Год культуры выставки в библиотеках. Роль библиотеки в развитии информационной культуры школьников через проведение библиотечных уроков. Дни русской культуры в детской библиотеке

директор Уржумской центральной библиотеки

зав. сектором краеведения

Работа библиотек по сохранению

марийской национальной культуры

История каждого народа - большого или маленького - интересна, увлекательна и поучительна. Она уходит своими корнями в глубину веков, в жизнь и дела многих поколений, сменявших друг друга. История марийского народа – составная часть многотысячелетнего пути развития всего человечества и нашего Отечества – России.

Новый район, новый приход, новые школы

Английский язык, на котором говорят основатели города и промоутеры текстиля, делает шаг назад. Имена улиц откровенные. Каждое воскресенье эти семьи покидают «дно города» и отправляются в церковь Святого Патриса для участия в религиозной службе. Каждый день дети делают более одного километра, чтобы ходить в школу в «верхней части города». Давление со стороны архиепископа, наконец, порождает приход. Но строительство начальных школ возле завода не достигается.

Это вызвало энергичные дискуссии среди комиссаров до такой степени, что был создан параллельный школьный совет, чтобы молодые люди из сектора растений могли ходить в школу по соседству. Возведение прихода Сент-Маргерит-Мари и строительство двух школ являются признаками общественного признания жителей района, чьи духовные и образовательные потребности были забыты со дня рождения района, сорок лет назад. На улице расположены многочисленные магазины: еда, магазины электротоваров, одежда, бары, рестораны, парикмахерские, театр и т.д. главная улица также процветает в «нижней части города», как в «верхней части города».

Марийцы, кто они? На земном шаре проживает множество народов. Некоторые ученые насчитывают их около двух тысяч, другие называют даже пять.

Марийцы относятся к средним по численности народам, их более 670 тысяч. Они имеют свою государственность - республику Марий Эл , входящую в состав Российской Федерации. Но большая часть марийского народа живет не в ней, а за пределами республики.

Она обещает постоянную работу, 55 часов в неделю, и может похвастаться чистотой своего завода. Ответ представителя компании однозначен: «Жить без сажи дымоходов - это жить без заработной платы, а жить без заработной платы означает, что очень мало людей будут наслаждаться исчезновением сажи». Сегодня из дымовых трубок больше нет сажи: после переживаний взлетов и падений в отрасли, агитации за повышение заработной платы и более гуманных условий труда, и выдержал реструктуризацию наложенные на спасение рабочих мест, столь дорогостоящих Магогу, рабочие и рабочие были уволены.

Марийцы относятся к финно-угорской языковой семье. Они являются родственниками финнов, венгров, эстонцев, карелов, мордвы, удмуртов, коми – по своему происхождению, языку, культурным корням. При изучении истории марийского народа нельзя не учитывать это родство.

Вместе с тем с глубокой древности большую роль играли взаимоотношения марийцев с соседними тюркскими и русским народами.

Явление глобализации и международной конкуренции, особенно в Азии, привело к сокращению текстильной промышленности как дома, так и в Магоге. Поскольку компания не предпринимает никаких инициатив для размещения сотен семей, которые она нанимает, Поэтому Магог строится населением в ответ на его потребности и с помощью имеющихся в его распоряжении финансовых средств. Восприятие «двухэтажного» города - это наиболее конкретный образ дуальности, характеризующий Магог текстильной эпохи. Со временем он даже стал одним из основных компонентов его личности.

Для человека любой национальности изучение истории родного народа начинается с детских лет. С детских лет формируется в каждом человеке чувство любви и привязанности к Родине, к своим корням. Оно помогает осознать смысл своего существования и свое место в общности людей.

Из 45 тыс. мари, проживающих в Кировской области , 7100 или 21,3% – жители Уржумского района. Происходит закономерная ассимиляция населения, новое поколение забывает язык и обычаи своего народа.

