Приемы игры на бас-гитаре.  ЭлектроБас. Инструмент - Техника Игры.

Для кого этот курс?

Этот курс отлично подойдет как абсолютным новичкам, так и тем, кто уже имеет какой-то опыт игры на гитаре (и не обязательно на басу).

Вы сможете научиться играть на бас-гитаре, даже если вы только лишь интересовались этим инструментом и никогда не пробовали играть «вживую». И даже если вы никогда не играли на гитаре (классической, акустической, электро-).

Курс сочетается с другими нашими обучающими видео. Поэтому, если вы уже учились у нас, вы обнаружите себя в легкой, непринужденной обстановке, где вам будет привычно и легко осваивать программу курса.

Что включает данный курс?

Наш курс включает в себя подробные упражнения, техники, приемы, фишки и все, что необходимо, чтобы освоить данный инструмент. Вся информация предоставлена подробно, понятным языком.

Краткое содержание :

  1. Бас-гитара: история, особенности, строение
  2. Настройка
  3. Звук бас гитары, звукосниматели, подходы к саунду
  4. Манеры игры, медиатор vs пальцы
  5. Игра на басу пальцами. Постановка руки, звукоизвлечение
  6. Игра медиатором. Штрихи. Атака
  7. Басовые риффы как основа музыкальных тем
  8. Минорная и мажорная гаммы
  9. Ритмичная игра, рисунки
  10. Блюзовые темы
  11. Чередование струн. Игра перебором
  12. Чередование струн. Игра октавами
  13. Ритмические рисунки часть 2
  14. Игра на басу в стиле регги
  15. Басовые проходы, пассажи повышенной сложности
  16. Скоростная игра на басу, правильная техника, разгонка
  17. Основы игры слэпом
  18. Аккорды в игре на басу
  19. Трюки и примеры необычного звукоизвлечения
  20. Практика: пример сочетания разных техник

Чему вы научитесь после прохождения курса?

После прохождения всех уроков курса и выполнения всех упражнений вы освоите бас-гитару с нуля и будете обладать навыками для игры в коллективе, сможете сочинять свои басовые партии, свою музыку.

Вы освоите всю технику, необходимые приемы игры. Вы освоите игру пальцами и медиатором, сможете играть ритмично, чисто, разовьете скорость. Вы научитесь взаимодействовать с ударными, сможете украшать свои партии, отталкиваясь от аккомпанемента.

Несколько отзывов учеников



Кто автор?

Привет, меня зовут Якуб Агишев и я автор этого курса. Я играю на электрогитаре с 2004 года. Около 7 лет играю в группах. Преподавать начал с 2008 года. Провожу индивидуальные занятия с учениками (как лично, так и онлайн).

За время преподавания у меня накопился довольно большой опыт в плане обучения игре на электрогитаре.

Я автор многих видеокурсов, посвященных освоению электрогитары, разборам партий, по которым прошли обучение и научились играть уже тысячи человек.

Как получить курс?

Курс предоставляется в электронном виде (получаете ссылку на архив и скачиваете себе на компьютер).

Вам остается сделать лишь 3 простых шага :

  1. Кликните по желтой кнопке ниже
  2. Оплатите удобным способом
  3. Скачайте курс себе на компьютер

Важно! В процессе оформления заказа вам будут предложены другие наши курсы со скидкой. Если вам интересны темы других наших курсов, то вы можете воспользоваться этим предложением и получить курсы с максимальной выгодой.


Стоимость: 1200 рублей

Это наиболее распространенная техника игры. По большей части, данным приемом пользуются басисты, которые перешли на бас с контрабаса и люди, которые учились играть на бас - гитаре в музыкальных школах. Игра пальцами заключается в том, что большим пальцем правой руки музыкант опирается на звукосниматель или на струны (та, что находится выше по отношению к струне из которой извлекают звук), а остальными, за счет щипка другими пальцами правой руки, происходит звукоизвлечение. Такая игра очень популярна из-за звука, который получается при соприкосновении подушечки пальцев со струной. Рассмотрим основные приемы звукоизвлечения пальцами.

