиках собственных конституционных судов. Другие субъекты Федерации вправе учреждать уставные суды. Оба вида судебных органов выполняют однотипные функции и поэтому различия в их наименованиях не являются решающими. В качестве атрибутивного признака государства можно "расценивать наличие у республик столиц, тогда как остальные субъекты располагают административными центрами. Правовой статус столиц, административных центров устанавливается законами соответствующих субъектов. Особенности республик не должны создавать впечатления исключительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главным принципом современного российского федерализма является принцип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие определенных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-либо одного вида субъектов над другими. Конституционный Суд РФ в решении по делу «о республиканском суверенитете» подчеркнул, что используемое в федеральной Конституции понятие «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера. Автономная область, автономные округа в составе Российской федерации. Автономии - национально-государственные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения. Статус всех субъектов Федерации, как известно, определяется федеральной Конституцией и в зависимости от вида субъекта - его конституцией или уставом. Однако, согласно Конституции РФ, статус автономной области и автономного округа, кроме того, может регламентироваться законом о соответствующей автономии. Такой закон может быть принят по представлению законодательных и исполнительных органов названных субъектов (ч. 3 ст. 66). К настоящему времени ни одна из автономий не представила в федеральный парламент соответствующего законопроекта. Большая часть автономных округов входит в состав краев и областей. Действующая Конституция права автономий на выход из состава области не предусматривает, закрепляя лишь возможность договорного решения вопросов, представляющих взаимный интерес. Теоретически предметом такого договора может стать и вопрос о непосредственном вхождении в Федерацию автономного округа, т.е. о фактическом выходе округа из состава области. Здесь, однако, требуется взаимное согласие таких субъектов, а также юридическое «оформление» такого решения на федеральном уровне. В соответствии с Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» от 15 декабря 1990 г., все автономные области были выведены из состава краев и включены в Российскую Федерацию непосредственно. Таким образом, в настоящее время 9 автономий из 11 входят в Российскую Федерацию и одновременно в состав краев или областей. Края, области в составе Российской Федерации. Некоторые российские регионы являются сложносоставными, т.е. включают в свой состав другие субъекты - автономные округа. В условиях закрепления равноправия всех субъектов необходимы определенные юридические формы регулирования статуса таких субъектов, их взаимоотношений, разрешения возможных споров и т.п. Конституция РФ в качестве таких форм называет внутренние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. Например, такие договоры заключены между органами государственной власти Иркутской области и органами государственной власти входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, между органами государственной власти Тюменской области и органами государственной власти входящих в ее состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Предыдущая российская Конституция предусматривала для автономных округов и автономных областей возможность самостоятельного решения вопроса о том, находиться ли им в составе края, области или войти в Российскую Федерацию непосредственно. Тогда правом выхода из состава области воспользовался лишь один автономный округ - Чукотский, что было закреплено Законом РФ «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» от 17 июня 1992 г. Конституционность этого Закона была проверена Конституционным Судом РФ. Суд пришел к выводу, что выход Чукотского автономного округа из состава Магаданской области и непосредственное его вхождение в состав Российской Федерации не влияют на национально-государственное устройство и состав Федерации, а также на конституционно-правовой статус автономного округа. Закон был признан конституционным. В составе Российской Федерации имеются две области, которые отделены от основной части территории государства: Сахалинская область отделена от материковой части России Татарским проливом, а Калининградская область - территорией иностранных государств. Естественно, что последняя область имеет гораздо больше особенностей по сравнению со всеми остальными регионами страны. С учетом этого был принят Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996 г. Города федерального значения в составе Российской Федерации. Эти города занимают анклавное положение, т.е. их территория окружена территорией другого субъекта - области (Московской и Ленинградской). В Конституции ничего не сказано по поводу взаимоотношений этих городов и соответствующих областей. Думается, что по аналогии с областями и входящими в их состав автономными округами эти взаимоотношения могут быть урегулированы договорами, а в случае крайней необходимости также федеральными законами при обязательном учете интересов обеих сторон. Города федерального значения, кроме того, отличаются от остальных членов Федерации сочетанием в себе одновременно статуса субъекта Федерации и статуса населенного пункта - города. Остальные субъекты, являясь территориальными единицами, напротив, включают в свой состав города, иные населенные пункты и т.д. Наконец, статус Москвы включает в себя, по меньшей мере, четыре правовых аспекта. Москва выступает в качестве населенного пункта - города; субъекта Федерации - города федерального значения; административного центра другою субъекта - Московской области; столицы Российской Федерации. Статус столицы, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 70), устанавливается федеральным законом. 3.