Есть несколько колониальных домов стиля, старое бунгало, искусство и ремесло, чердак и город бум. Само по себе несколько зданий имеют большое наследие, но целое интересно, когда воспринимается как таковое, и, следовательно, оно берет свое значение с исторической точки зрения. Имея к счастью до сих пор мало необратимых преобразований, этот район представляет собой особенность и редкую формальную согласованность в Квебеке, которую необходимо признать. Его однородная среда придает ему особый характер от остальной части города, но несомненно, что он участвовал в его личности.

Библиотеки Уржумского района, опираясь на многовековые традиции края, проводят целенаправленную работу по возрождению и сохранению культуры марийского народа.

6 сельских библиотек района, работая с национальным населением, стремятся стать центрами марийской культуры, воспитывать любовь к родной земле, интерес к литературе марийских писателей, уважение к другим народам. Это Байсинская, Больше-Ройская, Ешпаевская, Тюм-Тюмская, Лопьяльская, Витлинская библиотеки

Состоящий из жилых зданий и жилья скромного вида, окрестности развиваются вслед за ростом текстильной фабрики. Его прошлое, его целостность и люди, населявшие его, формировали его характер. Мы все должны знать и гордиться нашей историей. Коллективное богатство, которое несет нашу личность и память. Если мы все, индивидуально и коллективно, посмотрим и поймем, что дает рабочему округу Магога уникальную идентичность для этой человеческой среды, не следует ли тогда, уметь сохранить его, чтобы оценить его как культурное богатство нашего города?

Байсинская сельская библиотека была открыта в 1904 году. В декабре 2004 года она отметила 100- летний юбилей.

С 1976 года работает здесь Светлана Алексеевна Захарова, опытный специалист, краевед, творческий человек.

Много лет она собирает экспонаты для будущего краеведческого музея, жители села знают об этом и помогают и помогают ей.

Наследие помогает нам понять историю и вспомнить наше происхождение. Это отражение определенного образа жизни, носителя идентичности и тесно связанного с развитием сообществ. Район ткачей сохраняет на себе отпечаток прошлого и служит для того, чтобы нынешнее положение развивалось в устойчивой среде. Один шаг за раз, имея в виду сохранение его собственных характеристик, если он не позволит нам наслаждаться им в течение длительного времени?

В отличие от многих других архитектурных стилей, которые обязательно включают архитектурную практику, народный дом отражает более региональную практику и избегает строгости великих стилей. Построенный без помощи архитектора, он адаптируется к потребностям оккупанта, адаптируя его к потребностям жильца в соответствии с местными доступными материалами, такими как древесные клинкеры, и в зависимости от факторов окружающей среды и вкусы, сложившиеся в обществе.

На видном месте в библиотеке – книги на марийском языке. Юные читатели библиотеки изучают родную словесность в школе.

С интересом читают в библиотеке произведения марийских писателей: Чавайна, Юзыкайна, Шкетана и др.

Еще хотела бы Светлана Алексеевна иметь в библиотеке литературу по культуре и искусству, истории и этнографии марийского народа, книги марийских писателей для детей и многое другое.

Именно через каталоги будущий владелец смог выбрать модель дома, получить планы и заказать необходимые материалы. Преимущество этих моделей в том, что они доступны и просты в построении. Кубический дом и плоский дом на крыше, предлагаемый в каталогах, представляют собой стилистические отношения. Оба они получают прибыль от обильного фиестратации, расположенного симметрично. Основное отличие в дизайне крыши. Этот кубический дом, обозначенный на английском языке как «Четыре квадратный стиль», увенчан четырехсторонней крышей.

Наличие галерей и балконов часто происходит в домах, выходящих из этого течения. Дома с плоской крышей имеют горизонтальные крыши с центральной канализацией или очень низкий наклон не более 5-10% и используются для дренажа. Их план довольно прямоугольный. Эта модель популярна до нескольких лет.

Более десяти лет работает при библиотеке клуб «Историческое краеведение». Менялся не раз состав его участников. Дети с удовольствием помогают Светлане Алексеевне в ее поисковой работе.

