Программы детских библиотек. Проекты. «Лечит Слово»: Программа Центральной детской библиотеки информационного интеллект-центра

Проекты и программы ЦБС

1. Программа «Библиотека без границ»
Цель:
содействие адаптации в обществе, социокультурной реабилитации, развитию творческих возможностей и самоутверждению личности людей с ограниченными возможностями здоровья и социально незащищённых групп населения путём приобщения к книге и чтению, организации работы с ними в доступной форме.

Предложение действий для школ, школы и компании богато и может быть выбрано из списка предложений, или можно готовить дальнейшие переговоры. Чтение сказок и вечеринок. . «Книга маленького угла сделает вас Зухой» каждый четверг. Занятия проводятся для детей от 0 до 6 лет и их родителей. Они предназначены для ознакомления родителей и их детей с богатым книжным магазином для маленьких детей. Родители со своими детьми по соседству с книгами проводят время вместе, привыкают к чтению и готовят своих детей для самостоятельного выбора книг в будущем.

2. Проект «Читающая семья»
Цель: сохранение и развитие традиций семейного чтения.

3. Программа «Профессинал. Повышение уровня профессиональной компетенции библиотекарей в условиях модернизации библиотечного дела»
Цель: содействие формированию инновационной культуры в муниципальных библиотеках г. Иркутска, осознанному применению новшеств, стимулированию профессиональной активности специалистов для положительного изменения качества библиотечного обслуживания

«Творческое вдохновение для искусства» каждую среду в 00. Учебные семинары для детей во главе с сотрудником библиотеки. Семинары для детей и подростков школьного возраста, 7-16 лет. Разнообразие используемых художественных средств и материалов делает его отличным развлечением для участников. В библиотеке есть богатая коллекция, которая позволяет детям и родителям создавать собственные композиции дома.

Встречи для поклонников настольной игры. Настольные игры предоставляют детям массу удовольствия и развлечений, стимулируют воображение, учат логическому мышлению, стратегическому планированию и расширяют свои знания в различных областях. Игры, которые мы предлагаем, являются альтернативой компьютерным и дают участникам возможность взаимодействовать, взаимодействовать и развивать межличностные отношения.

4. Программа библиотеки №14 «Открытая дверь»
Цель: реабилитация подростков, профилактика преступности и социально негативных явлений, духовно-нравственное воспитание и воспитание культуры поведения подростков.

5. Проект библиотеки №4 «Дети. Книга. Библиотека»
Цель: привлечение детей к чтению через разные формы работы для полноценного развития личности ребенка, его адаптации и социализации в современном обществе.

На клубных встречах они рассказывают о книгах, рекомендуют новинки или книги, которые, по их мнению, заслуживают внимания. Прочитав избранные названия книг, они делятся своими впечатлениями, обсуждают их содержание и свои художественные ценности. Клуб возглавляет Марта Рябская.

Предложение для школ и детских садов

Программа реализуется в сотрудничестве с Институтом книги. Конкурсы, мероприятия и случайные вечеринки: дневные, детские, анджейские библиотечные мастерские для школ, тематические школы для школ и детских садов, в которых мы принимаем участие в «Зиме в городе» и «Лето в городе». Мы организуем библиотечные уроки, образовательные и случайные развлечения. Дети и подростки активно участвуют в мероприятиях, используя подготовленные упражнения, игры и интересные реквизиты и научные пособия. Подробная информация может быть организована по телефону или электронной почте.

6. Клуб «Русские традиции» в библиотеке №20
Цель: обеспечение занятости членов клуба, организация и проведение культурно – досуговых и просветительских мероприятий.

7. Программа Центральной детской библиотеки «Вместе с куклой в мир чтения»
Цель: привлечение детей к чтению, воспитание любви к книге.

Мы также организуем встречи с известными деятелями культуры и искусства, событиями и случайными событиями, «Зимой в городе» и «Летом в городе». Мы также адаптируем темы к потребностям группы. Пожалуйста, свяжитесь с нами заранее, чтобы установить срок.