Понятно, что большинство из этих условий отсутствуют в Молдове, Грузии и Азербайджане. Во-первых, ни одно из этих государств не контролирует всю свою территорию и ее признанные границы из-за присутствия этих сепаратистских организаций, увековечивающих себя на части своей территории. Режимы в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха, которые де-факто независимы, выжили почти два десятилетия. Признание Абхазии и Южной Осетии более чем когда-либо компрометирует саму идею грузинского государства в его нынешнем виде.

Неопределенность возрастает по заявлениям югоосетинских лидеров, которые открыто хотят, чтобы Южная Осетия присоединилась к Российской Федерации. Во-вторых, заинтересованные государства далеко не политически и экономически стабильны. Случай с Грузией, который никогда не испытывал смены режима в соответствии с конституцией страны, является патентом. Война усилила хрупкость государства, стала жертвой политических потрясений и борьбы с опустошенной экономикой.

Еще по теме Виды субъектов РФ. Особенности отдельных видов субъектов РФ.:

  1. 52. Субъекты права. Понятие и виды. Характеристики отдельных видов
  2. 32. Субъекты правоотношений, возникающих при лицензировании отдельных видов деятельности.
  3. 3.2 Лицензирование отдельных видов деятельности субъектов малого предпринимательства и сертификация продукции, услуг
  4. По разделу «Особенности реализации антикризисных процедур для отдельных категорий хозяйствующих субъектов»:
  5. 64. Финансовая аренда (лизинг): понятие, виды и признаки договора, объект и субъекты (права и обязанности, ответственность); форма и порядок заключения; особенности определения цены в договоре; значение отдельных сроков в договоре

Состав Российской Федерации входят несколько видов субъектов:

Таким образом, часто ассоциируются понятия слабости государства и замороженного конфликта. С одной стороны, замороженные конфликты развивались в слабых государствах, которые вступали в конфликт. С другой стороны, длительное не разрешение конфликтов препятствует консолидации де-юре. Последние посвящают часть своих скудных ресурсов своей армии. Таким образом, Грузия увеличила свою долю своего бюджета, выделенного Министерству обороны почти на 80%, поскольку Михаил Саакашвили пришел к власти с 315 млн.

Долларов США до 575 млн. Долларов США; 15 июля парламент Грузии проголосовал еще на 26, 8%. Это самые быстрорастущие военные расходы в мире. Эта тенденция отражает в первую очередь стремление президента Грузии восстановить территориальную целостность, которой никогда не пользовалась Грузия. Это также является результатом постепенного нарастания напряженности с Россией, поскольку Азербайджан, который извлекает выгоду из значительных экономических побочных эффектов за счет использования своих углеводородных ресурсов, увеличил свой военный бюджет на семь лет через три года.

§ республики;

§ автономная область;

§ автономные округа: края и области;

§ города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.

Республики в составе Российской Федерации . Они выступают в качестве государств. Республики принимают конституции, тогда как остальные субъекты принимают уставы. Причем Конституция РФ не регламентирует порядок принятия республиканских конституций, в то время как остальные субъекты должны принимать собственные уставы посредством своих законодательных (представительных) органов (. 2 ст. 66). Республики вправе устанавливать свои государственные языки.

