Считать лады на гитаре. Гитарные лады

Ладами часто называют металлические порожки, которые расположены по всему гитарному грифу. Каждый лад служит точкой опоры для струны во время её зажатия, тем самым сокращая её длину и амплитуду колебаний, простыми словами: чем ближе к корпусу находится лад, на котором прижата струна – тем выше звук.

Из каких материалов делают лады?

Чаще всего для изготовления пластинок используют сплав никеля и стали или никеля и серебра, реже применяют сплавы латуни, нержавеющей стали. От плотности и твёрдости материала зависит и звучание инструмента, твёрдая сталь даст более яркий звук, хотя её довольно трудно встретить на современных гитарах. Лёгкость и простота обработки никеля сделала его лидером среди металлов для изготовления ладов.

О размерах.

Ширина и высота ладов – индивидуальный параметр, и если для одного гитариста игра на высоких порожках будет доставлять неудобство, то другому – наоборот, поможет добиться максимального комфорта, к примеру, при игре скоростных пассажей. Ширина металлического порожка обычно составляет около 2 -2,5 мм у вершины, а высота выше 1 мм, эти параметры также отличаются в зависимости от типа гитар.

Износ и повреждение ладовых порожков.

Со временем лады начинают портиться, появляются небольшие ямки, вдавленности над уровнем струны, различные неровности и шероховатости, всё это – результат постоянного контакта (трения) двух металлических изделий: струны и ладового порожка. В результате повреждения структуры металлических порожков, могут возникнуть некоторые проблемы: гитара начинает плохо строить из-за разной высоты ладов, а потёртости или естественный износ («съедание» лада струной) часто вызывает нежелательные призвуки или звон. Первых несколько раз можно решить проблемы с помощью шлифовки, новичкам же следует обратиться за помощью специалисту, чтобы не сделать ещё хуже. После 2-3 таких шлифовок придётся выложить достаточно большую суму на замену старых ладов.

Выпирающие лады.

Хранение гитары в неположенном месте может сказаться на состоянии грифа, что, в свою очередь, повлияет на состояние ладов. От частого нахождения гитары в жарком помещении с пониженной влажностью – пересыхает накладка, а металлические порожки начинают выпирать. Чтобы избежать этого сохраняйте гитару в комнате с хорошими температурными условиями. Также с предотвращением усыхания хорошо справляется лимонное масло или другие специальные средства по уходу за грифом.

Внимание!

1. Звон в районе какого-то лада может быть причиной многих факторов, прежде чем браться за шлифовку, проверьте правильность настройки анкерного стержня, высоты струн, а также состояние самих струн, возможно, их уже давно пора менять.

2. Размеры порожков имеют небольшое влияние техничность и могут вызывать неудобство во время игры, но не спешите менять лады, причина может быть в неправильном положении рук или просто – недостаточном количестве опыта. В конечном итоге выигрывает тот, кто больше занимался, чем тот, кто больше потратил средств на «подводку» инструмента.

Самые простые аккорды для гитары в картинках

Для начала разберём три аккорда, которые являются наиболее простыми и с которых обычно начинается процесс обучения на гитаре. Простыми аккордами для гитары считаются аккорды, исполняемые на первых ладах грифа без использования приёма баре.
Система графической записи аккордов наиболее проста для понимания начинающим гитаристам. На рисунке представлены три – четыре лада грифа гитары. Кружками обозначены места прижатия пальцами струн. Струны, не обозначенные такими кружками, звучат открыто (без прижатия пальцами), но все они составляют единый аккорд. Шесть горизонтальных линий обозначают струны гитары. Верхняя горизонтальная линия обозначает самую тонкую (первую) струну, нижняя линия – обозначение шестой струны. Вертикальные линии обозначают ладовые порожки (лады) грифа гитары. Каждый аккорд имеет своё буквенно – цифровое название: C – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль, A – ля. H – си B – си бемоль. Минор обозначается маленькой буквой m справа от заглавной буквы. Am – ля минор. Отсутствие буквы m указывает, что это мажорный аккорд. F – фа мажор. Струна, отмеченная значком Х, не озвучивается. Арабские буквы обозначают пальцы левой руки 1 – указательный палец, 2 – средний,3 – безымянный, 4 – мизинец.

