Разработка программного обеспечения фз 44. Все, что нужно знать об импортозамещении по. Закупка ПО в рамках контрактной системы

Сегодня довольно сложно себе представить организацию, у которой нет потребности в закупке программного обеспечения. При этом общеизвестно, что государственные и муниципальные заказчики не в праве использовать в своей работе нелицензионное программное обеспечение.

Существует несколько путей решения данной проблемы:

  • закупка лицензионного ПО;
  • применение свободного программного обеспечения (СПО).

Отметим, что попытки заменить привычные всем нам программные средства свободно распространяемым софтом предпринимаются уже давно, но успехом так и не увенчались. Преимущества и недостатки данного подхода по сей день являются поводом жарких дискуссий и выходят за рамки рассматриваемой нами темы.

Организации, бюджет которых позволяет осуществить закупку лицензионного ПО, некоторое время чувствовали себя относительно спокойно – ровно до тех пор, пока не вступили в силу ограничения на закупку ПО иностранного производства.

Закупка ПО в рамках контрактной системы

С начала 2016 г. закупки ПО попадают под действие Постановления Правительства РФ от 16.11.2016 г. № 1236, в соответствии с которым перечень закупаемого софта должен быть ограничен Единым реестром российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр).

На практике это значит, что при необходимости приобретения ОС или какой-либо программы заказчику следует открыть Реестр и попытаться отыскать необходимое ПО. В том случае, если искомое наименование отсутствует, следует выбрать из перечня аналог российского производства.

Отказ от закупки включенного в Реестр аналога неправомерен за исключением нескольких случаев.

Как купить иностранное ПО?

Закупка ПО, отсутствующего в Реестре, возможна лишь в двух случаях:

  1. При отсутствии в Реестре ПО того же класса, к которому относится планируемое к закупке.
  2. В том случае, если включенные в Реестр аналоги не соответствуют требованиям, предъявляемым заказчиком.

Если заказчик настаивает на необходимости закупки определенного ПО и невозможности его замены каким-либо другим из перечня Реестра, он обязан подготовить и разместить в ЕИС обоснование такой закупки. К подготовке обоснования следует подойти крайне ответственно, поскольку тема закупок ПО для контролирующих органов является актуальной и интересной в силу значительного количества спорных моментов и нарушений.

Обоснование должно включать в себя следующие пункты:

  1. Одно из оснований для закупки ПО, отсутствующего в Реестре.
  2. Указание одного или нескольких классов, к которым относится закупаемое ПО.
  3. Перечень требований заказчика к характеристикам и свойствам закупаемого ПО.
  4. Характеристики и свойства, по которым включенное в Реестр ПО не соответствует требованиям, предъявляемым заказчиком.

Заключение

Основываясь на собственной практике взаимодействия с контролирующими органами, мы рекомендуем заказчикам не выходить за рамки Реестра российских программ, а если и делать это, то в исключительных случаях. Ни в коем случае не стоит воспринимать возможность составления обоснования как некую формальность или лазейку, пользуясь которой можно приобрести любое желаемое ПО.

Тема закупки ПО всегда вызывала много споров, особенно среди тех, чьи знания в области IT крайне поверхностны. Доказать проверяющим, имеющим лишь базовые навыки работы с компьютером, нюансы и отличия купленной программы от той, что включена в Реестр, зачастую практически невозможно.

Аргументы в защиту купленного лицензионного ПО зачастую признаются недостаточными, несущественными и субъективными.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый

Закупки программного обеспечения по 44-ФЗ имеют свои особенности. В частности, заказчики не могут закупать иностранное ПО при наличии российского аналога. Потребность именно в зарубежных программах необходимо объяснить. О правилах закупки российского ПО по 44-ФЗ в 2019 году расскажем в статье.

Запрет на закупку иностранного программного обеспечения по 44-ФЗ

В 2015 году было принято Постановление Правительства № 1236. В нем установлен запрет на закупку программного обеспечения из иностранных государств. Он действует, если в реестре есть закупаемое ПО российского производства. Сам реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных размещен на сайте Минсвязи. Закупка иностранных программ по 44-ФЗ разрешена, если реестр не содержит аналога, соответствующего классу необходимого товара, или похожее ПО есть в российском реестре, но оно не отвечает потребностям заказчика.