Сроки для организованных групп должны быть согласованы с менеджером библиотеки. Приглашаем к сотрудничеству: школы, детские сады, дневные центры и другие образовательные и культурные учреждения. Первые шаги в библиотеке - вводный урок в мире библиотеки «укромные уголки и трещины». Представьте детей в необыкновенный мир героев Диснея, прочитав сказки, обсуждая их вместе и делая пластическую работу. В сказке Андерсена - литературные и художественные классы. Презентация сказок известного датского писателя, краткий анализ текста, выполненного художником. Продолжительность: около 60 минут. Осенние пейзажи Продолжительность: около 40 мин. Как животные готовятся к зиме? - литературные и пластиковые мастерские. Снеговик в зимнем саду - литературные и пластические классы. Ознакомление детей с литературным произведением о зиме. Обзор тизеров зимы, пластическая работа. Время Рождества: около 50 мин. Животные в сельской местности - литературные и пластические мастерские. Знакомство с животными на ферме и их роль в жизни человека. Время: около 50 мин. Вы знаете, что едите? - образовательные и литературные мастерские, посвященные здоровому питанию. Продолжительность: около 50 мин. Безопасный на дороге Продолжительность: около 50 мин. Сейф в отпуске - образовательные литературные мастерские, посвященные принципам безопасной воды, в горах, в поездке. Продолжительность: около 40 минут. В поисках весенне-литературных и пластических мастерских. Ознакомьтесь с детскими литературными произведениями о весне. Обзор весенних тизеров, выполняющих пластические работы. В кругу пасхальных традиций - образовательные и литературные мастерские, посвященные пасхальным традициям в сочетании с художественными занятиями. Рождественские - образовательные и литературные мастерские, посвященные рождественским традициям в сочетании с занятиями искусством. Ознакомление детей с принципами использования библиотеки, обсуждение стандартов использования книг. Мультимедийный мир Ян Бришева - образовательные классы, посвященные работам Яна Бржева, возрождениям, загадкам. Классы с использованием проектора. Продолжительность: около 45 мин. Мультимедийный мир Джулиана Тувима - образовательные классы, посвященные произведениям Джулиана Тувима, рекам, загадкам. Групповые упражнения, короткие викторины, театральные постановки Продолжительность: около 45 мин. Переработка - литературные и пластиковые мастерские по сегрегации отходов. Безопасный путь - образовательная деятельность. Знакомство с правилами передвижения по улице, знакомство с дорожными знаками. Осенние пейзажи - литературные и пластические мастерские. Ознакомить детей с литературным произведением о падении. Обзор трейлеров на осень, пластическая работа. Дракон Вавельский и другие драконы - литературные и художественные классы. Семинары, посвященные ознакомлению детей с легендой Вавельского дракона и исполнением собственного дракона. Ознакомление студентов с интернет-каталогом и его функциями. Продолжительность: около 60 мин. Словари - библиотечные семинары, посвященные типам словарей и их использованию. Ознакомить студентов с онлайновым каталогом. Образовательная орфография - учебные семинары, посвященные систематизации правил правописания орфографии с использованием ребусов, раскопок, кроссвордов и т.д. продолжительность: около 60 мин.

  • Ознакомить детей с правилами использования библиотеки.
  • Продолжительность: около 40 мин.
  • Самые красивые сказки Уолта Диснея - литературные и художественные классы.
  • С поэзией для брата брата - литературные и пластические классы.
  • Ознакомление детей с поэзией Яна Бржева и Джулиана Тувима.
  • Каталоги - библиотечные мастерские.
  • Занятия, посвященные поиску книг из коллекций библиотек.
Цели проекта: углубление осведомленности общественности о необходимости громкого чтения для детей, развития чтения и интереса к литературе у детей. передача знаний о мире, природе, окружающей среде, в которой мы живем, подготовка к активному и полноценному участию в культурной жизни, формирование креативных взглядов, интересов, углубление страсти детей и молодежи путем поиска знаний, приобретения опыта, инновационной и экспериментальной деятельности, обучения практическим правилам поведения в группе и сотрудничестве для достижения поставленной цели.

8. Проект библиотеки №5 «Иннокентьевские звездочки»: окружной литературный фестиваль детской и юношеской прозы и поэзии»
Цель: развитие творческого потенциала детей и юношества путем вовлечения в активную литературную деятельность.