1. Игра одним пальцем

Про этот прием можно сказать, что это самый простой способ игры. Музыкант дергает струну одним пальцем.
При таком виде игры достигается удобство и простота игры, хороший контроль динамики. Однако палец может быстро уставать, поэтому при такой игре довольно сложно достичь скоростной игры. Хотя были известные басисты, которые использовали эту технику.
Таким, например, был Клифф Бартон (Cliff Burton).

2. Игра двумя пальцами

Многие музыканты называют его еще пиццикато. Это техника строиться на чередовании указательного и среднего пальцев правой руки. Наиболее распространенный способ игры на басу.
При таком способе звукоизвлечения, можно достичь удобства при достаточно большой скорости, довольно хорошая атака, и нет проблем с координацией пальцев. Однако возникает неудобство при игре триолей, нужно очень много тренироваться чтобы четко научится четко чередовать пальцы, отработать динамику движений.
Однако великие басисты, виртуозы, такие как Виктор Вутен (Victor Vooten), Жако Пасториоус (Jaco Pastorius) используют именно эту технику.

3. Игра тремя и четырьмя пальцами

Это уже менее распространенные способы игры. В основном используется в таких стилях как рок и металл. Смысл заключается в чередовании соответственно трех и четырех пальцев правой руки.
При такой технике достигается очень высокая скорость игры, довольно удобно (если это тремя пальцами) играть триоли. Однако здесь нужно потратить очень много времени, чтобы правильно скоординировать пальцы и развить независимость трех (четырех пальцев).
Однако находятся мастера: тремя пальцами – Джон Мианг (John Meyng), Алекс Вебстер (Alex Webster) , Steve Baily (Стив Бейли), четырьмя - Алик Грановский, Эрик Лэнгуис (Eric Langlois).

Это основные способы игры пальцами на басу, однако, есть и более сложные способы игры пальцами, такие как слэп и поп, ногтями и так далее.


Игра медиатором

При данной технике приемов не так много – в основном используются 2 вида движения медиатора – постоянный (то есть все удары вниз/вверх) и переменный (чередование вниз/вверх).
При такой игре достигается хорошая скорость при небольшой затрате усилий, довольно специфический звук (который зависит от медиатора), очень мощная атака и различные фишки, которые можно проделать на гитаре. Однако, чтобы хорошо играть медиатором необходимо тренироваться и конечно же ограниченность в звуке, ну и, наконец, медиатор можно либо потерять, либо выронить при игре, либо вообще забыть. В таких стилях как рок, металл, альтернатива и т.п. очень популярен данный способом звукоизвлечения.
Такие музыканты как, например, Джейсон Ньюстэд (Jason Newstead), Том Эрайя (Tom Araya), Уиллиам Бойд (William Boyd) широко используют ее.


Слэп и поп

Наверное, самой яркой басовой техникой является - слэп и поп. Своеобразный звук с перкуссионным эффектом, получаемым засчет испольхования этой техники, делает ее все более и более популярной. Данная техника очень молодой,ее открыли в начале 70-х Ларри Грэхем (Larry Graham) и Луис Джонсон (Louis Johnson независимо друг от друга, и поэтому многие вопросы в плане правильного извлечения звука до сих пор не уточнены. Многие музканты используют приемы одни и те же, а эффект разный. Но начнем по порядку.

В основе данной техники лежат два приема - слэп (slap или thumb - пер. удар, шлепок) и поп (pop или pluck - подцэп). Слэп производится засчет удара больщим пальцем правой руки по струне, в основном в районе основания грифа, в результате чего происходит мощный удар струн о лады. Поп проихводится засчет подцэпа пальцами правой руки и оттягивания ее вверх, в результате чего струна соскальзывает с пальца и ударяет по ладам. При правильном использованиии этих приемов получается специфичный перкуссионый звук (засчет ударов о лады). Соответственно технику чередование этих приемов и называют - слэп и поп.

Однако как уже говорилось техническая сторона еще не совсем уточнена. Если с извленением подцэпом проблем, то по поводу удара большим пальцем возникает множество вопросов.