В минувшем году в библиотеке были организованны следующие мероприятия:

Ø День национальной культуры «Традиции и обычаи народа мари»

Андре Рой и Общество истории Магога. Отдел сборки и обработки. Отдел осуществляет всю библиотечную деятельность по закупкам, регистрации и обработке новых поступлений, планирует развитие фондов по секторам, типу, количеству и языку. Выбирает материал библиотеки, собирает и обрабатывает информацию и готовит списки книг и проектов для обогащения коллекций, ориентированных на потребительский спрос.

В деятельности кафедры также включена периодическая очистка фонда от многочисленных и физически исчерпанных библиотечных документов. Вместе с руководителями сервисных подразделений производится вторичный отбор неактивных частей фонда. Проводятся мероприятия по составлению технической библиотеки: составление актов, отражающих исправления в библиотечных документах и ​​каталогах.

Ø День национальной истории «Земля Онара»

Ø Краеведческий час «Откуда мы родом»

Ø Обзор литературы «Новинки марийского книжного издательства»

Ø Выставка-восхищение «Радуга одежды народа мари»

Ø Выставка работ местных умельцев «Мы творим под мирным небом»

О чем говорят такие выставки? О том, что в людях не умерло желание работать, творить, созидать; что есть и будет преемственность поколений.

Кафедра обслуживает всех категорий читателей старше 14 лет с литературой из разных областей знаний. Читатели имеют право заимствовать до пяти книг для домашнего использования, которые должны быть возвращены в течение одного месяца со дня получения займа. Проводится регистрация читателей, а карточки читателей на использование библиотечных услуг выписываются в течение одного календарного года.

Фонд во взрослой кредитной комнате имеет открытый доступ, систематически в алфавитном порядке организован комплексные группы: художественная, общественно-политическая литература, наука, медицина, сельское хозяйство, техника, литературоведение. Библиографические и информационные услуги предоставляются читателям. Их помощь поддерживается ссылкой и раздаточными материалами. Отдел имеет отдельный книжный магазин.

Совместно с работниками сельского Дома культуры библиотека принимает участие в проведении веселых национальных праздников «Юдер Пура» (Рождественские вечера) и «Шорык Йол».

Основную задачу библиотеки сформулировала так – «поддерживать духовную и культурную жизнь села, помогать учебе, останавливать деградацию личности, помогать идти вперед».

Отдел также включает организацию и проведение общественных культурных мероприятий. Отдел осуществляет регистрацию и обслуживание для читателей до 14 лет. Читатели имеют право заимствовать до пяти книг для домашнего использования, которые должны быть возвращены в течение двадцати дней после даты ссуды.

В отделе есть зал для свободного доступа, читальный зал, залог и зал для проведения культурных мероприятий. Фонд включает в себя художественную, научно-популярную и справочную литературу, периодические и библиографические публикации, другие материалы. Поддерживаются ссылки и раздаточные материалы. Деятельность департамента включает в себя библиотечные уроки и лекции по ознакомлению с библиотекой и построению навыков чтения для детей, а также организацию и проведение культурных мероприятий для детей.

Обслуживанием марийского населения занимается также Больше-Ройская сельская библиотека им. , отметившая столетие в 2003 году. Заведует библиотекой Любовь Валентиновна Носкова – умный, профессиональный и доброжелательный работник.

Большой Рой – село с богатыми традициями марийского музыкального фольклора. Фольклор незыблемо живет в народе, он является частью его духовной культуры.

Справочная и библиографическая информация. Кафедра обслуживает все категории читателей более 14 лет со справочными библиографическими материалами и периодическими изданиями из всех секторов знаний. Библиотечные документы доступны только в библиотеке. В отделе есть читальный зал и книжный магазин. Справочный фонд включает энциклопедии общего и специализированного характера, словари, руководства, руководства, каталоги, картографические публикации и т.д. ссылки сделаны по темам, запрошенным читателями, выполнены межбиблиотечные заимствования.