9. Проект библиотеки №21 «Литературный кинозал»
Цель: повышение роли книги и чтения в нравственном развитии ребенка, организация досуга и занятости детей и подростков в школьные каникулы, формирование интереса к чтению у школьников через организацию просмотров экранизированных художественных произведений, мультипликационных фильмов.

Развитие и формирование художественной чувствительности детей: творчество, воображение и страсть благодаря своей собственной творческой деятельности, поддерживающие гармоничное психофизическое развитие детей и подростков. стимулирование активного отдыха, поощрение детей к повышению их знаний и навыков, стимулирование интеллектуальной деятельности, укрепление связей между поколениями посредством совместных действий детей и взрослых, расширение знаний библиотекарей, учителей и родителей в области мудрого воспитания молодежи, использование книг в терапевтических целях, больным, физически и интеллектуально инвалидом.

10. Программа библиотеки №21 «Кукольный театр «ЧиДуДей» (читай, думай, действуй)»
Цель: привлечение детей к чтению через игровые формы работы для полноценного развития личности ребенка.

11. Проект библиотеки №21 «Уроки добра»
Цель: содействие адаптации в обществе, социокультурной реабилитации, развитию творческих возможностей детей с нарушениями в психическом и интеллектуальном развитии.

С течением времени тысячи добровольцев, вдохновленные программами и поддержкой со стороны дружелюбных людей, все больше людей, учреждений, семей заявили о своей готовности присоединиться к этой программе. Громкое чтение стало не только модным, но прежде всего универсальным. Сегодня никто не должен быть уверен в преимуществах самого молодого из грамотности, а лозунги, рекламируемые Кампанией, вневременны.

В марте прошлого года Публичная библиотека в Явожно официально зарегистрировала свою деятельность в рамках Фонда «Вся Польша читает детям». Класс чтения младшего в Яворнице Ксионице был включен в серию, в которой выполнялись проекты Фонда. Мы также проводим наши собственные предложения, создавая инновационные программы чтения.

12. Программа работы с подростками библиотеки №2 «Перспектива»
Цель: помощь педагогам и родителям в формировании знаний о физическом и духовном здоровье человека, основах эколого–гигиенической культуры, профилактика зависимых состояний: табакокурения, алкоголизма, употребления наркотиков, компьютерной зависимости; профориентационно — диагностическая работа с подростками как средство повышения их учебной мотивации и профессионального становления в перспективе; осуществление социокультурной деятельности, способствующей повышению культурного потенциала микрорайона Рабочее.

Мероприятия во всей Польше, читаемые для детей в муниципальной публичной библиотеке в Явожно, включают следующие циклы. Клуб читателей - «Поколения-творчество в диалоге для поколений». Его основная цель - активировать учеников от начальных и старших к сотрудничеству. Для взрослых участие в программе - это форма проведения досуга. Участвуя в проекте, бабушка чувствует себя необходимой и ценной. Разделяя свой опыт с самым молодым, они оказывают влияние на формирование их правильного отношения. Однако для самых маленьких эти встречи - это возможность встретить необычных людей и послушать литературные отрывки.

13. Программа библиотеки №2 «Студия семейного творчества «ВМЕСТЕ»
Цель: помощь родителям в воспитании интеллектуально развитой, духовно богатой, физически здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности и способной к самореализации в условиях современного общества.

14. Проект библиотеки №4 им.Г.К.Сапронова «1000 книг и одна жизнь. Издатель Г.К.Спронов»
Цель: пропаганда лучших образцов художественной литературы., популяризация творчества писателей, поэтов, литературных критиков, художников посредством встреч, презентаций и выставок.

Это также один из способов развития детского творчества, независимости и любопытства в мире благодаря развлечениям и бухгалтерскому учету. Участие в кампании способствует более тесным связям между поколениями. Во время школьных посещений, помимо громкого чтения, учащиеся участвуют в искусстве и физической активности, решают головоломки, ребусы и викторины. В свою очередь, ежемесячные посещения Главной библиотеки предоставляют дополнительные достопримечательности для маленьких. Дети, родители, бабушки и дедушки и бабушки и дедушки участвуют творчески в играх, в которые они играют, испытывая так много удивительных впечатлений.