В 2018 году правила закупки программного обеспечения 44-ФЗ изменились, когда вступило в силу постановление Правительства РФ от 20.12.2017 г. № 1594. Заказчикам разрешили закупать ПО из стран-членов Евразийского экономического союза. Также в нормативно-правовом акте прописали составные части понятия ПО для государственных нужд.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Во-первых, это поставка программ в электронном виде или на носителях информации, аренда программного обеспечения. Во-вторых, сюда входит техобслуживание оборудования и различной техники (установка программ на устройства). В-третьих, заказчики должны закупать в учетом запрета разработку ПО, услуги техподдержки, его обновления и т.д.

Реестр российского программного обеспечения

Чтобы найти интересующее ПО в реестре, выберите:

  • класс программного обеспечения - BIOS и иное встроенное программное обеспечение, базы данных, встроенное программное обеспечение телекоммуникационного оборудования, геоинформационные и навигационные системы и т.д.;
  • название ПО или его часть;
  • правообладатель;
  • наименование правообладателя.

В результатах поиска вы увидите карточку организации, в которой можно найти название, класс ПО, сайт производителя, сведения об исключительном праве, данные о правообладателе, указание о соответствии программы российским законам. В 2018 году изменились требования к позициям из реестра. Обновление и управление ПО не должно быть из-за рубежа, а также не должно быть ограничений со стороны зарубежных государств, которые могут мешать распространению и использованию программ в РФ.

Также по новым правилам заявки на включение в реестр ПО рассматривают 20 дней вместо 10, установленных ранее. Участникам дают только 5 дней на уведомление о смене правообладателя. При этом уменьшился период внесения изменений в реестр ПО. Сейчас это 10 дней, ранее он мог доходить до месяца.

С 2018 года к причинам исключения из списка ПО добавились две: несвоевременное уведомление об изменившихся обстоятельствах и переход прав на программу лицу, которое не отвечает российскому законодательству.

Как выбрать программное обеспечение и не ошибиться с условиями допуска

На поставку антивируса пришло три заявки: под торговым знаком ESET NOD32, Dr.Web, Kaspersky. Кого должна отклонить аукционная комиссия и на каком основании – решение задачи читайте в статье.
Также из статьи вы узнаете:
☆ Почему сложно купить привычное программное обеспечение;
☆ В чем суть механизма запрета на закупку иностранного ПО;
☆ Как применять запрет на закупку иностранного ПО и как его обойти;
☆ Какие три ошибки в закупках ПО чаще всего допускают заказчики.

Закупка российского программного обеспечения по 44-ФЗ, которого нет в реестре

На закупку российских программ по 44-ФЗ, информации о которых нет в реестре, запрет на поставку иностранного ПО не распространяется. Но не исключено, что свои права заказчику придется отстаивать через суд. Проблема в том, что обоснование закупки российского программного обеспечения не будет содержать упоминания о наличии программы в реестре. А само по себе отнесение ПО к российскому придется дополнительно подтверждать, ведь этот факт не может быть проверен по содержанию Реестра. Правообладатель такого ПО может участвовать в закупки, но, скорее всего, ему не будут предоставлены преференции, и нужно будет конкурировать с иностранными производителями на равных.

Закупка программного обеспечения по 44-ФЗ у единственного поставщика

Существует заблуждение, что закупка программного обеспечения по 44-ФЗ у единственного поставщика может быть проведена в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Однако по этому пункту можно закупать лишь созданные произведения литературы и искусства. Закупку у едпоставщика можно провести, если стоимость ПО меньше 100 тыс. руб.

ОКПД2: закупка программного обеспечения

ОКПД2 для закупки программного обеспечения по 44-ФЗ зависит от предмета контракта. Если это поставка ПО, используйте код 62.01.29.000: оригиналы программного обеспечения прочие. Если закупается лицензия, берите код 58.29.50: услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное ПО. Отдельный ОКПД2 существует для установки ПО, это код 62.09.20.120 - услуги по установке ПО. Определить точный ОКПД2 поможет онлайн сервис

Закупка ПО в рамках 223-ФЗ

Закупка программного обеспечения по 223-ФЗ в 2019 году проводится по следующим правилам:

  • закупка программного обеспечения у зарубежных поставщиков не запрещена;
  • закупка отечественного программного обеспечения находится в приоритете.