На данный момент появилось множество вариантов извлечения большим пальцем. Все они появились засчет того, что каждый музыкант пытается подстроить технику под себя и играть как ему удобнее. Мы не будем вдаваться в подробности все этого, так как подобная тема заслуживает целой обучающей книги.

О различных вариантах слэпа вы можете узнать из видеошкол,например, таких музыкантов как: Виктор Вутэн (Victor Vooten), Фли (Flea), Маркус Миллер (Marcus Miller), Джон Паттитуччи (John Pattitucci) и другие. Слэп и поп - одна из самых удивительных басовых техник, однако она требует очень много времени для постановки ударов, развития динамики, скорости и четкости.


Другие приемы игры на басу

Человек всегда стремится к чему-то новому. Играл музыкант на басу пальцами и вдруг ему звхотелось постучать по струнам - появился слэп и поп, решил сыграть как на гитаре медиатором - появилась техника медиатором. Но что-то басистам все мало. Чего только ни придумают. Вот об этом сейчас и пойдет речь.

1. Слэпоимитация

Слэп такая потрясающая техника, однако она требует, чтобы развить ее надо очень долго тренироваться, тем более с очень большой скоростью так не поиграешь. И что же? Люди придумали приемы, благодаря которым можем с имммитировать слэп и играть быстро.

Так, к примеру, если играть у основания грифа пальцами, то получается звук похожий на слэп. Среди музыкантов, использующих подобный прием можно выделить: Стэнли Кларк (Stanley Clark),Маркус Миллер (Marcus Miller).

Подцэпы можно использовать и не только, чередуя со слэпом,ну и с обычнычной техникой игры пальцами. Это очень неплохо звучит у Рэнди Джексона (Randy Jackson).

2. Рейк

Довольно простой прием суть которого заключается в том, что при переходе от одной струны к другой басист не чередует пальцы, а извлекает ноты засчет одного движения пальца. Впервые так поступат стал Тим Богерт (Tim Bogert). Играть так можно на несколько струнах, двигаясь как вверх, так и вниз. Получается мягкий, красивый звук.
Жако Пасториоуc (Jaco Pastorious) и Билли Шихэн (Billy Sheehan) играют так флажолеты на разных струнах.

3. Игра большим пальцем, ногтями

Игра четырьма пальцами для басиста не предел, к ним еще можно добавить и большой палец и играть перебором (так играют Ричард Бона (Richard Bona), Гарри Уиллис (Garry Willis), либо играть только большим пальцем (Стинг (Sting)).

А кому бывает лень ногти обстригать, и этим можно воспользоваться.
Можно играть пальцами и вместе с подушечкой подцеплять струну ногтем как при игре на классической гитаре. Также ногтем можно ударить по струне как при игре боем на обычной гитаре при движении пальца назад после извлечения щипком (Стив Хэррис (Steve Harris, Алик Грановский)

А можно вообще перпендикулярно обмотке струне проводить ногтем по струне (такой прием называют скрэтч). Делая такие короткие движения получим эффект, схожий со звуком, издаваемый из ди-джеевской виниловой установки (мастрев басовых скрэтчей Парик Гуэрс (Patrice Guers)).

4. Игра интервалов, аккордов. Cвип

На басу мы можем играть дабл-стоп (жве ноты одновременно, интревал) и типл-стоп (трезвучие).
Просто делает одновременно щипок несколькими пальцами на нужных струнах (так поступает Фли (Flea).

Аккорды и интревалы можно извлекать и рейком большим пальцем, ногтями, то есть как игра боем на обычной гитаре.
Отдельного внимания заслужаваеи прием извлечения аккордов, который использует Рэнди Джексон (Randy Jackson). Он иммитирует медиаторную технику. Собрав в щипотку указательный и большой пальц, получаем две ударные поверхности - ногти пальцев.

Своеобразной техникой является - свип. Зажимая левая рукой аккорд, двигаемся по струнам за счет рейка вверх (указательным) и вниз (большим пальцем). Так можно быстро играть арпеджио. А такие музыканты как Адам Нитти (Adam Nitty) и Скотт Хуббел (Scott Hubbel) неплохо сочетают свип тэппингом (тэппинг играется также как на гитаре) и мертвыми нотами.