Здесь представлен простой аккорд ре минор (Dm) в графической записи:

Первая струна аккорда ре минор прижата на первом ладу, вторая прижимается на третьем, третья струна прижата на втором ладу. Четвёртая и пятая струны не прижаты и звучат открыто. Шестая струна, отмеченная значком Х, не озвучивается.

Второй аккорд ля минор (Am) представленный ниже также относится к простым аккордам:

Первая струна не прижата и звучит открытой, вторая струна прижата на первом ладу грифа, третья струна прижата на втором ладу, четвёртая прижата так же на втором ладу, пятая и шестая струны звучат открытыми.

Третий простой аккорд ми мажор (E) в графической записи:


Как Вы заметили, аккорд ми мажор полностью по ладам повторяет позицию предыдущего аккорда ля минор, но с разницей постановки по струнам.

Итак, мы разобрали три первых простых аккорда в графической записи ре минор, ля минор и ми мажор. Если играть эти аккорды в определённом порядке, то получится аккомпанемент частушкам: ре минор, ля минор, ми мажор и снова ля минор далее опять ре минор, ля минор…Это весьма не плохое упражнение на постановку аккордов. Обычно все самоучки именно так и начинают.

Цифровая запись аккордов в табулатурах

Цифровая запись аккордов менее наглядна и представляет собой шестизначное число, где каждая цифра это номе лада, на котором прижимается струна. Отсчёт струн начинается с первой (самой тонкой) струны. Так в цифровой записи выглядят уже знакомые аккорды ре минор (13200Х), ля минор (012200) и ми мажор (001220).

От простых аккордов к сложным аккордам

Есть два варианта записи аккордов с приёмом баре. Аккорды с баре, это аккорды, где указательный палец зажимает одновременно несколько струн на грифе гитары. Римские цифры на схеме обозначают лад, на котором выставляется аккорд. Итак, рассмотрим цифровую запись аккорда соль мажор (G).

Этот аккорд можно записать как (334553), но и как Б3/001220. Б3 – баре на третьем ладу. Вторая запись может показаться не слишком обычной и малопонятной. Всё дело в том, что строй шестиструнной гитары даёт возможность, выучив простые аккорды на первых ладах грифа, при помощи приёма баре в разы увеличить знание гитарных аккордов. Указательный палец, исполняющий приём баре заменяет собой верхний порожек грифа гитары. Когда то я обучал игре на гитаре американцев из штата Монтана. Чтобы им стал понятен принцип постановки аккордов на грифе, пришлось разделить простые аккорды на три уровня. Обратите внимание на первые три аккорда, которые мы уже разобрали. Теперь осталось представить себе трёхэтажное здание, где первый этаж (уровень) это аккорд ре минор. Основное название аккорду даёт четвёртая открытая струна. Именно под этой четвёртой струной и расположен весь аккорд. Вторым уровнем будет аккорд ля минор – название ля аккорду даёт пятая открытая струна. Третий уровень это ми мажор – название ми от шестой открытой струны расположенной над этим аккордом.
Рассмотрим подробно первый уровень – аккорд ре минор. Если этот аккорд поставить, но уже с баре на первом ладу грифа, то это будет ре диез минор (D#m), передвинув этот аккорд на следующий второй лад получим ми минор (Em) и т.д. Название аккорда меняется в зависимости от того на каком ладу будет поставлен приём баре и прижата четвёртая струна. Знание аккордов первого уровня полностью зависят от знания расположения нот (звуков) на четвёртой струне.


Название звуков на грифе гитары


Простой аккорд ля минор – аккорд второго уровня. Пятая открытая струна ля указывает на название аккорда. Такой же аккорд с баре на первом ладу будет называться ля диез минор (A#m), на втором си минор (Hm), на третьем до минор (Cm) и т.д.