15. Проект библиотеки №4 им.Г.К.Сапронова «Клуб «Папа, мама и я – читающая семья!»
Цель: укрепление традиций семейного чтения, проведение семейных праздников и конкурсов.

16. Программа библиотеки №20 «Формирование информационной культуры читателей младшего школьного возраста»
Цель: обучить детей 1 – 4 классов общеобразовательной школы навыкам библиотечно-библиографических знаний и сформировать у них умение осуществлять поиск информации с помощью каталогов, картотек, ресурсов Интернет.

Реализация проекта позволила Муниципальной публичной библиотеке в Явожно разработать методы распространения чтения на местном уровне, а активное и творческое расходование времени детьми и пожилыми людьми привело к углублению интереса к чтению и завершению новой дружбы поколений.

Бобас в библиотеке - в рамках проекта «Умное образование». Цикл встречи «Бобас в библиотеке» адресован как родителям, так и тем, кто уже наслаждается своими детьми. Особенно предпочтительной группой являются родители малыша до шести месяцев, которые хотят обогатить свои знания о возможностях и потребностях маленького ребенка. Проект проводит встречи, чтобы помочь молодым родителям оказаться в новой ситуации расширения семьи. Особенно важно продвигать громкое чтение для детей, начиная с их жизни плода.

17. Программа библиотеки №20 «Наш любимый край»
Цель: краеведческое воспитание детей специальной образовательной коррекционной школы №7 с интеллектуальной неточностью г.Иркутска.

18. Программа библиотеки №5 «Литературно-музыкальная гостиная «Творчество»
Цель: популяризация творчества писателей, проведение презентаций книг, музыкальных вечеров, бенефисов писателей.

19. Программа библиотеки №5 «Клуб «Добрые сердца»
Цель: социально-культурная деятельность, организация содержательного досуга населения, удовлетворение информационных потребностей.

19. Проект творческих встреч библиотеки №14 «Согреем душу теплым словом»
Цель: социальная адаптация людей пожилого возраста, организация их досуга и общения, предоставление свободного доступа к информации

20. Программа Центральной городской библиотеки им.А.В.Потаниной «Ваша библиотека»
Цель: содействие адаптации в обществе, социокультурной реабилитации, развитию творческих возможностей детей с ограничениями в жизнедеятельности путём приобщения к книге и чтению.

21. Программа Центральной городской библиотеки им.А.В.Потаниной «Клуб «Оптимист»
Цель : работа с пожилыми людьми, вовлечение их в сферу творческой активности через участие в литературных и музыкальных вечерах, дискуссиях и обсуждениях, встречах с интересными людьми нашего города.

22. Программа детской библиотеки №23 «Отдыхаем с книжкой (летнее чтение)»
Цель : формирование активной читательской деятельности и организация досуга детей и подростков в летнее время, привлечение в библиотеку новых читателей

23. Программа Центральной детской библиотеки «Обо всем на свете хотят знать наши дети»
Цель : воспитание всесторонне развитой личности в процессе знакомства с лучшими произведениями для детей.

24. Программа Центральной детской библиотеки «Подрастаю с книжкой Я!»
Цель : приобщение детей к чтению, воспитание всесторонне развитой личности в процессе знакомства с лучшими произведениями для детей.


25. Программа библиотеки №30 «Клуб «Россия, Русь, храни себя, храни!»
Цель : патриотическое воспитание и духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, формирование познавательного интереса к культуре и истории своей Родины, развитие у детей активной жизненной позиции, гражданской ответственности.

26. Программа библиотеки №10 «Содружество»
Цель : содействие адаптации в обществе, социокультурной реабилитации инвалидов и людей пожилого возраста, проживающих в зоне обслуживания библиотеки.

27. Программа библиотеки №2 «Клуб «Досуг у голубого экрана»
Цель : работа с населением, вовлечение его в сферу творческой активности через участие в диспутах, беседах, просмотрах, литературных и музыкальных вечерах, дискуссиях и обсуждениях, встречах с интересными людьми нашего города.

