Как записать звук акустической гитары на компьютер дома. Как записать электрогитару дома в студийном качестве

Постоянное развитие технологий в области звукозаписи дало всем и каждому возможность записать электрогитару дома без лишних проблем. Достаточно обладать несложным аудиоинтерфейсом, цифровой рабочей станцией и самой гитарой, чтобы записывать звук максимально качественно.

И речь идет не только о прямой записи гитары «в линию». На рынке существует огромное количество программного обеспечения и плагинов, моделирующих звучание различных гитарных усилителей и кабинетов. Любому желающему доступен широкий выбор подобных программ: Guitar Rig, AmpliTube, Slate Digital/Schuffham S-Gear, Line 6 POD. Тем же, кто хочет чего-то более осязаемого, тоже не на что жаловаться: в продаже можно найти пусть дорогие, но великолепно звучащие устройства наподобие Fractal Axe-Fx, Kemper Profiler или недавно вышедшего Line 6 Helix.

Как вы видите, создать дома условия для высокопрофессиональной звукозаписи гитары совершенно не сложно — были бы деньги. Да и общее развитие технологий привело к такому положению вещей, когда «снять» звучание реального усилителя намного проще, чем испортить звук.

Несмотря на все вышесказанное, профессиональная запись электрогитары — через микрофон, цифровыми или еще какими-либо методами — все равно остается не до конца раскрытым вопросом. Давайте наконец расставим все точки над i, разобравшись в том, как записать электрогитару дома в студийном качестве.

Подготовка и настройка

Настройка гитары — очевидная вещь. Но скажите честно, как часто вы сталкивались с ситуацией, когда при прослушивании идеально сыгранного и записанного дубля приходило осознание того, что гитара предварительно не была настроена? А сколько раз случалось такое, когда проблемы строя инструмента проявлялись уже намного позднее, например, во время сведения?

Даже работая в самой лучшей студии с самым дорогим оборудованием, гитарам свойственно расстраиваться. Поэтому всегда помните о том, что электрогитара должна быть настроена. Приобретите тюнер на клипсе, повесьте его на голову грифа и сверяйте точность настройки гитары перед каждым дублем (ну или хотя бы каждой парой-тройкой дублей).

80% профессионального качества звучания закладывается еще на этапе подготовки к записи за счет должного ухода за инструментом.

Несмотря на то, что практически в любой DAW или любом гитарном софте есть встроенный тюнер, старайтесь полагаться именно на аппаратное устройство. На пути прохождения сигнала до цифрового тюнера могут возникать задержки, которые создадут значительные трудности при настройке инструмента.

Конечно, важно помнить и о состоянии самой электрогитары. Инструменты, за которыми ухаживают должным образом, сами по себе звучат лучше. Не забывайте, что такие «мелочи» как шумящая-хрустящая электроника, излишне звенящее тремоло или попросту старые струны запросто испортят даже самый великолепный дубль. В итоге может сложится ситуация, когда незначительные на первый взгляд вещи без лишнего труда «уничтожают» все траты на дорогое студийное оборудование.

Не удивляйтесь, если гитара за $200 при должном уходе и в хороших руках зазвучит намного лучше, чем инструмент за $2 000, ухода за которым практически не было. Возможно для кого-то это будет откровением, но 80% качества можно создать именно в процессе подготовки к записи: за счет должного ухода за электрогитарой, правильной и точной настройки инструмента, а также благодаря предварительному устранению всех недочетов шестиструнной подруги.

Путь прохождения сигнала

Чем проще и короче путь сигнала от его источника до звукозаписывающего оборудования, тем лучше для нас. В идеале между гитаристом и аудиоинтерфейсом должен быть только необходимый минимум. Все эффекты, которые можно добавить после записи, должны быть добавлены после записи.

Добавляйте в цепь педали или процессоры только в том случае, если без них нельзя обойтись. Во всех остальных случаях увеличение цепочки эффектов будет постепенно снижать качество записываемого материала, а также увеличивать время задержки сигнала. Количество эффектов и время задержки сигнала неразрывно связаны между собой: чем больше устройств на пути прохождения звукового сигнала до устройства записи, тем больше значение латенсии, и наоборот.

Хорошим подспорьем в данном вопросе может стать наличие лупера или свитча, отключающего педаль от цепи эффектов в те моменты, когда она не нужна.

Выбор оборудования


Фактически, мы все еще говорим о подготовке к процессу звукозаписи. После того, как наш инструмент готов к «бою», стоит определиться с оборудованием, которое будет участвовать в процессе звукозаписи. Главная задача на данном этапе — определить идеальное соотношение между цифровыми и аналоговыми устройствами, которое позволит не потерять в особенностях звука, а вместе с тем и не увеличить количество латенсии.

Цифровой или аналоговый? В вопросе выбора усилителя — это несомненно важный момент. Так или иначе, но старайтесь выбирать то оборудование, которое есть у вас под рукой, и которое подойдет для грядущей звукозаписи.