Теперь подробно рассмотрим аккорды третьего уровня. Эти аккорды определяются по шестой струне. Простым аккордом будет ми мажор. Приём баре на первом ладу превращает этот аккорд в фа мажор (F), передвинув его на второй лад, получим фа диез мажор (F#), на третьем ладу это уже соль мажор (G) и т. д.


Цифровые обозначения аккордов будут выглядеть так:
Ми мажор______без баре_______001220
Фа мажор______с баре на 1 ладу_Б1/001220
Фа диез мажор_с баре на 2 ладу_Б2/001220
Соль мажор____с баре на 3 ладу_Б3/001220

Надеюсь, стало понятно, что знание аккордов шестиструнной гитары на прямую зависят от знания нот (звуков) четвёртой, пятой и шестой струны от которых и строятся эти аккорды. Выучив простые мажорные, минорные и септаккорды на первых трёх ладах Вы с лёгкостью будете переносить их в другие позиции, а знание нот на струнах поможет определять их название.

Здесь представлены аккорды, которые можно использовать для построения с баре на всём грифе:

Простые аккорды — первый уровень



Простые аккорды – второй уровень



Простые аккорды – третий уровень


Для дальнейшего освоения простых гитарных аккордов перейдите на страницу .

Потом от недостатка финансов и из спортивного интереса – китайский гриф. Гриф приехал еще в начале зимы, я его убрал на антресоль и забыл до недавнего времени.

С приходом тепла я решил, что пора бы им заняться. Достал, посмотрел и без удивления обнаружил, что лады немного повылезали – обычное дело. То есть, гриф немного усох, что, в общем-то, неплохо. Взял надфиль, подравнял лады, но заметил, что китайцы в не доконца забили некоторые из них. С помощью молотка и такой-то матери, мне не удалось их вставить на место. После недолгих раздумий и советов знающих людей было решено лады заменить.

Казалось бы, чего проще? Взял, да и купил! Однако, ладов на рынке огромное количество и отличаются все они как по размеру, так и по составу сплава. Давайте сначала разберемся со сплавом.

Из чего делают лады?
Да из чего только не делают… Лично я решил, что будет классика, т.е. никакой бронзы, латуни, нержавейки и прочих изысков. Брать будем нейзильбер.

Так вот, обычно лады делают из нейзильбера с содержанием никеля 12% и 18%. 12% - это, вроде как, классика. И, считается, что именно такие лады устанавливались на всех винтажных инструментах (с другой стороны, мне не удалось подробную инфу по этому вопросу).

18% никеля – это более износостойкие лады. К слову, практически все современные производители ладов используют именно такой сплав. Dunlop в том числе.

Из какого сплава сейчас делают лады для стоковых Fender, Gibson и иже с ними мне выяснить не удалось.

Можно долго рассуждать о влиянии материала ладов на звук, но факт в том, что если вы не хотите экспериментов, то выбирать нужно, как раз из этих двух – 12% и 18%. Причем, если вы будите покупать брэндовые иностранные лады (тот же Dunlop), то в 95% случаев – это будет нейзильбер с 18% содержанием никеля, так что 12% сплав нужно еще постараться найти. Хотя это, на самом деле, несложно. Например, белорусская фирма Синтомс выпускает, в том числе, и такие.

Ладно, теперь давайте перейдем к геометрическим размерам ладов.

Размеры ладов
Тут наблюдаются огромное разнообразие и путаница. Вместе с тем, есть и общие соображения, которые работают в независимости от конкретных размеров.

Сначала разберемся с теми размерами, которые влияют непосредственно на ощущения от игры на гитаре – это ширина и высота головки лада (B и E на картинке).

Например, на Gibson в 60х устанавливались довольно низкие и плоские (низкие лады), что давало чувство скольжения и соприкосновения с накладкой. На винтажных Fender можно найти неширокие и низкие лады. А вот на современных «быстрых» гитарах лады, обычно, довольно высокие, причем настолько высокие, что, зажимая струну, пальцы могут почти не касаться накладки.

Если немного подумать, то можно понять, что тут к чему.