В то же время, в отсутствие разрешения этих конфликтов, де-юре государства выделяют значительную часть своих социальных расходов тем, кто перемещен в результате войны. Напряженность и разочарования, вызванные сохранением статус-кво, поддерживают радикализм в определенных слоях населения, подогревают социальные беспорядки и политическую нестабильность, ограничивают возможности реформ соответствующих государств и замедляют или даже блокируют процессы демократизации, Поэтому эти конфликты играют центральную роль в жизни затронутых обществ.

В то же время в соответствии с "Федеральным законом «О языках народов Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами.

Хотя использование термина «замороженные конфликты» относится к четырем случаям в этом специальном выпуске «Международные исследования», идея «замороженных конфликтов» не ограничивается пространством прежних и может быть распространен на другие ситуации неразрешенного конфликта, увековечивающие себя со временем. Кипр является сопоставимым примером страны, в которой межобщинное насилие привело к разделению территории и где группа меньшинства основала де-факто государство. Как и в случае с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем, операция по поддержанию мира, в этом случае ООН контролирует осуществление прекращения огня.

Государственные языки республик употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ). Другие субъекты Федерации, построенные по национально-этническому принципу (автономная область, автономные округа), таким правом не обладают.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ в РФ по ФЗ "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах"

Хотя эта международная интервенция способствовала приостановлению военных действий, она также усиливает разделение воюющих сторон, что подавляет чувство неотложности, единственный стимул заставить главных действующих лиц вести переговоры добросовестно. Признание Турцией Организацией и статус наблюдателя, предоставленный этой организацией Организацией Исламской конференции, приближают это дело к делу Абхазии и Южной Осетии: все трое частично признали суверенитет, В этом отношении наблюдается некоторое сближение с Тайванем и Косово.

Наличие конституций служит основанием для формирования в республиках собственных конституционных судов. Другие субъекты Федерации вправе учреждать уставные суды. Оба вида судебных органов выполняют однотипные функции и поэтому различия в их наименованиях не являются решающими.

В качестве атрибутивного признака государства можно "расценивать наличие у республик столиц, тогда как остальные субъекты располагают административными центрами. Правовой статус столиц, административных центров устанавливается законами соответствующих субъектов.

Однако Тайвань отличается тем, что он не является сепаратистской территорией материкового Китая. Сепаратистские образования Южного Кавказа чаще всего сравниваются с Косово. Это также конфликт в процессе разложения федерального коммунистического государства, для которого этническая принадлежность является одним из организационных принципов политической жизни. Центральные и периферийные отношения лежат в основе конфликта как в Косово, так и в Косово. Подавление политической автономии центральной властью является источником конфликтов в Косово и Осетии Юг, в то время как стремление к увеличению автономии, даже к независимости, было бы причиной конфликтов Абхазии и Нагорного Карабаха.

Особенности республик не должны создавать впечатления исключительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главным принципом современного российского федерализма является принцип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие определенных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-либо одного вида субъектов над другими.

Косово, однако, отличается от других конфликтов мирным движением сопротивления, которое длилось несколько лет до появления насилия, организованного албанской милицией Великобритании. В Косово, как и на Кипре, национальное меньшинство воспользовалось поддержкой внешней власти, в этом случае НАТО, вооруженное вмешательство которой привело к выдворению власти над оспариваемой территорией из ее государства де-юре. Подписано мирное соглашение о прекращении забастовок НАТО в июне. Хотя его независимость была признана примерно 60 государствами, дверь Организации Объединенных Наций закрыта для России Россией и ее статусом остается неясным.

Конституционный Суд РФ в решении по делу «о республиканском суверенитете» подчеркнул, что используемое в федеральной Конституции понятие «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Косово - это «неопределенное государство», которое находится в международной форме опеки, и в которой все сферы суверенитета остаются в ведении ЕС, НАТО и, в определенной степени, ООН. Некоторые авторы не стесняются сказать, что замороженные конфликты - фактически замороженные мирные процессы. Таким образом, использование оружия остается реальной возможностью во всех случаях замороженных конфликтов и может привести к распространению конфликта. Множественные индикаторы ясно показывают, что главные герои проводят логику конфронтации.