Закупки российского программного обеспечения по 223-ФЗ находятся в приоритете, установленном постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925. Согласно данному документу:

  • при осуществлении конкурентной процедуры в форме конкурса (в другой форме, где победитель определяется на основе критериев), стоимостный показатель участника, предлагающего программное обеспечение, включенное в Единые реестры, определяется исходя из предложенной им цены договора, уменьшенной на 15%;
  • при проведении конкурентной процедуры в форме аукциона (в другой форме, где победителем становится лицо, предложившее более низкую цену), если победителем становится лицо, предлагающее иностранное программное обеспечение, то с ним оформляется договор по цене, сниженной на 15% от той, что он предложил.

Приоритет не предоставляется в следующих случаях:

  • конкурентная процедура не состоялась, и по ее итогам был оформлен договор с единственным поставщиком;
  • для участия в конкурентной процедуры не были поданы заявки, предлагающие к поставке ПО, включенное в Единые реестры.

Вложенные файлы

  • Контракт на услуги по передаче неисключительных прав на программное обеспечение.docx

Может ли федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение приобрести программное обеспечение (приобретение модуля сбора 70данных для специального раздела сайта ОУ, тип лицензии- неисключительный) по ФЗ №44-ФЗ на условиях аванса (30% и 70%)? Распространяются ли условия авансирования для федеральных бюджетных заказчиков на договора, заключаемые по ФЗ №223-ФЗ?

Ответ

1.Нет, не может. Размеры авансовых платежей для закупок федеральных учреждений в 2018 году приведен в справочнике 1.

2. Ограничения по объему авансовых платежей в рамках Закона 223-ФЗ установлены теми же нормами, что и при закупках по Закону от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ.

Обоснование
Размеры авансовых платежей для закупок федеральных учреждений в 2018 году

Авансовые платежи по контрактам для федеральных ПБС, бюджетных и автономных учреждений ограничены. Смотрите в таблице, в каких размерах учреждение вправе установить аванс и когда можно оплатить 100 процентов.

В контрактах, по которым предусмотрено поэтапное исполнение, не предусматривайте выплату аванса на последнем этапе. Исключение - контракты, размер аванса по которым - 100 процентов , а также если контракт подлежит казначейскому сопровождению . Об этом - в пункте 19

Размер авансовых платежей *

Предмет и условия контракта

Основание

Запрет на авансирование (нельзя прописывать аванс в контракте)

1. Поставка товаров или оказание услуг из перечня. Это продукция массового потребления: белье постельное и столовое, ноутбуки и планшеты, автомобили легковые, средства автотранспортные грузовые, ручки и карандаши. А также услуги: по ремонту компьютеров и периферийного оборудования, ремонту мебели и т. д.

Запрет действует на весь контракт даже в том случае, если, кроме товаров и услуг из перечня, в него включили другие товары (услуги)

2. В контракте прописали условия о:

Казначейском обеспечении обязательств в размере до 100 процентов суммы контракта;
- казначейском сопровождении расчетов по контракту в размере не менее суммы такого обеспечения

П. 20 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, п. 16.1 ст. 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, п. 3.11-1 ст. 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, п. 6 постановления Правительства от 30.12.2017 № 1705, письмо Федерального казначейства от 11.01.2018 № 07-04-05/05-160

Перечень утвержден распоряжением Правительства от 16.01.2018 № 21-р

В размере не больше 30 процентов суммы контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств**

Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капстроительства госсобственности России.

Подп. «а», «б» п. 18 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, п. 16.1 ст. 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, п. 3.11-1 ст. 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Если стоимость контракта на строительство, реконструкцию, капремонт госсобственности России больше 600 млн руб., заказчик вправе включить в контракт условие о повторной предоплате, если подрядчик выполнит работы в объеме уже выплаченного аванса. Общая сумма авансирования не должна превышать 70 процентов суммы контракта

В размере свыше 30 и до 80 процентов суммы контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств**

НИОКР, которые направлены на импортозамещение технологической продукции.