Если ваш 100-ваттный Mesa/Boogie великолепно звучит на сцене, но не помещается в домашнюю студию (или его использование невозможно по ряду причин), то стоит озадачиться выбором цифровой альтернативы, воспроизводящей необходимый звук и не сковывающей во время записи.

С другой стороны, можно пойти на компромисс и заглушить усилитель при помощи какого-нибудь Suhr Reactive Load, позволяющего записывать сигнал через усилитель с нулевым значением громкости.

Опять-таки, не стоит сильно увлекаться с внедрением дополнительных устройств на пути прохождения сигнала. В идеале значение латенсии (задержки) должно быть меньше 10 миллисекунд, иначе проигрываемый сигнал будет отставать от ваших действий во время исполнения партии. А это, как все прекрасно понимают, непременно скажется не только на качестве самого материала, но и на процессе игры на инструменте.

Конечно, существуют гитаристы, которые умеют хорошо и точно исполнять собственные партии даже в условиях высоких значений задержки, но какой в этом смысл?

Некоторые гитаристы и звукорежиссеры прибегают к помощи аппаратных симуляторов кабинетов, позволяющих подгружать огромное количество самых разнообразных пресетов, выдающих необходимое звучание. Среди подобных устройств можно выделить такие модели как Two Notes Torpedo C.A.B., Two Notes Torpedo Live, Mesa/Boogie CabClone или Tech 21 SansAmp.

Настраивая свой кабинет (или любое другое устройство) перед записью, для более лучших результатов стоит выставить на 10% меньше гейна, а также низких, средних и высоких частот. Если же во время записи будет использоваться реальный ламповый усилитель, которым вы пользуетесь во время живых выступлений, попробуйте выставить такие же настройки, которые вы используете при игре на сцене, а затем понизьте на 5-10% все ручки. Можно также добавить эквалайзер, который исправит большинство проблем с тоном звука.

В общем, избегайте излишне высокого количества всех частот, а также не перебарщивайте с гейном — выход за пиковые значения нам вовсе ни к чему.

Запись кабинета/усилителя при помощи микрофона


Об этом написано уже много материалов, в том числе и на . Несмотря на это, пройдемся по основным моментам, которые стоит учесть. Все остальное уже было детально расписано в предыдущих материалах.

Собираясь записывать электрогитару через кабинет при помощи микрофона, в идеале неплохо бы прочитать некоторое количество профильной литературы. Так или иначе, самое главное — это отдавать себе отчет о всех действиях, производимых вами во время записи.

Запись микрофоном гитарного кабинета можно сделать максимально простым путем: один Shure SM57, установленный напротив динамика усилителя на небольшом расстоянии. В зависимости от желаемого результата, стоит использовать или пару микрофонов, перемещать усилитель в пространстве, а также изменять положение и направление устройств звукозаписи гитарного кабинета.

Всегда помните, что наилучший результат такого рода записи — это аудиодорожка, которая сама по себе звучит хорошо и требует минимальных пост-обработок эквалайзером и другими студийными инструментами.

Сколько гейна в граммах?


Думать о том, не превращается ли сигнал в шум на каждом этапе прохождения звука — несколько сложно. Так или иначе, но каждый из нас хочет получить здоровое звучание инструмента без появления искажений и клиппинга. Так сколько гейна реально необходимо?

Обычно количество гейна выставляется на всех входах и выходах любого устройства, участвующего к записи. На деле же, в условиях домашней записи, количество гейна следует выставить везде, где это представляется возможным. К счастью, большинство гитароориентированного студийного и музыкального оборудования обладает не только ручкой гейна, но и специальным индикатором, сообщающим нам о слишком высоком количестве этого параметра.

Как найти подходящее значение гейна? Подключите гитару к входу аудиоинтерфейса (со всеми усилителями и прочими устройствами в цепи), начинайте играть на гитаре и прибавлять понемногу гейн до тех пор, пока лампочка не начнет постоянно мигать красным. При этом не забывайте, что во время игры от вас требуется не просто слегка бить по струнам или поигрывать пару приглушенных аккордов. Нужно играть с максимально возможной атакой и по всем имеющимся на инструменте струнам.

В моей практике бывали случаи, когда при выставлении гейна гитарист играл с недостаточным количеством атаки. Во время процесса настройки оборудование никак не сигнализировало о том, что поступающий сигнал выходит «за рамки дозволенного». Но как только начался сам процесс записи, гитариста как будто подменяли: он начинал играть с зверской самоотдачей и сильной атакой, что непременно вылилось в активное мигание индикатора гейна на аудиоинтерфейсе.