Обращаясь к материалам, накопленным в библиотеке, Любовь Валентиновна оформляла выставки, проводила часы фольклора « Край песен и легенд», «Сказки, легенды, предания марийского народа».

Участницей и организатором интересного и запоминающегося события была в прошедшем году Галина Александровна. Константинова, заведующая Лопьяльской сельской библиотекой им. . Это был вечер-портрет «На таких людях земля держится», посвященный 70-летию Ивана Васильевича Чернова, жителя деревни Нижний Унур Лопьяльского сельского округа.

Департамент образования также находится в отделе. Каждый год на кафедре выпускается около 50 наименований периодических изданий. Они постоянно хранятся в Государственной газете и всех местных изданиях. Вот Информационный центр, созданный в рамках программы «Глобальные библиотеки - Болгария», которая имеет шесть автоматизированных рабочих мест для пользователей и поддерживает их предоставление информации. Проводится индивидуальная и групповая подготовка по начальной компьютерной грамотности.

Кафедра поддерживает культурные и образовательные мероприятия библиотеки. Отдел обслуживает все категории читателей в кредит на дому и читальный зал с 4 читателями. Он имеет множество библиотечных и библиотечных материалов - книги, периодические издания, репродукции, заметки и графики, компакт-диски и многое другое. носителей информации. Выполняет справочно-библиографическую и информационную деятельность. Зал позволяет проводить многопартийные групповые показы. Деятельность кафедры включает в себя проведение библиотечных занятий и лекций, поддержку культурных и образовательных мероприятий библиотеки.

Иван Васильевич прожил нелегкую жизнь трудового человека. Отработав 44 года на тракторе, он вышел на пенсию и организовал в своей деревне самодеятельный ансамбль марийской народной музыки.

Сам играет на различных инструментах: на марийской гармони-двухрядке, на барабанах, на марийской волынке. В народе этот инструмент называют «балынка», «пузырь», а по - марийски – «Шувыр». Искусством музыканта-самородка заинтересовался профессор-этнограф из Англии Дэвид Льюс, собиравший в 2000 году в Уржумском районе материал для своей книги.

Филиал обслуживает всех категорий читателей среди жителей Сушицы с литературой из разных областей знаний. Он имеет кредитный зал, фонд является бесплатным доступом, он систематически упорядочен по алфавиту сложными группами. Из счетов библиотеки в первые годы ясно, что это «центр оживленного обмена книгами и культурно-просветительской работы с молодежью - самыми многочисленными жителями города».

Начинает регулярный и регулярный сбор книг, периодических изданий, графики, заметок и многое другое. типы изданий. Городская библиотека осуществляет поиск, хранение и предоставление информации об удобстве. Он становится архивом местных периодических изданий. Все это свидетельствует о его постоянном признании в качестве ведущего института культуры и образования.

А еще, выйдя на пенсию, построил Иван Васильевич памятник своей родной, нежилой уже деревне Тимошкино. Он собирал бывших жителей на День деревни и на праздник «Играй, гармонь», который снимало телевидение городов Кирова и Йошкар-Ола. Вот такой интересный человек живет на лопьяльской земле, богатой талантливыми людьми!

В 2006 году Библиотеки района внесли посильный вклад в развитие марийского краеведения.

Уржумская центральная библиотека проводит для своих читателей «Неделю национальной литературы». В ее программу входят: выставка-просмотр « Национальные отношения - актуальный вопрос сегодняшнего дня», литературный вечер «Истоки национальной культуры», знакомство с новыми книгами.

Небольшую партию книг по истории, этнографии и искусству народа мари Центральная библиотека получила из Марийского Государственного университета. Книги поступают и в дар. Например, писатель-публицист из республики Марий Эл Виталий Шкалин подарил библиотеке свою книгу «Зеркало для двоих». Познакомиться с ними можно было на выставках: «Единство народов - единство культур», «Язык есть исповедь народа».

Одна из новых традиций в работе библиотек – отмечать 26 апреля День национального героя. Эта дата - достойный повод вновь обратиться к фольклору, к литературе, рассказывающей о национальной гордости и достоинстве марийского народа.

