Информационно аналитическая система мониторинга. Иформационно-аналитическая система (ИАС) мониторинга и контроля в сфере государственных и муниципальных закупок лекарственных препаратов. Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическая система мо

Вероника Скворцова на заседании Правительства РФ 12 ноября представила доклад о текущем статусе развития информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере государственных закупок лекарственных препаратов, которая предназначена для предотвращения неэффективных расходов государственных ресурсов при закупках лекарственных препаратов и является частью единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Система фактически является антикоррупционным механизмом, который не позволяет затачивать контракты под конкретных поставщиков и не позволяет манипулировать начальной ценой.

Кроме того, информационно-аналитическая система позволяет формировать аналитические отчеты о закупаемых препаратах, сравнительный анализ цен в разрезе субъектов и конкретных заказчиков, и фактически эти данные становятся основаниями для реагирования контрольных органов, прежде всего Федеральной антимонопольной службы и Росздравнадзора.

В будущем планируется подключение региональных централизованных сегментов подсистемы управления льготным лекарственным обеспечением к информационно-аналитической системы, что даст возможность каждому региону самостоятельно контролировать процесс планирования и обеспечения закупок лекарственных препаратов.

Доклад министра здравоохранения Российской Федерации на совещании у Президента РФ с членами Правительства 12 ноября 2018 года

Уважаемый Владимир Владимирович, Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги!

С 1 января введена в промышленную эксплуатацию информационно-аналитическая система мониторинга и контроля в сфере государственных закупок лекарственных препаратов, которая была создана в 2017 году Минздравом России совместно с государственной корпорацией «Ростех» при взаимодействии с другими федеральными органами и была апробирована в 2017 году.

Система предназначена для предотвращения неэффективных расходов государственных ресурсов при закупках лекарственных препаратов и является частью единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Для обеспечения прозрачности процедур закупок были приняты разработанные Минздравом России нормативные правовые акты, постановление Правительства об особенностях описания лекарственных препаратов как объекта закупки, приказы Минздрава о типовом контракте на поставку лекарственных препаратов, об утверждении порядка определения начальной цены контракта. Также дополнительно был принят приказ, вводящий единую форму спецификации типового контракта, что позволило более жестко регулировать расчет и обоснование цены лекарственного препарата.

Посредством интеграции информационно-аналитической системы с Единой системой закупок, оператором которой является Федеральное казначейство, все данные, которые вводят заказчики на лекарственные препараты, на контракты, поднимаются в информационно-аналитическую систему, создавая массив данных на все закупки.

Для правильного описания включается автоматизированно каталог лекарственных препаратов, который структурирует все лекарства в однородные группы на основе идентичности трех основных критериев: международное запатентованное наименование, лекарственные формы и дозировка.

С 1 июля автоматизированная система считает средневзвешенные цены на каждую однородную группу лекарственных препаратов. Эти значения цен возвращаются обратно в систему закупок Федерального казначейства и становятся доступными для заказчиков. Таким образом, при определении начальной цены контракта заказчики видят средневзвешенную цену на аналогичные закупки.

Система фактически является антикоррупционным механизмом, который не позволяет «затачивать» контракты под конкретных поставщиков и не позволяет манипулировать начальной ценой.

На 9 ноября число контрактов, обработанных в системе, превысило 506 тысяч – на сумму более 501 млрд рублей. Из них при помощи каталога описано 73% – 373 тысячи контрактов на сумму, превышающую 351 млрд рублей. Средневзвешенные цены сейчас могут рассчитываться для 3 тысяч однородных групп лекарственных препаратов.

Параллельно информационно-аналитическая система позволяет формировать аналитические отчеты об объемах закупаемых препаратов, сравнительный анализ цен в разрезе субъектов и конкретных заказчиков, и фактически эти данные становятся основаниями для реагирования контрольных органов, прежде всего Федеральной антимонопольной службы и Росздравнадзора.