5. Удар

Те кому не жалко свое инстркмента, просто бьют по своему басу (например, стучат возле бриджа, пальцами по обратной стороне грифа и так далее). Получается неплохой перкуссионный эффект и басовый звук. Однако для этого требуется хорошая чувствительность баса.
Те, кто видел клип группы Papa Roach "She Loves me not" могут видеть как Тобин Эсперанс (Tobin Esperance) бьет по своему инструменту.
Также этот что-то подобное можно встретить у Филди (Fieldy), Ричарда Бона (Richard Bona), Жако Пасториоуса (Jaco Pastorious).

6. Рычаг, ручка громкости, смычок и т.п.

Рычаг мы встречаем обычно у электрогитар, но кому-то в голову пришло сделать его еще и на басу. Получаем интересный звук, что-то наподобие "рычания". С рычагом неплохо управляются Стэнли Кларк (Stanley Clark), Лэс Клейпул (Lec Claypool).

Использование ручек громкости дает множество эффектов таких как нарастание и затухаение звука, вибрато и другие.

Кто-то пользуется медиатором, а кто-то предпочтает что-то более эффектное. Например, Майкл Марнинг (Michael Marning) использует смычок (ebow), Тони Лэвин (Tony Levin) изобрел funkey fingers и другие.

7. И это еще не все

Здесь постарался перечилить те приемы, которые очень часто встречаются в различных публикациях и видеошколах, посвященных электробасу. Однако сущуствует очень и очень много различных "фишек" и способов звукоизвлечения, которые реально могут вам обогать звук группы в которой играете или будете играть.
Все зависит о вас, что вы придумаете, что вы предпримите.

Бытует мнение, что на бас гитаре играют только те музыканты, которым не хватает усидчивости и таланта для освоения «нормального» инструмента. Однако не стоит верить анекдотам. Виртуозная игра на бас гитаре, как и на другом инструменте, требует невероятных усилий, терпения и времени. В то же время, азы игры на басу постигаются за сравнительно короткое время – но то же можно сказать и о прочих инструментах.

Так откуда взялся миф о лёгкости игры на бас гитаре? Из особенностей конструкции и назначения:

  • четыре струны вместо шести – басисту легче попадать по струнам;
  • простая ритм-партия – играй себе повторяющиеся риффы, да в ус не дуй;
  • невысокая громкость партии баса – даже если слажаешь на концерте, никто этого не заметит.

Но миф на то и миф, чтобы его опровергнуть:

  • малое количество струн не так уж и упрощает игру, а вот их толщина требует сильных и, в то же время, ловких рук;
  • ритм-партия задаёт динамику и темп музыкального произведения, под неё подстраиваются остальные музыканты;
  • бас отвечает за драйв на концерте – ритмы отдаются в груди и вступают в резонанс с биением сердца.

Если вы мечтаете заводить зал, делиться со слушателями энергией и не боитесь оказаться в тени соло-гитаристов - то у вас нет иного выбора, кроме как играть на басу.

Как научиться играть на бас гитаре самостоятельно

Недостаток занятий без преподавателя заключается в том, что некому проконтролировать правильность техники игры. А ведь переучиваться в разы сложнее, чем учиться с ноля! Поэтому ответ на вопрос «как играть на бас гитаре» для начинающих в первую очередь подразумевает правильное положение гитары и постановку рук гитариста.

Поскольку бас гитара – тяжёлый инструмент, начинать обучение лучше сидя. Под левую ногу придётся поставить подставку, а гитару положить таким образом, чтобы корпус располагался между ногами, а вес приходился на левое бедро. Верхняя часть корпуса коснётся груди, а головка грифа окажется на одном уровне с вашей головой. Такая посадка удобна тем, что гитару не нужно поддерживать левой рукой – она и так устойчива.