Соблюдайте два требования:
- от Минпромторга получите подтверждение, что контракт соответствует целям импортозамещения;
- в контракт включите условие о казначейском сопровождении аванса. Не включайте это условие, если контракт подлежит банковскому сопровождению

В размере свыше 30 процентов суммы контракта, но не более 90 процентов суммы договора

Подп. «а» п. 18 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, п. 16.1 ст. 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, п. 3.11-1 ст. 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ

До 100 процентов суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств**

Услуги связи

Подписка на печатные издания, их приобретение***

Обучение на курсах повышения квалификации и прохождение профессиональной переподготовки

Участие в научных, методических, научно-практических и других конференциях

Госэкспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Проверка достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

Приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов на городской и пригородный транспорт

Грузовые перевозки авиационным и железнодорожным транспортом

Приобретение путевок на санаторно-курортное лечение

Проведение мероприятий по тушению пожаров

Аренда индивидуального сейфа (банковской ячейки)

Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте

Контракты Минздрава с иностранными организациями на проведение лечения граждан РФ за пределами территории России (в соответствии с постановлением Правительства от 15.02.2008 № 72)

Подп. «в» п. 18 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, п. 16.1 ст. 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, п. 3.11-1 ст. 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ

* Внимание: после 1 декабря 2018 года нельзя заключать контракты, по которым предусмотрена выплата в 2018 году аванса или оплата работ (услуг), со сроком исполнения свыше одного месяца. Исключение - контракты, которые заключают по решению Правительства и для гособоронзаказа. Об этом сказано в пункте 14 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496.

** Контракты свыше 100 млн руб., по которым предусмотрено авансирование, должны проходить с казначейским сопровождением . Исключение: контракты, которые сопровождает банк . Об этом сказано в подпункте 4 пункта 2 статьи 5 Закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ.

*** Для санкционирования оплаты подписки на периодические печатные и электронные издания в орган Федерального казначейства достаточно представить счет или счет-фактуру (письмо Минфина от 20.01.2016 № 02-01-11/1758 ).

Как заключить контракт (договор), если закупки проводились по правилам Закона № 223-ФЗ7

Авансовые платежи

Ограничения по объему авансовых платежей установлены теми же нормами , что и при закупках по Закону от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ .*

Из справочника

Условия контракта по Закону № 44-ФЗ

Авансовые платежи

Размеры авансов по контрактам у федеральных, региональных и местных заказчиков разные. Их устанавливают органы власти своими нормативно-правовыми актами.

Федеральные учреждения

На федеральном уровне Правительство ограничило объем авансовых платежей для ПБС.
Для федеральных бюджетных и автономных учреждений аналогичные лимиты по авансам действуют с 27 ноября 2017 года. До этой даты ограничений, кроме контрактов за счет субсидий, не было.

Об этом сказано в части 3.11-1 статьи 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, части 16-1 статьи 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, пунктах 18-20 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, письмах Минэкономразвития от 20.09.2016 № Д28и-2454, Казначейства от 16.06.2016 № 05-03-13/5.*

Совет: в заявке на кассовый расход правильно заполните поле «Признак авансового платежа» в графе 4 раздела 1 «Реквизиты документа» или графе 5 аналогичного раздела в сокращенной заявке. Когда перечисляете аванс, заполните форму так:

· в поле «Признак авансового платежа» укажите «Да» (п. 9.2 Порядка, утвержденного приказом Казначейства от 10.10.2008 № 8н);

· в графе «Назначении платежа» напишите, что перечисляете аванс.

Казначейство России сверит эти сведения и пропустит платеж. Обнаружит ошибку - вернет заявку без исполнения.

Такие разъяснения дают специалисты Казначейства в письме от 30.10.2015 № 05-03-15/103.

Региональные и муниципальные учреждения

Размер авансов на региональном и местном уровне определяют соответствующие органы власти. Как правило, установленные лимиты распространялись только на ПБС. Но с 27 ноября 2017 года их также должны соблюдать бюджетные и автономные учреждения.

Об этом сказано в части 3.11-1 статьи 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, части 16-1 статьи 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ.*

Оплата за этапы работ

Не включайте в контракт условие об авансе на последнем этапе его исполнения. Исключение - контракты, авансовый платеж по которым 100 процентов, а также те, по которым предусмотрено казначейское сопровождение. Если подрядчик выполняет работы, услуги по контракту поэтапно, а заказчик полностью оплачивает каждый этап - это не аванс. Заказчик оплачивает работы, услуги, которые подрядчик уже выполнил. Об этом - в пункте 19 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, письме Минфина от 23.09.2011 № 02-03-10/4282.

Редкая современная компания не нуждается в программном обеспечении, которое необходимо периодически закупать. Если она принадлежит к государственным или муниципальным, то не может применять никакое ПО, кроме лицензионного. С 1 января 2014 года все поставщики интеллектуальной собственности обязаны соблюдать Федеральный закон от 05.04 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот документ называют «законом о госзакупках». В последней редакции введены в силу ограничения на определенные группы программных средств. Как реализуются положения ФЗ №44 относительно приобретения интеллектуальной собственности, нашей и иностранной, читайте в этой статье.