В общем, здесь есть два варианта:

  • Первый вариант: можно играть обычным образом (с обычной атакой), постепенно увеличивая количество гейна. Как только лампочка начнет сообщать об излишках гейна, снизьте его количество до тех значений, когда при обычной игре индикатор не будет мигать красным. Следом стоит понизить уровень гейна еще на 5-10%, чтобы перестраховаться от случайных более сильных ударов по струнам, «вылетающих» в красную зону;
  • Второй вариант: бейте по струнам изо всех сил, пока не найдете такое положение ручки гейна, на котором индикатор не будет светиться красным цветом. То есть ручку гейна нужно расположить максимально близко к тому значению, после которого сигнал начинает изобиловать пиками. Запись можно производить с найденным количеством гейна, так как вы вряд ли будете «рубить» изо всех сил.

Другим источником нежелательных шумов или пиков, особенно при использовании ламповых усилителей, могут стать обыкновенные кабели. Сделайте все, чтобы разделить гитарные и сетевые кабели, а также избегайте слишком длинных проводов. Поверьте, лучше сразу обзавестись хорошими кабелями всех типов, чем пытаться исправить вызванные плохими проводами огрехи после.

Правки в миксе


Как уже и говорилось, добиться желаемого звучания до самой записи — это хорошо. С другой стороны, если был записан только чистый сухой сигнал, но в надлежащем качестве, то работать с ним после будет намного проще.

Обрабатывая записанную гитару в DAW, помните о том, что лучше никогда не выставлять эквалайзер на пост-обработке больше, чем на 3 dB на любой частоте. Более широкие и прижимистые значения параметра Q всегда звучат натуральнее и естественнее.

Вырезая какие-либо частоты, например, высокую середину для избавления от нежелательной резкости, подумайте над тем, чтобы усилить соседние частоты (для высокой середины — это будут частоты в районе нижнего верха). Подобное использование эквализации позволит исправить в миксе многие незначительные недостатки, не задевая всей формы звука.

Старайтесь избегать излишней обработки частот. Используйте эквалайзер только в тех случаях, когда частоты начинают мешать друг другу. Выведите уровень обработанного сигнала вровень с уровнем входного сигнала и подумайте, стала ли эквализованная дорожка звучать лучше или просто громче.

Кроме того, стоит научиться определять реальное воздействие плагинов и эффектов на сигнал. Не забывайте пользоваться бай-пассом, чтобы понять результаты применения того или иного плагина. К примеру, многие начинающие звукорежиссеры любят вешать компрессию везде и всюду, но недостаточно просто «повесить» компрессор на дорожку — его еще нужно правильно настроить. Неправильно настроенный компрессор делает сигнал более громким и шумным, но никак не более качественным.

Как и все гитаристы, мы обладаем опытом в использовании различных эффектов. Добавлять эффекты во время сведения может быть более полезным, чем внедрять их в цепь эффектов еще до записи — так можно в полной мере оценить их эффективность на аудиосигнале. При этом, добавляя реверберацию или дилэй, сходите попить кофе или съесть бутерброд — нашему слуху обязательно нужен отдых. Вполне возможно, что по возвращении через 15-20 минут, вы обнаружите, что после добавления эффекта звук стал на 10% суше, чем того требовалось. Поверьте, прием с кофе-брейком всегда работает безотказно!

Несмотря на все, не обещайте себе «поправить что-либо во время сведения». Если записанный дубль не звучит хорошо или усилитель звучит недостаточно ясно в комнате, исправление подобных вещей во время сведения займет намного больше времени, чем перезапись с правильными настройками усилителя. В общем, всегда оставайтесь музыкантом, а не трудоголиком!

Практически каждая профессиональная студия добавляет хай-пасс фильтрацию к записанным электрогитарам. Как правило, в поп- и рок-музыке отсекается все, что находится ниже диапазона 55-75 Hz — эти частоты не участвуют в миксе, внося лишь нежелательную мутность в районе нижнего низа, а это, в свою очередь, затрудняет . Хорошей отправной для высокочастотной фильтрации может стать отметка в 65 Hz.

Не стоит забывать и об устранении любых нежелательных шумов в тех местах, где не играет гитара. Если партия электрогитары содержит достаточно рваный ритм, то не поленитесь воспользоваться функцией ‘Insert Silence’, которая вставляет тишину на выбранном вами участке аудиофайла.

Также не поленитесь расставить фейды на каждом кусочке гитарной партии: небольшой Fade In в моментах, где гитара вступает, и небольшой Fade Out там, где гитара заканчивает играть. Это позволит сгладить резкое вступление гитары в миксе, сделав звучание более гладким и сбалансированным.

Как это ни удивительно, но сегодня, в 21-м веке, в эпоху интернета, всяких цифровых технологий и прочего прогресса, многие до сих пор не в курсе, как записать несложный источник звуков в персональную ЭВМ.

Вопросы эти регулярно всплывают на уроках, что вызывает еще большее удивление: ну кто, как не занимающийся регулярно товарищ, должен основательно заморочиться на эту тему. Ан нет. И вот сегодня буквально я решил просто сделать подробный материал на эту тему, дабы решить вопросы раз и навсегда.