Теперь о положении рук. Для левой руки подойдёт те же правила, что и для акустической гитары: ногти коротко острижены, пальцы, зажимая струну, стоят перпендикулярно грифу, кисть расслаблена. С правой рукой сложнее, поскольку техник звукоизвлечения сравнительно много. Кратко перечислим:

  • игра с опорой: большой палец правой руки опирается на верхнюю струну или на звукосниматель;
  • игра без опоры: предплечье лежит на деке, пальцы согнуты перпендикулярно струнам;
  • игра двумя пальцами: в звукоизвлечении участвуют указательный и средний пальцы, постоянно чередуясь друг с другом;
  • игра тремя пальцами: при игре задействован ещё и безымянный палец;
  • игра медиатором: звук извлекается не пальцем, а медиатором;
  • игра слэпом: мощные удары большого пальца по струнам.

Так как играть на бас гитаре правой рукой? Новичку лучше подойдёт двухпальцевый способ с опорой на звукосниматель. Опора позволит начинающему музыканту чувствовать положение струн, а чередование пальцев поможет выработать чувство ритма, необходимое бас-гитаристу.

Распишем, как научиться играть на басу двухпальцевым методом:

  • предплечье расположите на корпусе инструмента посередине его длины (при правильном положении вы достанете до каждой струны, не смещая предплечья);
  • кисть держите так, чтобы она напоминала купол;
  • большой палец обоприте на звукосниматель, противопоставив остальным;
  • извлекайте звук, поочерёдно дёргая струну подушечками указательного и среднего пальцев (главное – не задевать струну ногтем);
  • после извлечения звука останавливайте движение пальца, уперевшись в струну, расположенную выше.

Если по описанию вам непонятно, как играть на бас гитаре, - видео-самоучители вам в помощь!

Что играть начинающему бас-гитаристу

В сети Интернет несложно найти упражнения для игры на бас гитаре – как для правой руки, так и для левой. Выполнять их рекомендуется с разной скоростью и под метроном, чтобы научиться держать ритм. При этом не забывайте о чистоте звука! Если во время игры слышен скрежет, значит, левая рука недостаточно сильно прижимает струну к ладовому порожку, а неожиданный резкий звук означает, что вы случайно задели её ногтем. Чтобы избавиться от этих недостатков игры, потренируйтесь выполнять то же упражнение в медленно, постепенно наращивая темп.

Если игра на бас гитаре увлекла вас настолько, что вы мечтаете об участии в концертах, без знания музыкальной теории не обойтись. Разобраться с гаммами, правилами построения аккордов, музыкальными интервалами и прочим вам помогут преподаватели на

В этой статье рассмотрим основные приемы игры на бас-гитаре.

Бас-гитара

С трунный щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары, предназначенная для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже — сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространенных басовых инструментов, особенно в популярной музыке.
Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель на бас-гитаре — бас-гитарист или басист.

Устройство, особенности бас-гитары

Основная область применения бас-гитары — современная популярная и джазовая музыка, в классической музыке бас-гитара используется реже обычной шестиструнной гитары. Роль бас-гитары в ансамбле также отличается от роли обычной гитары — бас-гитара чаще используется для аккомпанемента и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего инструмента.

Звучит бас-гитара на октаву ниже обычной гитары , и настраивается по квартам (то есть каждая следующая открытая струна звучит на кварту ниже предыдущей), таким образом стандартная настройка бас-гитары совпадает с настройкой четырех басовых струн обычной гитары, только на октаву ниже. Диапазон обычной четырёхструнной бас-гитары составляет почти три октавы — от Ми контроктавы до Соль первой октавы.

Низкочастотные звуки из диапазона бас-гитары плохо звучат вместе, что обуславливает мелодический характер басовых партий. Гармонические гитарные приемы, такие как игра аккордами, интервалами, арпеджио и т. п. редко применяются при игре на бас-гитаре.

В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности , обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:

  • Большие размеры;
  • Увеличенная мензура (864 мм против 650 мм у классической гитары);
  • Более толстые струны;
  • Уменьшеное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).