Интеллектуальная собственность – товар, услуга или работа?

Закон о госзакупках – ФЗ №44 – рассматривает всевозможные правоотношения поставщика и заказчика:

  • на открытых торгах;
  • в аукционах на электронных площадках;
  • в запрашивании котировок;
  • в сделках путем закрытого выбора.

В Законе рассматриваются все нюансы осуществления закупок, направленных на реализацию определенного товара, работы или услуги. Относится ли к этой триаде интеллектуальная собственность, а именно программное обеспечение?

СПРАВКА! В тексте ФЗ №44 нет прямых утверждений относительно ПО, поэтому трактовки применения этого закона к программным продуктам могут отличаться.

Распоряжение объектами интеллектуального права нельзя в полной мере отнести к реализации товара, оказанию услуги или выполнению работы. Это самостоятельное правовое отношение, точнее, гражданско-правовое, регулируемое Гражданским кодексом РФ. Поэтому нужно особенно внимательно отнестись к применению ФЗ №44 в отношении ПО:

  • при оформлении госконтрактов;
  • при оформлении тендерных заявок.

Заявка на тендер по закупке ПО

Подавая заявку, участник должен выразить согласие с техническим заданием. Форма заявки отличается в зависимости от того, закупается товар или оказываемая услуга. В первом случае обязательно указывать государство, где произведен товар. Как в такой заявке обстоит дело с интеллектуальной собственностью?

Контролирующие органы расценивают лицензионный договор относительно ПО не как договор поставки, а как договор именно на оказание услуг. Однако рекомендуется для перестраховки все же заявить страну происхождения товара, в большинстве случаев это будет Россия или одна из стран ЕЭС.

Госконтракт на закупку ПО

Приобретая лицензионное ПО, заказчик покупает не просто коробку с программой или электронный вариант, а еще и право на временное владение и использование. Поэтому необходимо заключать не просто контракт, а именно лицензионное соглашение, включающее в себя, помимо основных договоренностей, важные моменты касательно интеллектуальной собственности:

  • границы прав, которые передаются;
  • территориальные ограничения их действия;
  • период актуальности;
  • права и обязанности заказчика и исполнителя.

Это соглашение стоит оформить как приложение к государственному контракту или как «договор присоединения» (дополнительные условия прописаны на упаковке приобретаемого продукта или экземпляре программы).

Ни закупки вне Реестра

В 2016 году программное обеспечение как объект закупок подпало под действие Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. №1236. В этом акте предписывается ограничить приобретаемое ПО тем, что содержится в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это значит, что жестко лимитируется иностранный софт в пользу отечественного (это делается с целью реализации программы импортозамещения).

Какой софт ограничен как предмет закупок

Постановлением Правительства декларируется, на какие виды программного обеспечения налагается запрет. Согласно данному нормативному акту запрещается приобретать иностранное ПО при наличии отечественного аналога – ни прямо (по контракту), ни путем покупки лицензии. Под лимитирование попали такие иностранные продукты:

  • программы для электронно-вычислительных машин;
  • базы данных иных государств;
  • какие-либо исключительные права на интеллектуальную собственность;
  • право применять ПО.

Иностранные программы не разрешают приобретать ни в электронной форме, ни записанными на любой материальный носитель.

Также действует запрет на закупку некоторых видов иностранной продукции, относящейся к радиоэлектронике, а именно портативных ПК весом до 10 кг (ноутбуков, планшетов, лэптопов, карманные электронных устройств, в том числе совмещенных с мобильниками и т.п.).

Исключения в лимитировании ПО

Действие данного Постановления не включает в себя несколько оговоренных исключений. По-прежнему покупать иностранное ПО и права на него разрешено:

  • дипломатическим представительствам РФ;
  • консульствам;
  • торговым представительствам России при международных организациях на территории других государств;
  • в случае, если само ПО или данные о его закупке относятся к государственной тайне.

Что изменилось в закупках ПО в 2018 году

С 2016 года заказчики искали способ найти обходные пути в запрещающем постановлении, чтобы приобретать привычный софт. Это побудило Правительство пересмотреть регламент и внести в Постановление ряд изменений. Это произошло в конце 2017 года, так что новая редакция стала актуальной с января 2018 года.