Начнем с того, какой результат нам собственно необходимо получить. На самом деле, главными для нас являются ровно два процесса: это непосредственно запись играемого и мониторинг его. Если с записью все более-менее ясно, то вот про мониторинг многие не до конца в курсе. Мониторинг - это, выражаясь по-простому, слышание себя во время записи. Когда вы играете в комбик - он по сути и является вашим персональным монитором: через него вы слышите то, что делаете на гитаре. Когда вы играете в процессор, мониторинг осуществляется при помощи студийных мониторов/колонок/гитарного усилителя, куда подключен процессор, или при помощи наушников, включенных в этот процессор. Требования к мониторингу мы выведем непосредственно рассматривая тот или иной способ записи.

Что касается записи, тут наши требования будут предельно простыми: в случае записи в целях обучения записанный звук должен быть в первую очередь информативен. Если звук представляет собой адский зуд из-за кривой или отсутствующей спикер-эмуляции, или он перекомпрессирован, или в нем помехи и шумы по уровню сопоставимы с уровнем самого сигнала, это существенно затруднит с ним работу, так как может скрыть ряд важных деталей, требуемых для отслушивания своей игры на предмет наличия ошибок.

Сразу сделаю небольшую ремарку: ниже рассмотрены способы и схемы подключений, где компьютер изображен как компьютер. Дело в том, что звуковая карта может быть встроенная, а может быть внешняя. Разница в том, что встроенная карта для нормальной с ней работы, скорее всего, потребует установки специальных драйверов типа ASIO4All, так как со штатными драйверами такие карты не умеют нормально работать в музыкальных программах типа «Cubase», а также имеют совершенно адские задержки (latency).

Внешние аудио-интерфейсы этих недостатков лишены, плюс ко всему обладают рядом приятностей в виде внутреннего программного микшера, когда вы все входы можете отрулить по уровню и панораме так, как вам хочется; а также такой штукой, как Direct monitoring, когда вы можете при помощи наушников или студийных мониторов без всяких задержек напрямую слушать то, что поступает на входы аудио-интерфейса. Однако принципиально именно физическое подключение для встроенных и внешних аудио-карт ничем отличаться в данном случае не будет, поэтому я рассматриваю компьютер просто как один цельный блок цепочки записи.

Исходя из этих нехитрых требований и условий, я попробую рассмотреть несколько стандартных цепочек, обычно имеющихся в распоряжении на дому.

1. Усилитель + компьютер.

Просто усилитель и ничего больше. Нет ни микрофонов, ни каких-то дополнительных приборов: вообще ничего. Как его записать в компьютер?

Первое - можно посмотреть на имеющиеся выходы у усилителя. Очень часто бывает, что на гитарных усилителях присутствуют выходы типа «Recording Out» или называющиеся похожим образом. Как правило, это выходы, оснащенные некоторым подобием спикер-эмулятора. В этом случае схема выглядит очень просто: соединяем этот выход усилителя с линейным входом звуковой карты:

Требование по мониторингу тут выполнено как надо: усилитель и будет мониторить вашу игру, причем делать это «честно», ровно так, как он звучит не во время записи, а вообще само по себе.

Что касается записи, то тут могут быть уже нюансы. Первый - большинство тех усилителей (даже довольно дорогих), которые я видел, имеют весьма убогие спикер-эмуляторы. Как правило, это несложная схемка, которая как-то весьма приближенно имитирует АЧХ гитарного кабинета. Приближенно настолько, что иногда диву даешься: вроде подключил аппарат стоимостью в пару тысяч долларов, а на записи - как будто «Лель» в линию. Так что бывает и такое.

Второй - у многих усилителей вообще нет такого выхода, точнее есть, но это просто выход типа «Line Out» - просто ничем не обработанный звук его преампа. В этом случае у вас нет спикер-эмуляции вообще как таковой, соответственно, звук непосредственно после записи будет очень страшным.

В таком случае, необходимо воспользоваться любым из плагинов, которые позволяют обработать дорожку гитары. Вот что это значит.

Предположим, вы пишете гитару в любой DAW типа Сubase, Logic, Reaper и другие. Вот у вас аудио-трек, где уже находится записанная вами партия. И теперь нужно придать ей так или иначе удобоваримый вид, то есть фактически наложить спикер-эмуляцию на нее, будто бы записан не линейный сигнал с преампа, а как будто микрофоном снимали кабинет.

Для этого существует масса плагинов, которые работают с импульсами. Плагин - это подключаемый к данной DAW модуль, осуществляющий ту или иную работу (в нашем случае - с аудио), фактически - мини-программа, которую «запускает» большая программа (ваш DAW). Сходу примеры таких плагинов, которыми пользовался лично я - IR-1 от Waves или Space Designer от Apple.