28. Лекторий библиотеки №16 «И наречен он был в веках Иркутском»
Цель : повышение интереса к информации краеведческого характера, патриотическое воспитание, оказание информационной и методической помощи преподавателям общеобразовательных учреждений.

29. Программа библиотеки №16 им.Д.Г.Сергеева по пропаганде жизни и творчества иркутского писателя, почетного гражданина города Иркутска Д.Г. Сергеева «Мы с этим именем живем, мы этим именем гордимся»
Цель : популяризация деятельности библиотеки, носящей имя известного иркутского писателя Д.Г. Сергеева, привлечение общественного внимания к личности, чье имя носит библиотека.

30. Программа библиотеки №16 им.Д.Г.Сергеева «Рука об руку»
Цель : социальная адаптация студентов – сирот Иркутского Государственного Межрегионального колледжа Строительства и Предпринимательства

31. Проект краеведческого центра «Наследие» библиотеки №5 «Иннокентьевские роднички. Магия слова»
Цель : повышение общественной значимости литературного творчества, привитие вкуса к чтению, общению с художественным словом; оказание конкретной помощи юным поэтам и прозаикам в профессиональном и творческом развитии, обогащение их внутреннего личностного роста, духовно-нравственного развития; создание в Ленинском округе площадки для раскрытия литературных творческих способностей детей, подростков.

32. Проект краеведческого центра «Наследие» библиотеки №5 «Мира не узнаешь, не зная края своего»
Цель : патриотическое воспитание подрастающего поколения через популяризацию краеведческих знаний, создание «Школы юных экскурсоводов».

33. Проект библиотеки №31 «Клуб для читающих семей «Навигатор»
Цель : пропаганда духовно-нравственных ценностей через чтение художественной литературы, работа с семьёй.

34. Программа библиотеки №31 «Наш общий дом и мы в нем»
Цель : формирование знаний, умений и ценностных ориентаций о природе, культуре, традициях и обычаях России, государственных праздниках, а также знаний по истории своей страны, гражданского самосознания, чувства гордости за страну; оспитание интереса, уважения к культуре и истории своего края.

35. Программа детской библиотеки №31 «Стань читающим, дружок!»
Цель : формирование ценности детского чтения как эффективного средства воспитания, образования дошкольников и создание интеллектуального ресурса дошкольника; рост читательской активности детей.

36. Клуб детской библиотеки №31 «Читайка!»
Цель : пропаганда духовно-нравственных ценностей через чтение художественной литературы, краеведческое просвещение.

37. Клуб детской библиотеки №31 «Я – книжный доктор»
Цель : формирование у членов клуба бережного и уважительного отношения к книге, организация полезного досуга детей.

38. Программа библиотеки №37 «Я не читатель, я только учусь!»
Цель : привлечение детей к чтению.

39. Программа библиотеки №19 им.В.П.Стародумова «Соучастие в судьбе»
Цель : помощь в адаптации к жизни в обществе, развитии творческих способностей и самоутверждении личности детей-сирот.

40. Творческая гостиная «Встречи для Вас» в библиотеке №12
Цель : пропаганда творческого наследия известных писателей, поэтов, художников, музыкантов; проведение литературных вечеров с писателями и поэтами Иркутска; организация тематических выставок, обзоров и обсуждений

41. Программа библиотеки №7 «Библиотека. Чтение. Семья»
Цель : укрепление традиций семейного чтения.

42. Проект библиотеки №7 «Книжки для малышки»
Цель : приобщение детей и их родителей к систематическому чтению и регулярному посещению библиотеки.

43. Информационно-досуговый клуб для пенсионеров «Комплимент» в библиотеке №8
Цель : проведение литературно-музыкальных вечеров, поэтических часов, мастер-классов по прикладному творчеству, праздничных развлекательных программ для пенсионеров.

44. Программа библиотеки №8 «ВнеКЛАССное чтение»
Цель : воспитание любви к чтению как необходимому процессу, позволяющему понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях, развитие читательской компетенции.