Из ЕЭС – теперь можно

Россия разрешила своим заказчикам покупать не исключительно «родной» программный продукт, как это значилось в начальной редакции, а выбирать вдобавок из предложений, исходящих из Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Киргизия и Казахстан). Их программные средства отныне входят в Реестр наравне с российским.

В связи с данным разрешением важное изменение коснулось структуры Реестра разрешенных к закупке программ. Его разбили на два:

  • включающий в себя отечественные программы и базы данных;
  • программный продукт и базы данных государств ЕЭС.

Какое ПО не включат в Реестр

Новая редакция Постановления сделала более жесткими требования к продуктам и базам данных, которые могут размещаться в Реестре. Помимо отечественного происхождения и других требований, действовавших и ранее, ПО в Реестре:

  • не должно принудительно управляться или обновляться из-за границы;
  • не вправе препятствовать использованию продукта и его распространению на территории РФ и ее субъектов.

Есть и другие существенные изменения:

  • внесены дополнительные условия включения в Реестр офисного ПО;
  • изменен порядок функционирования Экспертного совета по отечественному ПО;
  • пересмотрен вопрос об обязательности сертификата информационной безопасности.

Алгоритм закупки ПО

Как действовать заказчику, желающему заключить контракт на приобретение ПО? Принципы следующие.

  1. Изучить Реестр.
  2. Если требуемый софт в нем наличествует, оформлять заявку;
  3. Если нужного программного обеспечения нет, просмотреть приведенный перечень в поиске отечественного аналога.
  4. Аналог, принадлежащий к тому же классу, нашелся – оформляется заявка на него.
  5. Аналог есть, но он не вполне подходит заказчику по базовым характеристикам, либо аналогов нет – разрешена закупка искомого софта, даже иностранного.

Доводы в пользу требований заказчика

Тонкий момент: для приобретения иностранного ПО заказчику придется доказать, что его организации не подходит ни один из российских аналогов, числящихся в Реестре. Доказательства должны быть вескими, а не просто содержать пожелание руководства или другие подобные аргументы. Для этого в Единой информационной системе (ЕИС) он обязан разместить исчерпывающее обоснование, включающее в себя:

  • подробные и конкретные требования к закупаемой интеллектуальной собственности (свойства, характеристики);
  • причины закупки программного обеспечения, которого нет в Реестре;
  • класс (или несколько классов) ПО, которое требуется купить;
  • сравнение характеристик аналогов ПО, присутствующих в Реестре, с требуемыми заказчиком (должны обнаружиться существенные расхождения).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Опытные заказчики не рекомендуют использовать обоснование как вариант покупки любого ПО в обход ограничений, кроме исключительных ситуаций. Проверяющие зачастую недостаточно компетентны, чтобы адекватно оценить аргументы обоснования, поэтому могут просто признать их недостаточными. В большинстве случаев целесообразнее оставаться в рамках Реестра отечественного софта.

Который дает российским разработчикам преимущество перед иностранными при участии в госзакупках. Если у иностранного софта есть российский аналог, который занесен в специальный реестр, заказчик обязан купить именно его.

Закон определяет такие критерии для российского ПО:

  • исключительное право на него должно принадлежать РФ или субъекту РФ, муниципальному образованию, российской коммерческой или некоммерческой организации, в которой больше 50% принадлежит России, российским организациям или гражданам;
  • организацию-правообладателя не должно контролировать иностранное лицо;
  • выплаты в пользу иностранных организаций не должны превышать 30% всех платежей за ПО;
  • ПО должно находиться в свободной продаже, сведения о нем не должны быть гостайной.

Из ограничения можно делать исключения. Это значит, заказчики могут обосновать невозможность купить российский аналог, если в нем нет нужных функций. Аргументы должны быть прописаны в закупочной документации.

Действует постановление № 1236 от 16.11.2015

Документ содержит:

  • правила формирования и ведения единого реестра российских программ;
  • порядок обоснования того, что невозможно закупить продукт российского производства.

Заработал реестр отечественного ПО

До недавнего времени госзаказчики могли работать по принципу «нет реестра — нет ограничений», но с 20 февраля 2016 реестр начал наполняться. В него уже попали приложения ABBYY, «1С», Dr.Web, Касперский, «Барс», «Гарант» и другие. Всего в реестре 4784 продукта , в том числе аналог «Microsoft Office» — программа «Мой офис» от российского разработчика «Новые облачные технологии».