В перспективе государственный контроль должен охватить все этапы закупок начиная с этапа планирования. Причем система позволяет делать это автоматизированно, не допуская контракты, которые превышают определенные обозначенные величины, и это создает систему профилактики нарушений в данной сфере. Система продолжает развиваться в двух направлениях. С 1 января вступает в работу обновленная версия программы, учитывающая дополнительные поля, такие как эквивалентные лекарственные формы и эквивалентные единицы измерения дозировок лекарств и, кроме того, взаимозаменяемость лекарственных препаратов. Введение понятия «взаимозаменяемость» в систему позволяет разукрупнять однородные группы и,таким образом, дает дополнительную возможность конкурентного снижения цены на взаимозаменяемые лекарственные препараты.

На сегодняшний день в соответствии с действующим законодательством только 16% лекарств могут быть признаны взаимозаменяемыми. В соответствии с Вашим поручением совместно с Федеральной антимонопольной службой мы разработали законопроект, который расширяет понятие взаимозаменяемости. Этот законопроект согласован всеми ведомствами и внесен в Правительство Российской Федерации.

Кроме того, нами утвержден план по определению взаимозаменяемости лекарств до 2021 года, который позволит довести процент взаимозаменяемости до 60–70% с учетом наличия международного опыта. И, таким образом, уже с 2019 года мы поэтапно начнем вводить референтные цены для взаимозаменяемых лекарственных препаратов. Это дополнительная возможность к снижению цены.

И второе направление – это подключение региональных централизованных сегментов подсистемы управления льготным лекарственным обеспечением к информационно-аналитической системе. План проработан соответственно всеми субъектами Российской Федерации, он утвержден до 2020 года. Это даст возможность каждому региону самостоятельно контролировать процесс и планирования, и обеспечения закупок лекарственных препаратов и выявлять те точки, которые позволяют обеспечить потенциальное сохранение ресурса и расширение охвата граждан лекарствами.

1. Я (Клиент), настоящим выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных, полученных от меня в ходе приема на обучение по предложенным образовательным программам «Межрегиональным центром обслуживания по дополнительному профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию в ФГБОУ ПИМУ и ПГМУ» (далее - Центр) или при подписке на новости сайта.

2. Я подтверждаю, что указанный мною номер мобильного телефона, является моим личным номером телефона, выделенным мне оператором сотовой связи, и готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием мной номера мобильного телефона, принадлежащего другому лицу.

3. В рамках настоящего соглашения под «персональными данными» понимаются:
Персональные данные, которые Клиент предоставляет о себе осознанно и самостоятельно при оформлении Заявки на обучение на Сайте и при подписке на новости сайта на любой странице
(а именно: фамилия, имя, отчество (если есть), номер мобильного телефона, адрес электронной почты, регион, город проживания, дата рождения, уровень образования Клиента, выбранная программа обучения, адрес проживания, данные паспорта, диплома о профессиональном образовании, сертификатов о переквалификации или о повышении квалификации и др.).

4. Клиент - физическое лицо (лицо, являющееся законным представителем физического лица в соответствии с законодательством РФ), заполнившее Заявку на обучение на Сайте, выразившее таким образом своё намерение воспользоваться образовательными услугами, предлагаемыми Центром.

5. Центр в общем случае не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Клиентом, и не осуществляет контроль за его дееспособностью. Однако Центр исходит из того, что Клиент предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию по вопросам, предлагаемым в форме регистрации (форма Заявки, форма Подписки), и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии.

6. Центр собирает и хранит только те персональные данные, которые необходимы для проведения приема на обучение и организации оказания образовательных услуг (исполнения соглашений и договоров с Клиентом), а также информирования о новостях в области дистанционного образования для специалистов здравоохранения.