Более того, каналы диалога никогда не были полностью отрезаны, оставляя место для переговоров. Существование замороженных конфликтов является вызовом международному сообществу и вызывает ряд дебатов. Первый относится к решениям, которые могут быть применены. Возникают две линии отражения: либо создание федераций в де-юре, оставляя большую автономию в сепаратистских провинциях; раздел и, следовательно, разделение. Сохранение статус-кво, которое может показаться третьим решением, связано с отсутствием даже минимального консенсуса по возможным направлениям.

Автономная область, автономные округа в составе Российской федерации . Автономии - национально-государственные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения.

Статус всех субъектов Федерации, как известно, определяется федеральной Конституцией и в зависимости от вида субъекта - его конституцией или уставом. Однако, согласно Конституции РФ, статус автономной области и автономного округа, кроме того, может регламентироваться законом о соответствующей автономии.

Этнический федерализм как проблема и решение

В нем также рассматривается роль третьих сторон и международных организаций, вторая горячая дискуссия. Создание федеративных государств рассматривалось как решение, объединяющее непримиримые априорные позиции: поддержание целостности государств при предоставлении широкой автономии федеративному субъекту на основе совместного суверенитета и отношения между центром и региональными подразделениями, которые объединяют элементы автономии и координации. Таким образом, федерализм часто представлен как разумный компромисс между двумя противоречивыми принципами международного права, по которым сепаратистские движения и государства де-юре поддерживают свои соответствующие требования.

Такой закон может быть принят по представлению законодательных и исполнительных органов названных субъектов (ч. 3 ст. 66). К настоящему времени ни одна из автономий не представила в федеральный парламент соответствующего законопроекта.

Большая часть автономных округов входит в состав краев и областей. Действующая Конституция права автономий на выход из состава области не предусматривает, закрепляя лишь возможность договорного решения вопросов, представляющих взаимный интерес. Теоретически предметом такого договора может стать и вопрос о непосредственном вхождении в Федерацию автономного округа, т.е. о фактическом выходе округа из состава области. Здесь, однако, требуется взаимное согласие таких субъектов, а также юридическое «оформление» такого решения на федеральном уровне.

Особенности статуса отдельных видов субъектов РФ. Анализ «Чукотского дела»

С этой точки зрения федерализм становится полезной формой разделения власти, которая дает преимущество интеграции самоопределения без разрушения территориальной целостности. Тем не менее, есть много споров об этом решении. Для некоторых федеральный принцип отнюдь не выход из кризиса, поскольку именно этно-федеральная организация Грузии и Азербайджана в конце коммунизма привела к вспышке замороженных конфликтов, Следует отметить, что, за исключением случаев Приднестровья, замороженные конфликты находятся в новых независимых государствах, которые обладали этно-федеральной структурой во время их независимости.

В соответствии с Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» от 15 декабря 1990 г., все автономные области были выведены из состава краев и включены в Российскую Федерацию непосредственно. Таким образом, в настоящее время 9 автономий из 11 входят в Российскую Федерацию и одновременно в состав краев или областей.

Хотя этот аспект сам по себе не объясняет возникновение насильственных конфликтов, сепаратистские движения обычно использовали существующую институциональную архитектуру, чтобы принести свои требования и взяться за путь независимости. Неудивительно, что сторонники этнического федерализма - или форма политической автономии сепаратистских территорий региона - сталкиваются с сопротивлением местного населения многим сопротивлениям.

Несмотря на это нежелание, несколько мирных планов предложили создать федерации в Грузии и Молдове после подписания их соответствующих соглашений о прекращении огня. Эти предложения, как правило, принимаются де-юре государствами, но всегда были уволены Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем. В позиции силы на переговорах, контролируя территории, которые они требуют при поддержке Москвы, де-факто государства считают, что им нечего выиграть в этом виде решения, что потребует от них слишком много уступки без компенсации.