Исторически бас-гитара впервые появилась как электрогитара и только затем был создан акустический вариант, в отличие от обычной гитары, где все было наоборот — сначала возникновение акустической гитары, а затем преобразование её в электрогитару.

Техники игры на бас-гитар

Пиццикато — самая распространенная техника. Заключается в том, что большой палец кладется на звукосниматель или струну, а указательным и средним пальцами извлекаются звуки. Некоторые виртуозные музыканты используют, помимо указательного и среднего, еще безымянный и даже мизинец.

Игра медиатором — довольно популярная техника, при которой на басу играют так же, как и на обычной гитаре .

Рэкинг — игра одним пальцем. Применяется в некоторых переходах, в которых использование двух и более пальцев отвлекает внимание басиста.

Хаммер-он — техника, при которой звук возникает от резкого и сильного прижимания струны к грифу левой рукой.

Пулл-офф — техника, при которой звук возникает от резкого «дергания» струны левой рукой. Получается как бы «съезжание» с зажатого лада.

Слайд — техника, также используемая на других гитарах. После извлечения звука правой рукой, левая рука скользит по грифу вверх и вниз, но не отпускает струну.

Слэп — техника, при которой звук извлекается с помощью двух приёмов: быстрого удара по струне, называемого слэп (slap) и подцепа струны снизу в направлении от корпуса инструмента, называемого поп(pop). Обычно эти два приёма чередуются при игре линии, но есть музыканты тяготеющие к какому-то одному приёму. Получаемое звучание довольно резкое, звенящее, хорошо артикулированое. Данная техника характерна для музыкального стиля фанк, но также используется и во множестве других стилей, в основном в качестве акцента в партии, но иногда и в чистом виде. Как пример музыканта, исполняющего партии слэпом можно назвать американского бас-гитариста Майкла Бальзари, известного как Фли из Рэд Хот Чили Пепперс (Michael Balzary aka Flea from Red Hot Chili Peppers).

Дабл-тампинг — техника игры такая же как и слэп, только выполняется в двух направлениях большим пальцем. Как пример великолепного владения данной техникой, можно назвать одного из лучших в мире бас-гитаристов — Виктора Вутена (Victor Wooten).

Тэппинг — особая техника, заключающаяся в прижимании струн к грифу пальцами. При этом щипок не производится, а звук происходит от ударов струн о лады. Играть тэппингом можно как одной рукой, так и двумя. В случае игры одной рукой техника аналогична хаммеру. При игре двуручным тэппингом звук извлекается также и другой рукой, при этом манера извлечения тоже аналогична хаммеру, но постановка руки, разумеется, иная.

Прежде чем перейти к вопросу о способах игры на бас гитаре, давайте разберемся, как правильно держать инструмент. Можно выделить три основных положения: на уровне груди, на уровне талии, около колен.

Высокую постановку баса (между талией и грудью) используют в основном джазовые музыканты, слэп басисты, и обладатели шестиструнных бас гитар. Это расположение обеспечивает руке хороший рычаг, что облегчает игру и позволяет усилить удар при слэпе (верхняя позиция большого пальца).

При средней постановке (в районе талии) использовать слэп становится труднее, но зато играть медиатором заметно удобнее. Такой способ широко используют современные рок музыканты.

Низкое расположение (на уровне колен) со стороны смотрится очень стильно, да и играть слэпом удобно (низкая позиция большого пальца), но вот об использовании тэппинга можно забыть.

Итак, надеюсь, вы выбрали наиболее удобное расположение гитары. Теперь поговорим о постановке рук и о различных техниках извлечения звуков.

Правая рука

В распоряжении бас гитариста находится множество различных способов извлечения звуков. Вы можете играть пальцами или медиатором, использовать слэп или тэппинг. Вопрос о том, какой способ извлечения звука лучше не совсем корректен. Все они различны и имеют уникальный звук. Выбор того или иного способа должен определятся стилем песни, которую вы играете. Некоторые считают, что скорость зависит способа извлечения (пальцы, медиатор, слэп тэппинг). Это не так. Любым из вышеперечисленных способов можно играть с высокой скоростью.