7. Собираемая информация позволяет отправлять на адрес электронной почты и номер мобильного телефона, указанные Клиентом, информацию в виде электронных писем и СМС-сообщений по каналам связи (СМС-рассылка) в целях проведения приема в Образовательные учреждения, организации образовательного процесса, отправки важных уведомлений, таких как изменение положений, условий и политики Центра. Так же, такая информация необходима для оперативного информирования Клиента обо всех изменениях условий и организации образовательного и процесса приема в Образовательные учреждения, информирования Клиента о предстоящих акциях, ближайших событиях и других мероприятиях Центра, путем направления ему рассылок и информационных сообщений, а также в целях идентификации стороны в рамках соглашений и договоров с Центром, связи с Клиентом, в том числе направления уведомлений, запросов и информации, касающихся оказания услуг, а также обработки запросов и заявок от Клиента.

8. Наш сайт использует идентификационные файлы - cookies. Cookies - небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя. Веб-клиент (обычно веб-браузер) всякий раз при попытке открыть страницу соответствующего сайта, пересылает этот фрагмент данных веб-серверу в виде HTTP-запроса . Применяется для сохранения данных на стороне пользователя, на практике обычно используется для: аутентификации пользователя; хранения персональных предпочтений и настроек пользователя; отслеживания состояния сеанса доступа пользователя; ведения статистики о пользователях . Вы можете отключить использование cookies в параметрах настройки браузера. Следует учитывать, однако, что в этом случае некоторые функции будут недоступны или могут работать некорректно.

9. При работе с персональными данными Клиента, Центр руководствуется Федеральным законом РФ №152-ФЗ от 27 июля 2006г. «О персональных данных».

10. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на адрес электронной почты информации путем направления электронного письма на адрес: . Отказаться от получения на адрес электронной почты информации также возможно в любое время, кликнув по ссылке «Отписаться» в конце письма.

11. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на указанный мной номер мобильного телефона СМС-рассылки путем направления электронного письма на адрес:

12. Центр принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных Клиента от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц.

13. К настоящему соглашению и отношениям между Клиентом и Центром, возникающим в связи с применением соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

14. Настоящим соглашением подтверждаю, что я старше 18 лет и принимаю условия, обозначенные текстом настоящего соглашения, а также даю свое полное добровольное согласие на обработку своих персональных данных.

15. Настоящее соглашение, регулирующее отношения Клиента и Центра, действует на протяжении всего периода предоставления Услуг и доступа Клиента к персонализированным сервисам Сайта Центра.

«Межрегиональный центр обслуживания по дополнительному профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию в ФГБОУ ПИМУ и ПГМУ»
Юридический адрес: 299009, РФ, Крым, г. Севастополь, переулок Перекомский, д. 19
ИП Михеда А.И. ИНН 920350703600

Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам создания информационно-аналитической системы (ИАС) мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Минздраву России совместно с Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минфином, Казначейством России, Государственной корпорацией «Ростех» поручено разработать до 20 сентября и утвердить план мероприятий («дорожную карту») по созданию ИАС.

Ввод ИАС в опытную эксплуатацию запланирован с 1 марта 2017 года, в промышленную эксплуатацию – с 1 января 2018 года.

Минэкономразвития России поручено до 30 сентября разработать совместно с Казначейством России, Минздравом России, ФАС России и утвердить комплекс мер по приведению единой информационной системы в сфере закупок в соответствие с техническими требованиями к ИАС. Минэкономразвития также поручено с 1 февраля 2017 года обеспечить ввод в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок, приведенной в соответствие с техническими требованиями к ИАС.

Правительству Российской Федерации поручено обеспечить рассмотрение на заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности проекта технических требований к ИАС и проекта требований к доработке единой информационной системы в сфере закупок.