Далее, импульс - это фактически свертка, грубо говоря, «снятый» кабинет, пространство и так далее. Ставится микрофон (или несколько), пускается определенный звук, микрофоны этот звук снимают, все это дело обрабатывается для получения фактической разницы между исходным сигналом и тем, который получился после того, как пролетел через кабинет, зал и тому подобное. Это - крайне грубое и приближенное изображение смысла импульса, но так или иначе отображает суть: если наложить полученную свертку на любой сигнал, то этот сигнал будет изменен, как если бы проходил через эмулируемое им пространство или гитарный кабинет.

Технология работы с импульсами реализована как для получения реверберации реальных помещений (можно, скажем, получить эмуляцию реального концертного зала, как если бы мы в нем выступали), так и для получения характеристик реальных гитарных кабинетов, снятых реальными микрофонами. Эта технология используется и в студиях, и в топовых гитарных процессорах и весьма хорошо себя зарекомендовала, так как в итоге сигнал, полученный при снятии микрофоном звук реального кабинета, и сигнал, полученный при обработке импульсом с этого кабинета, несильно-то отличается.

Производителей импульсов много: RedWirez, OwnHammer, Kalthallen и другие. Многие из них есть в свободном доступе, остальные вполне можно купить сразу пакетом. Загрузив любой такой импульс в плагин для работы с ними и подключив этот плагин к вашей дорожки с гитарой, вы получите результат, как если бы подключали ваш усилитель к кабинету и снимали реальным микрофоном, еще и на правильной громкости.

Способ безуслово очень действенный и правильный как по получаемому результату, так и по трудо- и финансо-затратам, однако требует времени, чтобы разобраться со всем этим софтом.

Также для эмуляции кабинета есть отдельные железки, через это - второй способ.

2. Усилитель + аппаратный спикер-эмулятор + компьютер.

Приборов для осуществления функций эмуляции кабинета создано не то, чтобы много, но этого вполне хватает. Есть пассивные схемы, как у приборов типа Palmer, есть и целые цифровые станции типа «Torpedo C.A.B», которые фактически работают с теми же импульсами, только обработка ведется в самой железке, никакого отдельного софта для этого не требуется, а сигнал можно брать с прибора и сразу класть на запись без каких-либо дальнейших ухищрений. Схема подключения в этом случае такая:


Кстати, многие из таких приборов имеют встроенные аттенюаторы, которые позволяют раскачать оконечник усилителя и тем самым еще более приблизиться к реальному звуку полностью аналоговой цепочки.

Тут возникает один момент. Дело в том, что многие усилители вообще не имеют каких-либо выходов, кроме выхода на динамики. Если прибор, который осуществляет спикер-эмуляцию, обладает встроенным аттенюатором и может быть подключен вместо динамика, то все хорошо, но в этом случае вы теряете собственно мониторинг за счет гитарного динамика - он ведь отключен. Тогда схема усложняется и вам нужно будет мониторить вашу игру при помощи того же спикер-эмулятора, большинство из которых имеет массу разнообразных выходов для соответствующих целей.


Разумеется, можно обойтись и без нетруЪ-цифры в звуковом тракте до записи и использовать для съема звука микрофон.

3. Усилитель + микрофон + компьютер.

В этому случае вы получаете настоящий звук вашего усилителя, с мониторингом опять же никаких проблем, так как можно слышать сам звук усилителя, однако про микрофон нужно поговорить отдельно.

В качестве недорогих решений можно использовать любой USB-микрофон: он будет подключаться напрямую к компьютеру и не потребует дополнительных устройств для работы. Да, это будет скорее всего микрофон не самого топового студийного уровня, да и предусилители в нем будут достаточно средними, однако для домашней записи именно в целях обучения, я считаю, большего и не нужно вовсе. Схема подключения - проще некуда:


Желающие получить подключение в «настоящем» виде могут заморочиться и купить обычный студийный микрофон, а так как любой микрофон требует предусиления, то и предусилитель к нему:


Совсем правильно, конечно, когда усилитель с микрофоном стоят в отдельном студийном боксе, а мониторите вы сигнал через аудио-интерфейс или микшерный пульт, но тем, кто заморачивается уже на таком уровне, мои советы не нужны:)

4. Гитара + компьютер.

Это самый минималистичный тип подключения, когда нету по сути вообще ничего. Тут всплывает масса проблем, но начнем с единственного способа коммутации.


Первая проблема - это собственно получение какого-то звука. Линейный звук электрогитары, мягко говоря, не соответствует тому, как мы привыкли ее слышать, поэтому нужны определенные махинации, чтобы этот звук получить. В данном случае единственной возможностью для нас будет эмулировать весь звуковой тракт: усилитель, кабинет, педали при необходимости.

Для этих задач выпущена масса разнообразных программ и плагинов, однако большинство из них имеют будто бы чисто развлекательные цели: обычно при помощи софта типа «Guitar Rig» или «Amplitube» добиться более-менее достоверного и правильного звука не получается. Я бы рекомендовал в таком случае использовать более серьезный софт типа Studio Devil Pro. Зачастую, кстати, серьезные плагины выпускаются с эмуляцией всего одного элемента цепочки, типа отдельный плагин для эмуляции усилителя, отдельный плагин для эмуляции кабинета и так далее.