В сфере краеведческой работы библиотек района находились вопросы национальной культуры . В Уржумском районе проживают люди разных национальностей: русские, марийцы, татары, удмурты, украинцы, армяне, чеченцы.

Перед библиотеками стояла задача: развивать интерес к национальным обычаям и традициям народов, проживающих на территории района, посредством литературы, искусства, фольклора. В духовном измерении не бывает малых народов, каждый народ уникален.

Круглые столы" href="/text/category/kruglie_stoli/" rel="bookmark">круглый стол «Духовные начала марийского народа» (в рамках Декады национальных культур, совместно с Уржумским благочинием, Центром марийской культуры) – ЦБ

Декада национальных культур в библиотеке

Необычная выставка, развернутая в читальном зале Уржумской центральной библиотеки, сразу привлекает внимание посетителей. Здесь представлены не только книги, посвященные марийской национальной культуре, но и оригинальные образцы марийской вышивки – полотенца, шторы, салфетки, изделия кружевоплетения, искусно выполненные, заведующей центром марийской культуры. Дополняет выставку марийский женский костюм, вышивка, куклы в национальных одеждах, представленные заведующей Ешпаевской сельской библиотекой.

В атмосфере, подтверждающей самобытность, богатые традиции народа мари, уходящие в далекое прошлое, собрались 12 декабря участники круглого стола на тему «Духовные начала марийского народа».

Гостями библиотеки в этот день стала делегация из республики Марий-Эл во главе с о. Николаем Чузаевым, сотрудником переводного отдела Марийской епархии, который рассказал о современной культурной жизни марийского сельского прихода.

Из г. Кирова на встречу приехал - руководитель историко-культурного молодежного научного общества «Самобытная Вятка», объединяющего молодых ученых, которые занимаются изучением истории Вятского края. Он рассказал о подготовке сборника научных статей по проблемам истории и культуры марийского народа на территории Вятского края, посвященного юбилею самобытной марийской деревни Тюм-Тюм Уржумского района, и предложил желающим представить заявки на публикацию материала в готовящемся к выпуску сборнике. подарил читателям центральной библиотеки сборник научных трудов «Самобытная Вятка», в котором опубликована статья «Марийская деревня Тюм-Тюм: к вопросу о сохранении самобытности» директора Тюм-Тюмской школы, также выступившего перед собравшимися.

Дополнительное образование" href="/text/category/dopolnitelmznoe_obrazovanie/" rel="bookmark">дополнительного образования детей, научный сотрудник краеведческого музея, заведующая сектором краеведения центральной библиотеки.

Большая роль в организации круглого стола принадлежит о. Андрею Лебедеву, настоятелю Свято-Троицкой церкви. Участники круглого стола говорили о происхождении, фольклоре, традициях языческого миропознания и православной веры уржумских (привятских) марийцев.

На встрече звучали марийские народные песни в исполнении участников фольклорного коллектива «Мари кас» Уржумского культурно-досугового центра . Мелодии, наигранные на марийской флейте, мастерская игра на гармошке поразили и очаровали зрителей. Порадовало музыкальное приветствие гостей из республики Марий Эл, исполнивших рождественскую песню на марийском языке.

Участники встречи посмотрели видеофильм «Гусиное радио Уржумского района», снятый журналистами телевидения города Казани осенью прошлого года.

Материалы круглого стола будут обобщены и опубликованы в одном из ближайших сборников «Самобытная Вятка».

Роль библиотеки в развитии информационной культуры

школьников через проведение библиотечных уроков

Фонакова Т.Н.

заведующая библиотекой

специальной (коррекционной)

школы № 10 г. Бугульмы

Наше время называют «веком информации». Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной.

Одной из ведущей задач школьной библиотеки является формирование у учащихся навыков независимого библиотечного пользователя, формирование информационной культуры, культуры чтения, куда входит:

Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;

Владение навыками самостоятельного выбора книг;

Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных учащимися на уроках.