Например, если лад невысокий, то скользить по накладке довольно приятно, однако, зажимать струны будет несколько сложнее. Так же несколько сложнее делать бэнды на низких ладах, т.к. прижимая струну вы будите пальцем касаться накладки грифа. Ну а на высоких ладах брать отдельные ноты легче, легче делать бэнды. Если же лады очень высоки, то ощущение почти как от скаллопированного грифа. Легче играть легато, легче играть тэппингом. С другой стороны, тут придется следить за силой нажатия, т.к. если переборщить, то получится микро-бэнд.

Высота головки лада может варьироваться от 0.7mm до 1.48mm (0.029″ – 0.058″).

Теперь давайте про ширину лада. Широкие лады дают более гладкое чувство при игре, тогда как узкие – наоборот. Так же, широкие лады изнашиваются несколько медленнее узких, но при износе они становятся еще более плоскими и широкими, что, в конечном итоге, может привести к проблемам с интонированием инструмента и дребезгом.

Ширина головки лада может варьироваться от 1mm до 3mm (0.047″ – 0.118″).

На самом деле, в крайности вдаваться никто не любит, поэтому на большинстве гитар устанавливаются, как раз, не слишком широкие и не слишком низкие лады.

Вот тут-то и начинается неразбериха. Обычно, в спецификациях гитар не пишут конкретные размеры ладов, а пишут просто “jumbo”, “medium”, “small” или очень часто “medium jumbo”. Самое забавное, все производители под этими словами подразумевают несколько разное. И если, например, производители ладов все-таки пишут геометрические размеры лада, то вот какие именно лады стоят на стоковых инструментах решительно непонятно. Поэтому может получиться так, что medium jumbo на Fender Telecaster и medium jumbo на ESP Eclipse – это, как говорят, в Одессе «две большие разницы».

Вот, например, что поэтому поводу думают парни из Warmoth.


А вот, что написано в табличке от Dunlop (однако, картинка древняя, может уже сейчас все по-другому).


А вот просто картинка из инета.


Отличная сводная таблица размеров ладов .

Теперь вернемся к самому популярному “medium jumbo”. Обычно, medium jumbo – имеет размер примерно 2.7mm x 0.91mm (0.106″ x 0.036″). Смотрите, 2,7 мм – это довольно много, т.е. близко к верхнему диапазону ширины лада, именно отсюда – jumbo. А вот высота 0,91 мм – это, если грубо, примерно середина диапазона высот, отсюда – medium.

Вот, кстати, с человек на форуме Fender взял штангельциркуль и измерил фендеровский medium jumbo:

Ширина - 2.83mm / 0.1115"
Высота - 1.01mm / 0.040"

Исходя из всего вышесказанного, можно порекомендовать ориентироваться именно на геометрические размеры ладов, а не на что-либо другое.

Ок, поговорили про размер головки лада, давайте теперь про его ножку (размеры D и (A-E)). Этой характеристикой стоит озаботиться, если вы собрались, например, менять лад. Чтобы лад хорошо сидел в накладке ширина его ножки должна быть соразмерно пропилу. А чтобы забить лад полностью, высота его ножки должна быть не больше паза в накладке.



Вот представьте, вы купили лады на замену, а получилось так, что лад слишком высокий. Хорошо, когда можно углубить паз в накладке, а если нет? Если накладка сама по себе довольно тонкая? То-то и оно…

Еще немного про толщину ножки. Например, Синтомс выпускает специальную серию ремонтных ладов, где ножка несколько толще, чем на обычных. Если подумать, то это правильно, т.к. при извлечении старого лада, паз волей-неволей расширяется и теряет свой первоначальный размер.

Хотя про эти ремонтные лады на форумах пишут, что мол, после них установить что-то другое довольно проблематично, т.к. у них, мол, зверское крепление и их довольно сложно вытаскивать из накладки.

Фух, надеюсь, эта статья поможет сделать вам правильный выбор, если что.

Что касается меня, то я, пожалуй, куплю белорусские Синтомс REF280140. Потому как, отзывы о них неплохие, они всё-таки наши, да и дешевле практически в 3 раза, чем те же Dunlop.