В любом случае, придется идти по пути программного получения звука, так как аппаратная часть отсутствует полностью. В принципе, даже при таком раскладе можно получить вполне вменяемый звук, а иногда при помощи софта пишут гитару даже на студиях.

Тут возникает другая проблема, значительно более серьезная - мониторинг. Единственной возможностью мониторить сигнал для вас является включить колонки или наушники в ту же звуковую карту, в которую пишется гитара. Любой аудио-интерфейс, даже самый серьезный (а про простенькие и говорить нечего) будет иметь весьма ощутимую задержку. То есть, вы играете ноту, а услышите ее вы только через какое-то время. От этого времени зависит очень многое. Если задержка очень большая, измеряемая десятками миллисекунд, то в этом случае будет реальный диссонанс между двигательными функциями по звукоизвлечению и контролем головы. Мозг по привычке будет ожидать услышать звук ровно в то время, как он извлечен (погрешности на расстояние, проходимое звуком от гитары или от комбика к ушам не считаем). А тут будет весьма серьезная задержка, которая запросто может дискоординировать, или заставить буквально пересматривать ритмическую работу, из-за чего вы можете неосознанно стараться играть чуть с опережением, но чтобы услышать ноту тогда, когда нужно. Это, разумеется, неправильно, так как в идеале звуковой тракт должен лишь отображать (чем точнее - тем лучше) картину вашего исполнения, а не влиять на нее.

Уменьшить значение latency можно - тут все зависит от аппаратных мощностей, от аудио-интерфейса, да даже от DAW и плагинов, которые навешаны: как правило, лимитеры, часто имеющие небольшой look-ahead, сдвигают время на величину того же look-ahead, а в значении latency при этом изменений не будет.

В любом случае, это решение будет так или иначе компромиссным: вы в той или иной степени пойдете на сделку с удобством, так как страдает мониторинг.

5. Педаль/преамп + компьютер.

Если в вашем распоряжении есть некое звукообразующее устройство, например, педаль перегруза или отдельный предусилитель, это по сути слабо отличается от вышестоящего варианта. Вам точно также придется иметь дело с мониторингом через компьютер и точно также иметь дело с неизбежной задержкой. Да, в каких-то случаях (как с преампом) эмулировать можно будет только кабинет, без эмуляции усилителя, но принципиально ничего не изменится.


Исключением тут может быть возможность мониторить сигнал напрямую, если у вас внешний аудио-интерфейс и есть возможность осуществить direct monitoring, но в этом случае придется слушать архи-противный звук, ведь сигнал будет приходить без спикер-эмуляции.

Еще одним исключением будет наличие в преампе, например, встроенного спикер-эмулятора. Ну и значительно более кошерно будет выглядеть схема, если у преампа есть отдельный выход на мониторы или наушники - тут можно слушать гитару прямо с него. Единственное, придется изголяться с тем, как слушать внешний метроном или минус, под который вы записываетесь: либо, одно ухо снимать и слушать метр/фанеру, либо как-то еще.

6. Процессор + компьютер.

Тут трудностей вообще минимум: большинство процессоров имеют USB-выход, а значит, могут быть записаны напрямую, минуя аудио-интерфейс вообще. Еще одним плюсом этой схемы будет то, что процессор сам может являться аудио-интерфейсом (при установке его драйверов и, разумеется, самой возможности такой его работы), а значит, что весь мониторинг будет осуществляться непосредственно с него через наушники или колонки.

Аналогичные функции осуществляют и современные цифровые комбики у производителей типа Line6, Yamaha и других.


По трудозатратам, сложности и конечному результату этот вариант, как мне кажется, наиболее оптимальный: запутаться тут сложно, времени требует минимум, работать можно начать сразу.

Все это - самые простые способы, точнее - самые очевидные. Конечно, тут можно придумать различные комбинации, типа подключать преамп одним выходом в компьютер и там обрабатывать импульсами, другой выход подключать в процессор и мониторить через него при помощи его спикер-эмуляции и тому подобное, но тут - только то, что отвечает на самый распространенный вопрос: как записать гитару дома в компьютер.

Выбор каждого из этих способов - это вопрос уже имеющегося в распоряжении оборудования, а также вопрос денег, которые планируется на эти цели потратить. В любом случае, даже в случае покупки дополнительных устройств вполне реально уложиться в несколько тысяч рублей. Например, простые USB-микрофоны начинаются от пары тысяч, а процессор или настольный комбик с цифровым выходом можно найти до десяти.

Я надеюсь, что эта статья прояснит вопросы записи и поможет подобрать схему, оптимальную для каждого персонально, и наконец приступить к полноценным занятиям.