Учащиеся, становясь независимыми в поиске знаний, могут добиться большего и в школе, и во взрослой жизни. А научить самостоятельно добывать информацию, самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития по мере взросления: от первоклассника до выпускника.

Все проблемы современного информационного бума и становления личных качеств: компетентности, способности к самовоспитанию и самообразованию – не смогут быть решены, если у учащихся не будут сформированы и развиты базовые умения по основам библиотечно- библиографической грамотности. А информационная грамотность предполагает способность к самостоятельному поиску необходимых источников и эффективному использованию фондов библиотек.

Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и, конечно, библиотечные уроки.

Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося. При проведении библиотечных уроков должны соблюдаться определенные требования:

Принцип системного подхода;

Принцип преемственности;

Последовательное усложнение при подаче материала уроков;

Ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы.

Формы проведения библиотечных уроков разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Также актуальны такие активные формы занятий, как викторины, библиографические игры, конкурсы, литературные путешествия. Темы занятий строятся с учетом возрастных особенностей учащихся, где повторяются отдельные темы, и эта повторяемость оправдана усложнением материала, т.е. объем материала меняется в динамике от простого к сложному, от краткого к подробному.

Цель библиотечных занятий – сформировать и развить базовые умения и навыки по основам библиотечно-библиографической грамотности.

К таковым умениям и навыкам относятся:

Знание различных источников информации;

Умение правильно формулировать свои вопросы и запросы;

Умение самостоятельного поиска нужной им информации в различных источниках;

Умение правильно применить найденную информацию.

Развитие учащихся коррекционной школы в силу специфических особенностей имеет ряд отличий от развития их нормальных сверстников.

Общее психическое и интеллектуальное недоразвитие снижает готовность детей к познавательному процессу. Особенности развития требуют специальных приемов обучения, в частности многократного повторения материала, даваемого небольшими порциями, частой сменой видов деятельности.

Формирование информационной культуры учащихся у нас начинается с простейших бесед о книге и ее структуре, словарях, энциклопедиях и справочниках, о периодических изданиях для детей, о библиотеке и ее возможностях.

Мною разработан план проведения библиотечных уроков, который предполагает необходимый минимум знаний о библиотеке, о книге и культуре чтения.

Программа и форма проведения занятий в коррекционной школе, такие же, как в обычной школе, но уроки строятся с учетом интересов и доступности содержания, предполагая активное участие самих учащихся. Если в обычной школе определенную тему ребенок может усвоить в 3-4 классе, то нашим детям эта тема предлагается в 5-6 классе.

Основы культурного, вдумчивого чтения закладываются, естественно, в начальных классах. Специфика нашей школы такова, что через библиотеку проходят все маленькие читатели. Во второй половине дня в соответствии с режимными моментами для каждого класса запланирован библиотечный час. Один раз в неделю ребята группы продленного дня с 2 по 6 кл. приходят в библиотеку на встречу с книгой. И моя задача заключается в том, чтобы сделать чтение интересной и желанной деятельностью, обеспечить эффективное восприятие и осознание прочитанного. Благодаря регулярному посещению учащимися библиотеки, активной и совместной работе по пропаганде книги учителей, воспитателей и библиотекаря у нас высокие средние показатели: посещаемость-24, читаемость - 26.

Становление ребенка как читателя проходит по этапам. Учащиеся младшего возраста мало подготовлены, у них еще слабые основы грамоты. Поэтому наиболее эффективными формами работы являются литературные игры-загадки, викторина «Угадай сказку». У детей этого возраста уже есть свой, пусть еще совсем небольшой читательский опыт. Показываю уч-ся, какие интересные, красочные книги есть в нашей библиотеке. Ребята радуются, встретив знакомую книгу. Рассказывая об отделах библиотеки, ребята знакомятся с такими понятиями, как абонемент, читальный зал, формуляр, книжная выставка, стеллаж, фонд и тд. Показываю, как расставлены книги на полках; слева направо, корешком наружу, по алфавиту фамилий авторов. Объясняю детям правила пользования библиотекой. А правила обращения с книгой начинаю со сказки о книгах. Вместе с детьми выполняем простейшие операции по ремонту книг в мягкой обложке. Для закрепления пройденного материала использую загадки в стихотворной форме.