Края, области в составе Российской Федерации . Некоторые российские регионы являются сложносоставными, т.е. включают в свой состав другие субъекты - автономные округа. В условиях закрепления равноправия всех субъектов необходимы определенные юридические формы регулирования статуса таких субъектов, их взаимоотношений, разрешения возможных споров и т.п. Конституция РФ в качестве таких форм называет внутренние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий.

Организация публичных мероприятий

Справедливо или неправильно, они считают, что федерализм подразумевает отказ от своей вооруженной автономии, а не реагирование на их проблемы безопасности и возвращение к статус-кво. Наконец, дебаты вокруг федерализма затмевают еще одну важную нормативную дискуссию. Действительно, такая перспектива ограничивает дискуссию институциональной структурой и дает вид на принцип сохранения территориальной целостности как неотъемлемой ценности. Реальность де-факто государств заставляет международное сообщество рассматривать другие пути, такие как разделение и признание новых государств от сепаратистских движений.

Например, такие договоры заключены между органами государственной власти Иркутской области и органами государственной власти входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, между органами государственной власти Тюменской области и органами государственной власти входящих в ее состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Дискуссии вокруг раздела и признание новых государств

Кауфман неоднократно утверждал, что разделение может быть справедливым и эффективным средством разрешения конфликтов между противоборствующими группами внутри одного и того же государства - по принципу, что хорошие границы - хорошие соседи. Это «решение» было бы оправдано спорным, когда насилие произносится и что сосуществование этнических групп рассматривается как дилемма безопасности. Тезисы Кауфмана были опротестованы несколькими, в том числе Кумаром, который показывает, что некоторые из наиболее стойких конфликтов в мире связаны с территориальными разделами, легитимность которых никогда не была признана основными заинтересованными сторонами.

Предыдущая российская Конституция предусматривала для автономных округов и автономных областей возможность самостоятельного решения вопроса о том, находиться ли им в составе края, области или войти в Российскую Федерацию непосредственно. Тогда правом выхода из состава области воспользовался лишь один автономный округ - Чукотский, что было закреплено Законом РФ «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» от 17 июня 1992 г.

Конституционность этого Закона была проверена Конституционным Судом РФ. Суд пришел к выводу, что выход Чукотского автономного округа из состава Магаданской области и непосредственное его вхождение в состав Российской Федерации не влияют на национально-государственное устройство и состав Федерации, а также на конституционно-правовой статус автономного округа. Закон был признан конституционным.

В составе Российской Федерации имеются две области, которые отделены от основной части территории государства: Сахалинская область отделена от материковой части России Татарским проливом, а Калининградская область - территорией иностранных государств. Естественно, что последняя область имеет гораздо больше особенностей по сравнению со всеми остальными регионами страны. С учетом этого был принят Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996 г.

Города федерального значения в составе Российской Федерации . Эти города занимают анклавное положение, т.е. их территория окружена территорией другого субъекта - области (Московской и Ленинградской). В Конституции ничего не сказано по поводу взаимоотношений этих городов и соответствующих областей. Думается, что по аналогии с областями и входящими в их состав автономными округами эти взаимоотношения могут быть урегулированы договорами, а в случае крайней необходимости также федеральными законами при обязательном учете интересов обеих сторон.

Города федерального значения, кроме того, отличаются от остальных членов Федерации сочетанием в себе одновременно статуса субъекта Федерации и статуса населенного пункта - города. Остальные субъекты, являясь территориальными единицами, напротив, включают в свой состав города, иные населенные пункты и т.д.

Наконец, статус Москвы включает в себя, по меньшей мере, четыре правовых аспекта. Москва выступает в качестве населенного пункта - города; субъекта Федерации - города федерального значения; административного центра другою субъекта - Московской области; столицы Российской Федерации. Статус столицы, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 70), устанавливается федеральным законом.