45. Программа детской библиотеки №31 «Алые паруса» «Кукольный театр «Ассоль»
Цель : привлечение детей к чтению и книге через игровые формы с помощью кукольного театра.

46. Клуб любителей игры в шахматы и русские шашки «Дебют» в библиотеке №8
Цель : объединение пенсионеров — любителей шахматной игры., проведение тренировочных игр, открытых отборочных турниров, информирование библиотекой членов клуба о книгах и статьях о шахматах, организация Уголка шахматиста в библиотеке.

47. Клуб по интересам для учащихся 1-4 классов «Почемучка» в детской библиотеке №23
Цель : проведение праздника «В библиотеку всей семьей», литературных вечеров, конкурсных программ, бенефисов, информационно-познавательных часов.

«Библиотека-третий дом: модернизация Центральной городской детской библиотеки им.М.Горького»


1 Описание программы


1.1 Паспорт программы

1. Наименование Программы Библиотечная целевая программа «Библиотека-третий дом: модернизация Центральной городской детской библиотеки им.М.Горького Муниципального бюджетного учреждения культуры Централизованной библиотечной системы г.Таганрога на 2013-2014 гг.» (далее – Программа)
2. Основание для принятия решения о разработке Программы 1. Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 118-ФЗ «О библиотечном деле»;
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
3. Государственная программа Российской федерации «Информационное общество (2010-2011 г.г.)» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N1815-р);
4. Федеральная целевая программа «Культура России» (2012- 2018г.г.);
5. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015г.г.;
6. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки;
7. Проект Модельного стандарта детской библиотеки секции детских библиотек РБА;
8. Проект Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года;
9. Областная долгосрочная целевая программа «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010-2013 годы»;
10. Решение коллегии министерства культуры Ростовской области от 2 марта 2011 года «О примерном перечне оборудования и музыкальных инструментов, необходимых для оснащения клубных и библиотечных учреждений»;
11. Указ Президента РФ о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.г.
3. Разработчик Программы Центральная городская детская библиотека им. М. Горького МБУК Централизованная библиотечная система г. Таганрога
4. Основная цель Программы Модернизация ЦГДБ имени М.Горького для более полного и качественного удовлетворения потребностей детей и подростков в духовном и интеллектуальном росте, обеспечения равного доступа к информации,интеграции детей в социокультурную среду общества через чтение, творчество.
5. Основные задачи Программы 1. Создание условий для обеспечения равного и свободного доступа детей и подростков к традиционным и электронным библиотечным ресурсам;
2. Обеспечение пользователей библиотечными услугами современного уровня;
3. Укрепление материально-технической базы библиотеки, создание комфортной среды;
4. Формирование и развитие, читательских, образовательных, коммуникативных и творческих способностей пользователей детской библиотеки.
6. Ожидаемые результаты 1. Укрепление и развитие материально-технической базы ЦГДБ им. М. Горького;
2. Улучшение условий для реализации конституционного права на доступ к информации детей и юношества;
3. Расширение спектра библиотечных услуг современного уровня, предоставляемых пользователям библиотеки;
4. Увеличение количества пользователей библиотеки, в том числе и удаленных;
5. Развитие коммуникативных и творческих способностей пользователей;
6. Повышение уровня квалификации библиотекарей.