Для игры пальцами (имеется ввиду извлечение звука подушечками пальцев) характерен мягкий теплый звук. Этот стиль широко распространен в роке, блюзе и джазе. Убедитесь, что ваши ногти коротко острижены, в противном случае вы непременно будете задевать струны. В результате будет создаваться щелчок, борьба с которым может стать серьезной проблемой.

Игра медиатором позволяет получить свежий яркий звук. Многие металлические басисты играют медиатором.

Слэп используется в основном в фанке, хотя в последнее время его можно встретить и в музыке других жанров. Для слэпа характерен четкий резкий ритм. Если вам важно акцентировать ритмический рисунок песни, нет способа лучше, чем слэп.

Тэппинг относительно новый стиль. Настоящими мастерами этой техники являются Stu Hamm и Jeff Berlin, если вы хотите освоить ее, достаньте их видеошколы. Чтобы играть тэппингом, просто необходима хорошая бас гитара с низким расположением струн и качественный усилитель.

Игра Пальцами

Существует три основных способа постановки руки при иге пальцами. Можно играть без упора, то есть ваша рука парит над струнами, касаясь их только кончиками пальцев. Это достаточно сложно, но никакой другой способ не даст вам столько свободы.

Можно опираться ребром ладони на деку, струны или бридж. Этот способ затрудняет использования глушения струн ребром ладони (пиццикато).

И можно опираться большим пальцем на звукосниматель или бридж. Используется также техника игры с передвижной опорой - это когда вы в зависимости от струны, которую надо щипнуть, опираетесь большим пальцем то на звукосниматель, то на более толстую струну. Это приводит к потере скорости, ведь Вам надо постоянно менять положение большого пальца. Однако этот способ имеет свои преимущества. Он позволяет играть более чисто, поскольку струна, на которую Вы опираетесь, оказывается заглушенной и не может шуметь.

Играть можно всеми пальцами, но я не рекомендую вам пользоваться большим. Это приведет к потере скорости, а, кроме того, звук, получаемый при игре большим пальцем, заметно отличается от звука других пальцев. Использование большого пальца может быть оправдано только при игре медленных произведений.

Большинство людей играют указательным и средним пальцами (обозначаются цифрами 1 и 2 соответственно), некоторые играю тремя (безымянный - 3) или даже четырьмя (мизинец - 4). Игра тремя и четырьмя пальцами позволяет развивать высокую скорость, при этом вы будете меньше уставать. Увеличению скорости игры также способствует акцентирование щипков. Например, допустим, вы играете тремя пальцами (1-2-3 1-2-3 1-2...). Если Вы будете выделять, к примеру, каждый первый удар, то сможете развить более высокую скорость, чем при ровной игре.

Следует строго следить за чередованием пальцев. Например, если вы играете двумя пальцами, то очевидно (1-2-1-2-1-2....) При игре тремя - есть варианты (1-2-3-1-2-3-1-2-3...) или (1-2-3-2-1-2-3-2-1...). По началу строгое чередование может показаться неудобным и неоправданным. Но это не так. По мере практики, это войдет в привычку. Вы никогда не добьетесь такой же скорости и чистоты звука, играя рэйком (извлекая несколько звуков подряд, используя один палец. Поставьте палец на первую струну и потяните его вверх. Он сорвется с первой струны, движется дальше, загребает вторую, дальше - третью... Это и есть рэйк).

Игра Медиатором

Медиаторы бывают разные. Они отличаются по размеру, толщине, жесткости и, конечно, цвету. Найдите себе удобный медиатор, который не выскальзывает из рук. Более тонкие и жесткие медиаторы звучат более ярко, с металлическим оттенком. Мягкие медиаторы ближе по звучанию к пальцам.

Игра медиатором придает песне особую окраску. Им легко играть четвертные, восьмые, шестнадцатые ноты. Кроме того, вы можете одновременно играть несколько струн.

При игре медиатором обычно упираются запястьем в деку.

Слэп

Слэп заключается в резком ударе большим пальцем по струне. Струна должна удариться о гриф, создавая оригинальное звучание. В зависимости от расположения бас гитары при игре слэпом выделяют верхнюю и нижнюю позицию большого пальца.