Информационная система мониторинга лекарственных препаратов (ИСМЛП) которая используется в БУ «Медицинский информационно-аналитический центр» предназначена для свода единой информации о состоянии наличии лекарственных препаратов в медицинских организациях – стационары и амбулатории. Раньше каждая медицинская организация закупала медпрепараты, из каких-то своих соображений и возникали сложности из-за учетной политики, срока годности и так далее. Поэтому общий единый мониторинг специализированной организацией, такой как «Центр лекарственного мониторинга», позволил свести закупку лекарственных препаратов для всего округа в рамках тарифов ОМС к оптимальным расходам. Сейчас есть возможность резерва, перебрасывания препаратов между медорганизациями, то есть упорядочение остатков лекарственных средств. Второй этап ИСМЛП - это формирования единой закупочной системы, которая позволила бы не только централизовать систему закупок и это не самое главное решение. Самое главное решение – формировать свод заявок, формализовать и автоматизировать. Чтобы не было привязки к брендам - фарматологический контроль, тоже автоматизировать.

Здесь можно привести аналогию по формированию единого государственного контроля над алкогольной продукцией, - рассказывает заместитель директора МИАЦ по развитию Владислав Нусинов, - создание единых марок и реестра, более того, к общему чеку со стоимостью продукции, выдается чек подтверждения законности реализации этой продукции. Такую же работу хотят провести и с лекарственными средствами. Конечно, все субъекты РФ должны будут подтянуться, а наша система будет не плохое подспорье, потому, что нам достаточно будет добавить программу.

Информационно-аналитическая система КПС «Мониторинг-Анализ» позволяет осуществлять контроль за процессом таможенного оформления в области номенклатуры, стоимости, веса оформляемых товаров, начисления таможенных платежей.

«Мониторинг-Анализ» реализует процесс интеграции для различных информационных источников (БД ГТД, БД ТП НСИ, БД ЕГРЮЛ, БД ЕГРН) и последующее использован накопленных (агрегированных) данных для формирования разных по форме отчетов и справок.

«Мониторинг-Анализ» выполняет следующие функции:

– обеспечение доступа к ЦБД ГТД, а также ЦБД таможенных приходных ордеров (ТПО);

– предоставление возможности создания и редактирования условий, ограничивающих выборку данных из ЦБД ГТД;

– наглядное отображение и вывод на печать информации отчетов;

– корректировку полученных отчетов в Microsoft Excel.

Информация о деятельности таможенных органов в области таможенного оформления ГТД в «Мониторинг-Анализ» представляется по разным критериям, в том числе:

– стоимости, весу и номенклатуре оформляемых товаров;

– начисленным платежам;

– стране происхождения и стране направления перемещаемых товаров;

– участникам таможенного оформления (таможенные органы, таможенные инспекторы, участники ВЭД);

– динамике процессов таможенного оформления.

«Мониторинг-Анализ» дает возможность получать как общие данные таможенного оформления товаров, так и детальную информацию по каждому из участников ВЭД, конкретному складу и таможенному инспектору.

Дополнительно «Мониторинг-Анализ» предоставляет возможность доступа (анализа и контроля) к процессам доставки товаров под таможенным контролем.

Мониторинг-Анализ» имеет ярко выраженную трехуровневую структуру. Пользователь (через Internet-проводник) посылает запрос на WWW-сервер. WWW-сервер передает запрос на СУБД ORACLE. СУБД обрабатывает запрос и возвращает WWW-серверу.

WWW-сервер в свою очередь преобразует полученные данные в HTML-страницу и возвращает результат пользователю. Поэтому все обновления программного обеспечения КПС «Мониторинг-Анализа» происходят на WWW-сервере и в СУБД ORACLE. Изменения в программном обеспечении соответственно становятся доступны пользователю.

– ЦБД ТПО – мониторинг процессов таможенного оформления ТПО по ЦБД ТПО;

– ЦБД ДКД – мониторинг процессов доставки товаров таможенным контролем (доступ к БД «Доставка-ЦБД»);

– Поиск в ЕГРН, ЕГРЮЛ - поиск информации о юридических лицах – участниках процессов таможенного оформления.

3. Общие сведения об ас адппр «Аналитика-2000

В базе данных ЕАИС ФТС России хранятся и обрабатываемые огромные объемы информации по различным аспектам таможенной деятельности, включая электронные копии грузовых таможенных деклараций (ГТД) и таможенных приходных ордеров (оформленных таможнями России, начиная с 1991 г.) Темпы роста объема БД в среднем составляют 600 тыс. записей в квартал (около 2,5 млн. в год). Этот массив данных содержит ценнейшую информацию о внешнеэкономической деятельности России.