Кто-то их называет гитарные лады, кто-то — металлические порожки, но по большому счету сути это не меняет. Благодаря им мы берем нужные нам ноты и аккорды во время исполнения на гитаре какой-нибудь песни или мелодии. Какими они бывают и из каких материалов их изготавливают, чуть ниже и подробно.

Гитарные лады. Теория

Лады – это детали, расположенные по всей длине на грифе гитары, представляющие собой выпирающие поперечные металлические полоски, которые служат для того, чтобы можно было изменять звучание струны на один полутон и соответственно изменять ноту.

Под ладом еще иногда подразумевают расстояние между двумя порожками, и поэтому в основном говорят так: «прижать струну на 3-м ладу», а не «прижать между 2 и 3 ладами», при этом подразумевают, что вы прижимаете струну к накладке грифа, а не к самому металлическому порожку.

Когда мы зажимаем струну, то мы укорачиваем ее длину, вследствие чего повышается ее тон. Звучит при этом лишь тот отрезок струны, который расположен от зажатого лада до нижнего порожка и в этом случае ее колебания не будут распространяться выше этого лада.


Одним из главных достоинств ладов является то, что благодаря им намного проще достигнуть нужного нам звучания, потому что положения нот уже ими обозначены. К тому же, играть на грифе с ладами значительно легче, чем на безладовом.

Ограничение в диапазоне звучания, которое предварительно уже задано ладами, иногда является недостатком при их использовании. Но некоторые варианты высоты тона все же возможны, например, если взять струну и оттянуть ее вверх или вниз. Такая техника исполнения применяется джаз- и рок-гитаристами, которая очень важна во время игры на гитаре.

Высота звука на гитарах, у которых лады тонкие, меняется в зависимости от того, как вы будете прижимать пальцем струну за ладом. Но такие приемы игры больше всего подойдут для безладовых гитар, в основном это бас-гитары. В таком исполнении они больше напоминают контрабас, у которого лады вообще отсутствуют.

Для такой гитары характерно то, что вы можете извлечь звук произвольной тональности, а также можете плавно изменять высоту этого звука. Бывают, конечно, и гитары классические без ладов, но это довольно большая редкость и делаются такие инструменты в основном вручную.

Многие спрашивают: «А сколько ладов на гитаре бывает?». Количество ладов на разных гитарах может быть от 19-ти на классической гитаре до 27-ми ладов на электрогитаре. На сегодняшний день наиболее распространены электро- и бас-гитары, у которых на имеется 21, 22 или 24 лада (две октавы).

Размер ладов

Этот параметр, как ни странно может сильно влиять на высоту струн гитары. Более низкие лады позволяют прижать струну прямо к накладке, что даже подушечками пальцев можно к ней прикоснуться, соответственно при этом уже остается очень мало пространства под струной, что значительно усложняет нам делать обычные бэнды (подтяжки) на гитаре. У сильно высоких ладов все наоборот – прижимать струны сложнее, но бэнды делать значительно легче.


Ширина ладов

Ширина гитарных ладов определяет то, насколько долго они прослужат, и как долго будут изнашиваться, соответственно можно примерно знать через какое время будет необходима шлифовка ладов или даже их замена. Если вкратце, то узкие лады изнашиваются быстрее, а широкие наиболее долговечны.

Материалы при изготовлении ладов

Самые популярные материалы, из которых делают лады это: нержавейка, серебро и никель. Но чем же они отличаются друг от друга? Какое преимущество того или другого металла? На эту тему по сей день ведется достаточно много дебатов, как среди гитаристов, так и среди производителей.

Одни утверждают, что лады из серебра/никеля изнашиваются намного быстрее и требуют регулярного обслуживания, а вот из нержавейки нет. Другие же говорят о том, что лады из нержавеющей стали, не так хорошо звучат, как серебряно-никелевые.

Мое мнение на этот счет немного другое, потому что я считаю, что любой из этих материалов, применяемых для изготовления ладов, имеет право на свое существование. Будь то гитара с ладами из нержавейки или же из серебра/никеля, все равно она будет отлично работать.