Приветствую всех читателей нашего блога! Сегодня у нас тема для практического применения. Наверняка, многие гитаристы задумываются над тем, чтобы записать собственную музыкальную композицию, не прибегая к помощи профессиональной студии. Но как это сделать? В этой статье мы поможем вам ответить на этот вопрос. Рассмотрим основные этапы процедуры записи, начиная от подключения инструмента, и заканчивая обработкой звука.

Подключение гитары к компьютеру

От того, каким способом инструмент соединяется с компьютером, зависит процедура записи и конечный результат. Использование внешних аудио-интерфейсов позволяет избавиться от проблемы со звуком на входе. В таких устройствах всегда есть инструментальные и микрофонные входы с предусилителями, чего не скажешь о внутренних платах.

Представим другую ситуацию – в наличии есть приличный , который вы хотите услышать на своей записи. Здесь придется решать вопрос, как с него снять звук. Можно использовать микрофон – то тогда вам предстоит решить огромное количество вопросов, связанных с его размещением относительно источника звука, оглядываться на акустику помещения и т.д. В общем, помучиться и подумать придется много.

Самый простой способ – использование . Он подключается к звуковой карте и позволяет на себе сформировать весь звук. Никакой дополнительный софт не требуется, управление предельно удобное. С другой стороны, стоимость хорошего процессора не по карману большинству начинающих музыкантов.
Таким образом, наиболее удобное решение – подключить инструмент к линейному входу звуковой карты, а усиление и различные эффекты оставить на откуп специальному софту.

Выбор звуковой карты

Звуковые карты можно условно разделить на три уровня:

  • Начальный – прослушивание музыки и других звуковых эффектов;
  • Полупрофессиональный;
  • Профессиональный.

Для домашней студии наиболее приемлемым представляется использование полупрофессиональной звуковой платы, имеющей поддержку ASIO-драйвера.

Покупка профессиональной же карты оправданна только тогда, когда вы уже четко представляете, как будете её использовать. Тратить больше тысячи долларов на что-нибудь типа LynxStudioTWO-A, чтобы потом не знать, что с её помощью писать, просто бессмысленно.

Если у звуковой платы нет интегрированного предусилителя, то лучше приобрести

Всем привет!

Вчера мы начали говорить про запись гитары дома. Ну вот, а сегодня продолжим. Будем говорить о формировании самого гитарного звука.

Теперь другой случай. Допустим у нас дома стоит отличный ламповый комбик, а то и отличный усилитель Orange и именно его мы хотим услышать на записи, а не цифровую эмуляцию в Guitar Rig. Что тогда?

А тогда все намного сложнее, т.к. звук с нашего комбика нужно чем-то снять. Ну, понятно чем – микрофоном. – дело не тривиальное, тут важен, сам мик, его положения относительно источника звука, акустика помещения и микрофонный преапм (вспоминаем, что он может как быть, так и не быть встроен в вашу звуковую карту). В общем, геморрой еще тот.



Отдельно стоит рассмотреть запись гитары с помощью гитарного процессора. Это, в принципе, самый простой случай. Т.к. все будет работать, что называется «из коробки», да плюс ко всему весь звук можно сформировать прямо в процессоре. Просто включаете выход процессора в line in звуковой карты и наслаждаетесь жизнью.

Кстати говоря, многие процессоры могут работать, как внешняя звуковая карта, отдавая данные в комп по usb или fire-wire, что дает процессорам приятный бонус. А если он (процессор) у вас уже есть, то весь вышеназванный геморрой вас не коснется.




Если говорить о плюсах и минусах того или иного способа подключения, то я себе это вижу примерно так.
Самый простой и безгеморройный путь – это, конечно, гитарный процессор. Плюсы очевидны, свой звук всегда с собой, удобное управление, бонусом внешняя звуковуха, плюс ко всему не нужен доп. софт. Ну, и при записи не нужно пугать соседей и родственников.
С другой стороны, это хорошо, если гитарный процессор уже есть. Лично я (лично я) покупать его только для записи бы не стал, т.к. хорошие процы стоят не дешево. Ну, и не фанат я процессоров, если честно.
Наверно, такой же простой вариант для записи гитары дома – это использовать внешние (или внутренние) звуковые карты с инструментальным входом. Просто включил гитару, запустил Guitar Rig или Amplitube и твори! И опять же, не нужно пугать соседей.

Если все же ты апологет аналогово звука, то для первичного формирования звука можно использовать гитарный преамп, а потом допиливать его софтом (каб сим, ревер итп). Вполне рабочий и неплохой вариант. Причем включаться можно, в линейный вход звуковой карты без всяких там предусилителей.

Минус тут разве что, покупка самого премпа. Но как по мне, так вещь полезная и в живой работе тоже. В плюсах аналоговое звучание, и почти готовый гитарный звук на входе звуковой карты.