Значительные объемы информации о внешнеэкономической деятельности России требуют наличия эффективных средств обработки для обеспечения процессов поддержки принятия решений по управлению таможенной деятельностью.

Первым шагом в создании полномасштабной системы поддержки принятия решений (СППР) корпоративного уровня стала обработка системы оперативного многомерного анализа данных электронных копий таможенных документов, которая обеспечивает новый уровень анализа данных и несопоставимые по сравнению статистическим анализом показателей производительности.

Системные целисоздания системы «Аналитика-2000»:

– сокращение времени и трудозатрат, необходимых для получения агрегированной информации;

– повышение производительности труда сотрудников ФТС;

– улучшение качества аналитических данных, выдаваемых по запросу вышестоящих организаций;

– предоставление возможности руководителям высшего и среднего звена, а также аналитикам ориентироваться в огромных объемах данных и выбирать информацию, необходимую для принятия решений;

– обеспечение графического представления данных.

Министерством здравоохранения совместно с государственной корпорацией «Ростех» разработана и внедрена в опытную эксплуатацию информационно-аналитическая система (ИАС) мониторинга и контроля в сфере государственных и муниципальных закупок лекарственных препаратов.

Для создания новой схемы управления закупками Минздравом разработан структурированный справочник-каталог лекарственных препаратов на основе государственных реестров, зарегистрированных лекарственных средств, и предельных отпускных цен. Совместно с заинтересованными федеральными органами проведена интеграция созданной информационно-аналитической системы с единой информационной системой в сфере закупок. Каталог лекарств встроен в систему закупок и даёт возможность вносить туда структурированную информацию, которая автоматизировано обрабатывается и передаётся уже системе мониторинга закупок. Это позволяет оперативно анализировать информацию на уровне планирования закупок и по результатам конкурсных процедур. Также система автоматизировано рассчитывает средневзвешенные рыночные цены на аналогичные закупки по международным непатентованным и торговым наименованиям лекарств и объективизирует все отклонения от них.

Для функционирования единой информационной системы в сфере закупок с момента начала тестовой эксплуатации ИАС Минздравом России совместно с заинтересованными ведомствами Российской Федерации ведется унификация сведений о международных непатентованных наименований лекарственных средств, форм и дозировок лекарственных препаратов в едином справочнике классификаторе лекарственных препаратов (ЕСКЛП), выработаны единые принципы ведения и передачи структурированных сведений из Государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения (ГРЛС). При этом объем сведений, содержащийся в ГРЛС, закреплен нормативным актом - порядком ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения. Информация о том, что единый справочник классификатор носит разнородный характер, не соответствует действительности.

Таким образом, к моменту промышленной эксплуатации информационно-аналитической системы с 1 января 2018 года все государственные и муниципальные заказчики будут иметь возможность вносить информацию о контрактах на закупку лекарственных препаратов в структурированной форме с использованием унифицированного ЕСКЛП.

В настоящее время информационная аналитическая система работает в тестовом режиме. Она наполняется данными, при этом отрабатываются её технические параметры и процессы. В промышленную эксплуатацию система будет введена с 1 января 2018 года.

Более того, государством регулируются цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, что исключает возможность роста цен на них. Как показывает ежемесячный мониторинг Росздравнадзора - в ноябре 2017 года по отношению к октябрю 2017 года в среднем по России, розничные цены на ЖНВЛП амбулаторного сегмента снизились на 0,2%, закупочные (оптовые) цены снизились на 0,3%.

Таким образом, утверждение, о том, что внедрение ИАС может привести к росту цен на лекарства, не соответствует действительности и, вероятно, основана на неполном понимании существа проводимой работы, либо осознанном желании помешать созданию прозрачной закупочной среды и снижению цен на лекарства при государственных закупках.