Тэппинг

Эта техника основана на использовании обеих рук для игры нот на грифе. Для извлечения ноты надо ударить пальцем по струне над соответствующим ладом. Этот стиль доведен до совершенства такими басистами, как Jeff Berlin и Stu Hamm. Используя эту технику, вы можете играть партии для фортепьяно на бас гитаре. Левой рукой играется бас, а правой - мелодия или ритм. Тэппинг также используется для игры быстрых соло партий.

Левая рука

При игре на ладовом инструменте, для извлечения ноты Вы просто зажимаете струну между двух ладовых порожков. Сила, с которой вы фиксируете струну, должна быть достаточной, чтобы она не звенела, но не более того. Если слишком сильно прижать струну, получится более высокая нота. Используйте не кончики пальцев, а подушечки. Свободными пальцами глушите струны, которые не должны звучать. Если не делать этого, струны могут шуметь, в результате чего взятая вами нота будет казаться нечеткой и грязной. Глушение имеет очень большое значение при игре слэпом. Если у вас достаточно большая кисть или узкомензурная бас гитара, Вы можете использовать большой палец для глушения верхних струн.

При игре на безладовой бас гитаре зажимайте струны точно в том месте, где находятся лады на ладовом инструменте. Если Вы только осваиваете этот инструмент, Вам необходим хроматический тюнер. Играйте ноты и посматривайте на него, не взяли ли вы более высокую или низкую ноту. Со временем ваш слух улучшится, и вы сможете сами точно определять ноты. Надо всегда стремиться к точности, и если в гранже и некоторых других музыкальных стилях можно позволить себе небольшое разгильдяйство, то в джазе точность исполнения нот имеет огромное значение.

Движение левой руки

Существует несколько принципов, придерживаясь которых, Вы можете почувствовать более свободно и легко при смене позиции левой руки. Идея очень проста. Делайте как можно меньше движений и оставайтесь в занятой позиции как можно дольше. Для смены позиций используйте слайды. Также имеет смысл сменить позицию во время звучания открытых струн.

Приемы для левой руки

Slide (глиссандо) - Достаточно распространенный прием. Он выполняется скольжением пальца, прижимающим струну, вверх или вниз вдоль грифа.

Hammer-on (восходящее легато) - Прием извлечения звука левой рукой, который состоит в резком прижатие (ударом) пальцем левой струны на несколько ладов выше ноты, извлеченной правой рукой.

Pull-off (нисходящее легато) - Прием извлечения звука левой рукой резким снятием пальца со струны. Прием выполняется следующим образом. Сначала зажимается два лада на струне, потом правой рукой извлекается звук и через некоторое время следует резкое снятие пальца со струны (другой палец в это время продолжает прижимать струну). При снятии он должен двигаться немного поперек грифа, слегка подталкивая струну.

Вend - Прием повышения тона за счет движения прижатой струны поперек грифа.

Harmonic (флажолет) - Это прием извлечения звука со своеобразной тембровой окраской. Натуральные флажолеты можно получить над 5, 7, 12, 17, 19 ладовыми порожками. В этих местах струна делится пополам, на треть, на четверть. Для того чтобы получить флажолет, надо коснуться пальцем левой руки струны над каким-нибудь из упомянутых ладовых порожков. (Струна не должна прогибаться. Достаточно очень легкого касания.) Потом извлечь правой рукой звук и почти одновременно приподнять палец. Искусственными флажолетами называются флажолеты, полученные над другими ладами. Например, чтобы получить флажолет над 13 ладом, надо левой рукой зажать первый лад. (Теперь середина свободной струны находится над 13 ладом.) Указательным пальцем правой руки коснуться струны над 13-ым порожком и извлечь звук средним или безымянным пальцем, почти одновременно с этим снять указательный палец. При игре медиатором надо так его взять, чтобы свободным оказался лишь небольшой кончик. Извлекаете звук кончиком медиатора над 13 ладом и задеваете струну пальцем, держащим медиатор.