Для углубления восприятия текста обязательно обращаю внимание учащихся на иллюстрации. В библиотеке оформляется книжная выставка «Писатели и художники в одном лице», где представлены книги В. Сутеева и Е. Чарушина. Читаю детям небольшую сказку, например, В.Сутеева и предлагаю детям нарисовать понравившийся эпизод. Обычно дети с нарушением интеллекта имеют способности к рисованию. Рисование благотворно влияет на психику ребенка, способствует развитию мышления, моторики рук. Затем показываю, как это сделал художник. Обращаю внимание детей на то, как художник передает в рисунках не только движение, но и богатство мимики своих персонажей. Уже по одним рисункам можно понять сюжет всей сказки.

Также уделяю большое внимание периодическим изданиям и учу наших детей читать журналы. Материал для беседы о периодике я взяла в статье «Журналы и газеты» из энциклопедии «Что такое, кто такой». Учащиеся знакомятся с такими понятиями, как периодичность издания, подписка, рубрика, учатся, как определить год издания, номер журнала. Выясняем с детьми, чем отличается журнал от газеты и книги.

Администрация нашей школы в лице директора всегда в курсе нужд и проблем библиотеки. Зная, что у нас бедный книжный фонд никогда не отказывает в подписке на периодику. Наша библиотека выписывает 11наименований детских журналов. Поэтому считаю необходимым показать особенности каждого издания. Есть журналы развлекательные, в которых много веселых стихов, рассказов с занимательными рисунками; есть шутки, игры, ребусы. В познавательных журналах кроме сказок и рассказов есть рубрики, например «Это интересно», «Наши любимые писатели», материалы о художниках, о спортсменах и многое другое. Знакомлю с журналами о природе, такими как «Свирель», «Филя», «Юный натуралист». Смастерить забавную поделку помогают журналы «Мастерилка» и «Коллекция идей». В нашей школе часто проходят выставки различных поделок. Вместе с воспитателями и учителями технологии ребята изготавливают великолепные поделки, а журналы служат большим подспорьем в работе.

Наши ребята с большим удовольствием листают журналы, но больше всего им нравятся игры, кроссворды, головоломки, ребусы, шутки, любят срисовывать картинки. А интересные сказки, рассказы, познавательные статьи, требующие внимание, я им читаю на библиотечных часах.

В конце года, в рамках «Недели детской книги» было организовано и проведено итоговое мероприятие: игра-путешествие « Страна Журналия». Отправившись в путешествие, ребята попали на станцию «Познавалкино», где Кот ученый познакомил с журналами «Веселые уроки», «Читайка», «Сказочный мир», «Мурзилка». Учащиеся с удовольствием отгадывали замысловатые загадки, находили окончания пословицам.

На станции «Уголок природы» Лесовичок посоветовал ребятам читать журналы о природе, для того чтобы лучше знать природу и обитателей леса, учил правилам поведения на природе.

Два веселых персонажа Незнайка и Буратино ждали ребят на станции «Развлекалкино». Они развлекали ребят стихами-обманками, смешили анекдотами и пугали страшилками. Посоветовали ребятам почаще открывать журналы «Веселые картинки», «Веселый затейник» и «Миша».

О журналах «Мастерилка», «Самоделка», «Коллекция идей» рассказал мышонок Тим на станции «Мастерилкино». Он пригласил присоединяться к любителям этих журналов тех, кто любит мастерить, кто хочет развить свою фантазию, трудолюбие, терпение и усидчивость.

Ученики нашей школы часто склонны к бездеятельному, бессодержательному времяпровождению вследствие ограниченности их культурных интересов и потребностей. Поэтому школой и библиотекой проводится очень много массовых мероприятий с непосредственным участием детей. Участие в мероприятиях позволяет детям проявить активность, находчивость, смекалку, инициативность и сообразительность. Поощряет и стимулирует интерес к книге и чтению.