Ну, и самое сложное решение – это снимать звук с комбика с помощью микрофона. В плюсах то, что на звуковой дорожке в DAW мы получаем практически готовый звук, причем сформированный в аналоговом тракте. Этот плюс для многих перекрывает довольно ощутимые минусы. Как-то: необходимость качественного микрофона, микрофонный преамп если такого нет в звуковой карте), в записи могут быть посторонние призвуки (да-да мик может снять, как мама на кухне мясо отбивает). Также мы при записи мы будем мешать всем домашним и соседям, так что ночью уже не потворишь.

Запись электрогитары. Часть 1.

В больших студиях электрогитару обычно записывают так - гитара выдает звук через комбик, с которого микрофоном снимают звуковой сигнал. При этом гитара получает дополнительную "окраску" за счет комбика и реверберации помещения.

На дому, в обычной городской квартире без звукоизоляции вы черта с два поиграете через комбик. Слишком громко. Поэтому электруха пишется "в линию" - втыкается в линейный вход микшера. Чаще всего получается такая схема подключения: гитара - шнур - примочка/эффект-процессор - кабель - микшер.

Добавить реверберацию и эмулятор комбика можно уже программно, на этапе сведения дорожек. Об этом позже.

Другой способ подключения гитары - прямо к звуковухе. Вариантов несколько. Первый - гитара подключена через примочку. Некоторые примочки имеют "микрофонный" выходной уровень, а на некоторых уровень можно переключать еще и в линейный. В первом случае действуют те же правила, что при подключении микрофона (только выключите boost +20 dB, иначе будет перегруз - хотя пробуйте). И туда же. При этом, однако, фоновый шум гитары выше, чем при подключении через микшер. Вообще от этого шума избавиться трудно (я не говорю "нельзя"), если у вас не заземлен компьютер. Заземлять его на батарею - смертельно для вашей аппаратуры.

Фон можно свести к минимуму переключателем звукоснимателей на гитаре (тот самый рычажок под регулятором громкости) и настройками примочки. При игре старайтесь, чтобы хотя бы один палец постоянно был на струнах - тогда нет фонового шума, ибо вы заземляете гитару на себя. Другой способ заземления - привязываете к "струнодержателю (bridge, бывает с "машинкой"-тремоло или без) какую-то проволочку и опускаете её к себе в носок. Тогда отрывайте хоть все пальцы. От гитары.

Второй вариант подключения - если примочка дает линейный выходной уровень, то подключаете примочку к линейному входу звуковой карты. Звук будет лучше! Что до подключения к микшеру, то там обычно входу всё равно, какого уровня устройство вы к нему подключаете, да и уровень докручивается регулятором Gain.

Еще один вариант подключения - на некоторых комбиках есть линейный выход эмуляции комбика. Либо выход эмуляции на наушники - то же самое, только при этом динамик комбика отключается. Отлично для квартирной записи. Гитару втыкаете в комбик (чистую или через примочку), а комбик соединяете кабелем с линейным (не микрофонным) входом звуковухи. Или микшера.

И снова о фоновом шуме. При подключении электрухи к микшеру, а микшера к звуковухе, можно добиться следующих описанных ниже результатов. Примечание - дибокс не используется!

Втыкаю гитару в примочку, примочку подключаю к линейному входу микшера, а микшер, в свою очередь, подключен к линейному входу звуковой карты. Примочка работает в режиме bypass, то есть никакого воздействия не оказывает. Фэйдер gain на канале микшера примерно в таком положении:

При таком раскладе фактически фона нет! Фон уходит на уровень -60 дБ. Однако звук гитары будет на уровне -12 децибел с пиковым уровнем где-то на -6. Итак, "чистую" гитару можно писать чисто. Включаем примочку в каком-нибудь щадящем режиме. Появляется фон между -60 и -50 дБ. На сурьезном дисторшне этот фон при том же положении Gain поднимется где-то -45. При заземлении его бы не было вообще. Ежели да кабы! Фона нет, когда вы касаетесь рукой струны - фон будет возникать лишь во время отсутствия контакта с вами.

Итак, управляя Gain"ом, добиваемся записи почти без фонового шума, но на среднем уровне громкости -12 децибел. Достаточно ли такая громкость? Вполне. И вам не придется следить за зашкаливанием уровня - на этом уровне его просто не будет. К тому же партии с такой громкостью легко сводить.

Фон особо проявлется при дисторшне или овердрайве. Принцип действия дисторшна такой? Берется сигнал, усиливается до какого-то уровня (купно с изначально тихими шумами-наводками), а потом пики этого сигнала обрубаются по некоему уровню громкости. Если мы пропустим через классический дисторшн чистый сигнал-синусоиду, то на выходе получим сигнал, пики которого выглядят уже не плавными буграми, а совершенно плоскими. Хотя бывают разные дисторшны - и не всегда форма сигнала становится "квардратной", но для наглядности вот пример:

выше видим синусоиду, которую мы направили в примочку

и эк её обработало!