Тут уже вопрос в другом, исходить нужно в первую очередь из личных нужд и требований к инструменту. Как ни странно еще и то, что стальные лады в отличие от серебряно-никелевых более дорогие по цене.

Профиль и форма гитарных ладов

Вот теперь мы подошли, пожалуй, к самому главному. Давайте же теперь посмотрим, какие лады бывают по форме и размерам.


Ш – ширина; В – высота; W – wide; XJ – extra jumbo; J – jumbo; T – tall; S – standard; V – vintage


Вот собственно и все на тему гитарных ладов. Теперь вы достаточно знаете, какими они бывают и что собой представляют. Обязательно посмотрите очень интересное видео на эту тему.

Вы уже наверное обратили внимание на то, что когда говорят о тональности песни или любого музыкального произведения, то говорят только о мажорных и минорных тональностях. Это потому, что никаких других разновидностей нет. Как уже упоминалось, полный звукоряд, используемый в современной музыке, состоит из двенадцати равных полутонов (при исполнении на инструменте он назвается хроматической гаммой). Диатоника является фундаментальным свойством именно этой двенадцати-равно-полутоновой системы. Мелодико-гармоническое устройство диатоники лежит в основе современной музыки. Принцип диатоничности лада состоит в том, что при использовании только тонов и полутонов, не допускается расположение двух полутонов подряд (без хроматизмов). Лады, которые отвечают данным условиям, являются диатоническими. Соответственно, лады, нарушающие эти условия, являются не диатоническими. Гаммы, которые являются ладовой основой музыки (мажорная и минорная), состоят из семи ступеней. Очевидно, что пять звуков нашего двенадцатиполутонового звукоряда остаются не задействованными. Оставляя внутри этой стройной системы свободу для мелодических и ладовых вариаций. Если мы выбираем мажорный тонический центр, то получаем мажорную тональность, а при выборе минорного тонического центра, получаем минорную тональность.

Формула мажорной гаммы (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон). Если при исполнении мажорной гаммы мы вдруг случайно нарушаем формулу, тоесть "берём" один из пяти звуков, которые не "задействованны", то тут же "на слух" мы слышим нарушение "ладовой мелодики". Наш слух воспринимает этот звук как "чужеродный" для данной мелодии, тоесть нарушающий ощущение лада. Лад - это "звуковысотная система соподчинения тонов, основанная на их логической (субординационной) дифференциации" (Т. С. Бершадская, 1978). Устройство диатоники как раз и есть этой логической (субординационной) дифференциацией, а тональность - всего лишь высота лада. Название тональности происходит от названия первой ступени, а также самого лада. Например, если первая ступень звук С(до), а лад мажорный, то тональность до мажор; если первая ступень звук G(соль), а лад минорный, то тональность Gm (соль минор).

В общем, диатоника - это ладовая система, состоящая из семи семиступенных ладов, главными из которых являются натуральный мажор и натуральный минор. В мажорных тональностях на первой ступени располагается натуральный мажор, на второй - дорийский минор, на третьей - фригийский минор и т.д. в соответствии с устройством диатоники. В минорных тональностях всё то же самое, но на первой ступени естественно натуральный минор, на второй ступени - локрийский минор, на третьей натуральный мажор и т. д. Другими словами, в паралельных тональностях, например G || Em мы используем один и тот же звукоряд, только с разными тоническими центрами.

Для пояснения приципа диатонического строения мы берём аппликатуру двухоктавной мажорной гаммы и на её основе рассматриваем однооктавные семиступенные лады. Тоесть играем, используя только ноты гаммы соль мажор, но от первой ступени до первой ступени через октаву. Так же играем от второй ступени до второй через октаву, от третьей до третьей, от четвёртой до четвёртой, от пятой до пятой, от шестой до шестой и от седьмой до седьмой. И так мы получаем семь семиступенных гам. Семь разных формул. Теперь проанализируем результат. Для облегчения этого процесса мы рассмотрим полученные гаммы начиная от шестой струны и сравним их "формулы" с эталонными (мажорной - {тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон} и минорной {тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон}).