Читателей среднего звена и подростков уже отличает стремление к самостоятельности. Техникой чтения они уже более или менее овладели. И темы библиотечных занятий усложняются. Ученики узнают об истории появления книг, об их существовании в древние времена, о структуре книги, о справочном аппарате библиотеки. Также начинается обучение читательской самостоятельности, и на этом фоне отрабатываются основные привычки читательского поведения: умение читать избирательно, соответственно со своими потребностями и возможностями.

Замедленное мышление наших воспитанников, слабая память, неустойчивое внимание, все это обуславливает особенности образовательного процесса и специфику работы библиотеки. Нашим детям трудно запомнить все библиотечные слова и понятия. Поэтому с учащимися 5х и 6х классов мы завели тетради-словари, куда записываем темы библиотечных занятий и понятия о библиотеке и книге. Например, такие понятия о структуре книги, как аннотация, титульный лист, форзац, предисловие нашим детям не удастся запомнить, если не записать их в свои словарики. И конечно, многократное повторение пройденного. Также многие занятия предусматривают практические задания, цель которых – закрепить и проверить усвоение пройденного материала. Например, если изучается справочная литература, дети выполняют информационно-поисковые задания.

Школа стремится создать комфортную среду для наших воспитанников. Улучшается и материальная база библиотеки. Приобретен новый компьютер, принтер, магнитофон. Планируем в скором времени приобрести новое библиотечное оборудование (стеллажи, шкафы, столы). Компьютерная технология очень помогает в работе библиотеки. Теперь в качестве наглядности я могу использовать в своей работе слайды, печатные тексты, которые помогают раскрыть перед школьниками премудрости пользования библиотекой. Например, по теме «Структура книги» использую слайд с презентацией библиотечного урока в 3 кл., при знакомстве со справочной литературой обращаюсь к «Правилам пользования справочной литературы».

Конечно, в работе встречаются проблемы и трудности, которые заключаются, например, в отсутствие в библиотеке справочно-библиографического аппарата, в частности, каталога. Несмотря на то, что мы посетили с уч-ся 5х и 6х классов городскую детскую библиотеку, сотрудники которой познакомили ребят с алфавитным и систематическим каталогом, затем занесли всю теорию в словари, дети не смогут воспользоваться этими знаниями. Для того чтобы уметь пользоваться каталогом, нужна постоянная практика, которой наши дети лишены.

До недавнего времени сказывался на качестве работы бедный фонд справочной литературы, фонд научно-популярной лит-ры. Но теперь благодаря администрации школы, которая выделила деньги на приобретение новой лит-ры и акции «Подари книгу школе» биб-ка пополнилась новыми словарями, такими как «Толковый словарь школьника», «Словарь синонимов и антонимов», «Фразеологический словарь», «Словарь иностранных слов». Новыми детскими энциклопедиями «Что? Зачем? Почему?», «Большая детская энциклопедия», «Полная энциклопедия животных» и др. Теперь учащиеся могут регулярно практиковать свои знания в поиске материала на интересующую тему.

Наблюдая за детьми в конце года, становится заметно, что многие из них становятся более уверенными, самостоятельными в библиотечном пространстве. Знают и применяют основные правила обращения с книгой. Умеют правильно называть произведение. Имеют представление о структуре книги и процессе ее изготовления. Используя элементы книги, могут определять по ним примерное содержание книги.

В дальнейшие планы библиотеки входит задача улучшения информационного обслуживания читателей, в том числе педагогов. Для удовлетворения профессиональных запросов учителей планирую создать тематические картотеки статей из периодических изданий по коррекционной педагогике. Пока только ведется «Картотека сценариев массовых мероприятий» и идет работа по созданию электронного каталога.

Школьная библиотека – особая среда для обучения и получения знаний, поэтому она должна превратиться в информационный центр школы.