Как поступают заказчики?

  1. Пользуются правом закупать иностранные программные продукты для «доработки, расширения или продления лицензий на уже используемое ими ПО». Вот, например, как в этой закупке .
  2. Объявляют тендер не на закупку ПО, а на закупку компьютеров с предустановленной программой, например, с тем же «запрещенным» Microsoft Office, дополняя закупку формулировкой «эквивалент невозможен в связи с необходимостью обеспечения совместимости с уже имеющимся ПО заказчика».
  3. Обосновывают невозможность закупки российского ПО. Например, как в этой закупке .

Как и в других закупках, у заказчиков нет права написать, что нужен какой-то конкретный производитель или программа — они описывают технические характеристики, которые их устраивают. Сейчас, если российская программа по своим функциональным, эксплутационным и техническим параметрам полностью соответствует иностранной, отклонить ее не смогут, даже если она теоретически ухудшит производительность компьютера или других программ, которые работают на основании этого ПО. Потребуется очень серьезное доказательство того, что в реестре нет аналога того же класса.

Нина Васильевна Шараева, начальник отдела закупок ИММ УРО РАН:

С реестром мы уже познакомились, но закупок ПО по новому закону пока не проводили. Конечно, переходить на отечественные аналоги будет тяжело. Например, из-за технических особенностей наших серверов трудно будет работать с антивирусным ПО российской разработки. Когда придет время продлевать лицензию, будем прописывать в закупке, для каких целей нам нужен именно действующий антивирус.

Соблюдать закон нужно, но участники рынка госзакупок соглашаются с тем, что на первом месте должны стоять интересы заказчика. Подходит ли ему программа и насколько эффективно она будет работать на имеющемся оборудовании, решать заказчику.

Ирина Яворская, руководитель компании GosTrader, занимающейся тендерным сопровождением заказчиков и поставщиков:

Если клиент обратится с просьбой подготовить техзадание на покупку ПО, мы сначала посмотрим, что есть в реестре. Затем сделаем сравнительный анализ иностранного и российского продукта: полностью ли российский соответствует требованиям заказчика. Если заменить можно, мы это сделаем. Если нет, будем искать объективные причины, чтобы обосновать закупку иностранного софта.

Что делать поставщикам?

Если вы продавец ПО

Заключайте лицензионные договоры с новыми дистрибьюторами и производителями. Наличие российского софта среди ваших торговых предложений станет преимуществом.

Будьте более грамотным, чем заказчик. Следите, что закупают ваши заказчики и напоминайте о правилах, если они их нарушают. Поставщик может подать три запроса на разъяснения, и если они не дали результата, обратиться в региональное отделение ФАС с жалобой.

Что может сделать заказчик в ответ на ваш запрос, почему он закупает иностранное ПО:

  • добавить обоснование закупки;
  • внести изменения в в техническое задание, учитывая запросы разъяснений участников. В этом случае обязательно будет продлен срок подачи заявок;
  • отменить закупку.

Ирина Яворская, GosTrader:

Выигрывает тот, кто умеет работать с информацией. У поставщика сегодня есть возможность узнать заранее план закупок заказчика и подготовиться к торгам по закупке ПО. Изучить преимущества российского аналога и работать на опережение, например, пройти обучение по нужному софту, получить партнерский статус и специальные условия от дистрибьютора или производителя напрямую.

Если вы производитель-правообладатель

Есть смысл попасть в реестр. Процедура довольно долгая, связанная с рассмотрением заявки экспертным советом и изданием приказа Минкомсвязи, так что чем раньше вы подадите заявление на сайте оператора реестра , тем лучше.

Чего ждать еще?

Скорее всего подобные ограничения на закупку ПО будут приняты и заказчикам по № 223-ФЗ, а они закупают ПО гораздо больше. Например, в 2015 году госкомпании закупили в 18 раз больше лицензий на Microsoft Office, чем госорганы.

Обсуждается вопрос о том, что в российских госзакупках может участвовать программное обеспечение из всех стран ЕЭС (кроме России, в него входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия).

Иностранные производители готовятся адаптировать свои продукты к новым правилам, например, создавать совместные разработки с российскими производителями, переносить «производство» в Россию. Так поступила компания Eset, которая начала совместную работу с российской компанией «Код безопасности», чтобы выпускать свою продукцию в пределах РФ.