1.2 Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Прогресс народов и стран таков, каковы их библиотеки. История любой библиотеки неотделима от истории города, где она находится. Центральная городская детская библиотека имени М.Горького вписана в славную историю Таганрога с 1933 года.
В 2013 году библиотека отметит свой 80-летний юбилей. Она считается одной из лучших в Ростовской области. Библиотека обслуживает ежегодно около 10 тыс. читателей , в том числе родителей и педагогов. Объем документного фонда составляет 93983 экз. Книговыдача в 2011 г. составила более 187 700 экземпляров печатных и электронных документов. В 2011 году сотрудниками проведено более 350 массовых мероприятий , на которых побывало 11278 человек .
В 2005 г. библиотека получила первые компьютеры и статус информационного центра. В 2010г. в отделе обслуживания 5-9 кл. открыт сектор «Электронный зал». В 2011г. выдача электронных документов составила 10057 экз. , т.е. 5,4% от общего количества книговыдачи. Компьютерный парк ЦГДБ на сегодняшний день составляет 12 персональных компьютеров и1 ноутбук.Для современной центральной детской библиотеки этого недостаточно. Согласно Модельному стандарту для публичных библиотек, а также решению Коллегии министерства культуры Ростовской области от 2 марта 2011 года «О примерном перечне оборудования и музыкальных инструментов, необходимых для оснащения клубных и библиотечных учреждений» ЦГДБ должна быть оснащена: 20 персональными компьютерами; 2 лазерными принтерами, сканером, ксероксом и т. д.
Кроме того, в библиотеке более 30 лет не было капитального ремонта помещений, устарело библиотечное оборудование (за исключением обновленной в 2011г. мебели в отделе обслуживания уч-ся 1-4 кл. и дошкольников).
Для обеспечения надлежащего качества предоставляемых услуг, размещения фондов и организации производственных процессов детская библиотека должна быть оборудована предметами библиотечной мебели, отвечающими современным требованиям и учитывающими особенности пользователей детского возраста (кафедры выдачи, стеллажи, витрины, столы, стулья, в том числе компьютерные и т.д.) и техническими средствами. С этой целью ежегодно должно выделяться не менее 8-10% средств от балансовой стоимости уже имеющегося оборудования и техники согласно Модельному стандарту для детских библиотек.
В настоящее время денежных средств, выделяемых из муниципального и федерального бюджета на комплектование документных фондов детских библиотек и ЦГДБ недостаточно. Федеральное комплектование в 2011 году составило немногим более 97 000 руб. на все детские библиотеки, по ЦГДБ 41744 руб .
Согласно положению Модельного стандарта полное обновление фонда муниципальной детской библиотеки должно происходить в течение 10 лет. Количество новых поступлений согласно формуле, предложенной сотрудниками Российской Национальной библиотеки 0,038W, где W – размер годовой книговыдачи, должно составлять для ЦГДБ ежегодно примерно 7 000 экземпляров . Реально, в течение 3-х последних лет, это число не превышало 1550 экземпляров в год.
Кроме того, в фонде детской библиотеки должны присутствовать специальные форматы для детей с ограниченными возможностями по зрению: книги рельефно-точечного шрифта, «говорящие» книги, аудиокниги, рельефные пособия, тактильные рукодельные издания, издания в цифровом формате, а также аудиовизуальные материалы с сурдопереводом или сопровождаемые печатным текстом для глухих и слабослышащих пользователей. На сегодняшний день такие издания в ЦГДБ отсутствуют.
Место и роль библиотек в обществе во многом зависит от их способности отвечать запросам сегодняшнего дня, поэтому модернизация и совершенствование деятельности являются для всех библиотек процессом постоянным. Все это диктует необходимость систематической программной модернизации и технического переоснащения на основе внедрения новых информационных технологий всех детских библиотек и, в первую очередь, ЦГДБ им. М. Горького. Центральная городская детская библиотека выполняет функции одного из центровдетства г. Таганрога. Она собирает, систематизирует и предоставляет всем заинтересованным пользователям сведения о детях и детской субкультуре как важнейшей части общей культуры общества.
Положения данной программы ориентированы на необходимость проведения последовательной модернизации Центральной городской детской библиотеки, исходя из потребностей современного общества. Детская библиотека должна стать третьим позитивным и комфортным местом в жизни ребенка после дома и школы. Программа является одним из инструментов реализации государственной политики в библиотечной сфере на краткосрочную перспективу.

1.3 Цель программы
Модернизация ЦГДБ имени М.Горького для более полного и качественного удовлетворения потребностей детей и подростков в духовном и интеллектуальном росте, обеспечения равного доступа к информации, интеграции детей в социокультурную среду общества посредством чтения и коммуникации.
Современный уровень библиотечно-информационного обслуживания требует:
1.Создание комфортных условий для обеспечения равного и свободного доступа детского населения города к социально значимой информации.
2. Укрепления материально-технической базы библиотеки.
3. Повышения качественного уровня всех информационных ресурсов библиотеки, как традиционных, так и электронных.
4. Организации свободного доступа к электронным информационным ресурсам и традиционным фондам библиотек.
5. Развития цифрового контента и собственных электронных баз данных ЦГДБ им. М. Горького.
6. Формирования информационной грамотности, коммуникативных и творческих способностей детей- пользователей.
7. Введение в штанное расписание детской библиотеки необходимых специалистов: психолога, администратора сайта для формирования совместно с детьми и подростками «своего» виртуального пространства (технологии Web 2.0 и Web3.0) и, соответственно, активизации образовательных и творческих интересов пользователей, дополнительных штатных единиц библиотекарей.
Решение этих задач предполагает:

  • капитальный ремонт внутренних помещений;
  • реорганизацию библиотечного пространства;
  • замену устаревшего мебельного оборудования библиотеки новым современным;
  • формирование библиотечного фонда традиционными и электронными носителями информации;
  • приобретение нового компьютерного оборудования с лицензионным программным обеспечением для организации дополнительных автоматизированных рабочих мест пользователей;
  • развитие и техническую поддержку сайта для оказания качественных электронных муниципальных услуг;
  • прокладку и техническое обслуживание структурированных кабельных систем;
  • оснащение библиотеки копировально-множительным, аудио-видео-теле-оборудованием, а также специализированным оборудованием для детей с ограниченными возможностями;
  • совершенствование структуры и штата ЦГДБ им. М.Горького.

1.4 Целевая группа
Проект рассчитан на создание комфортных условий для всех категорий пользователей библиотеки.

1.5 Сроки реализации
2013-2014г.г


2.1 Модернизация - это совершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
Модернизацию ЦГДБ им. М.Горького необходимо начать с реорганизации библиотечного пространства для свободного доступа пользователей к ресурсам библиотеки как традиционным, так и электронным, а именно:
1. Перевести информационно-библиографический отдел в более просторное помещение хранилища читального зала отдела обслуживания 5-9 классов.
2. Помещение информационно-библиографического отдела сделать книжным хранилищем наиболее ценных и дорогостоящих документов.
3. Убрать двухэтажную конструкцию стеллажей на абонементе 5-9 классов, т.к. она значительно ограничивает доступ читателей к документному фонду отдела.
4. На освободившемся пространстве организовать свободный доступ к книжному фонду отдела, расставив его на новые стеллажи.
5. Здесь же организовать зону для прослушивания аудиокниг для детей с ограниченными возможностями, установив соответствующее оборудование.
6. С помощью мобильного оборудования четко разграничить зоны читального зала отдела 5-9 классов на информационную, творческую, образовательную, релаксационную.
7. Переоборудовать в соответствии с нормами СанПиН санузел библиотеки.
8. Убрать нефункциональные двери некоторых помещений, максимально открыв пространство, остальные заменить новыми.

2.2 Предполагаемые перемещения потребуют капитального ремонта внутренних помещений для создания должного комфорта и уюта.

2.3 Привлекательного образа библиотеки невозможно достичь без широкомасштабной и разноплановой работы с документным фондом. В течение 2013- 2014г.г. необходимо:
1. Очистить фонды библиотеки от непривлекательной ветхой литературы.
2. Заполнить книжные полки новыми книгами, последних лет изданий.
3. Передать дублетную и узкопрофильную литературу в другие подразделения МБУК ЦБС.
4. Сформировать резервный фонд.
5. Увеличить средства на комплектование лучшими книгами для детей и подростков.
6. Пополнить фонды книгами рельефно-точечного шрифта, аудиокнигами, изданиями в цифровом формате для слабовидящих и слепых пользователей.
7. Пополнить фонды аудиовизуальными материалами с сурдопереводом или сопровождаемые печатным текстом для глухих и слабослышащих пользователей.

2.4 Наличие в библиотеке сектора «Электронный зал», предоставление доступа к Интернет–ресурсам, к документам на электронных носителях, работа школы информационной грамотности «Инфосфера» делают ее особенно привлекательной для современных детей и подростков. Но сегодня этого недостаточно. Эффективная и успешная деятельность библиотеки невозможна без дальнейшей информатизации . Для этого необходимо:
1. Приобрести новое компьютерное оборудование с лицензионным программным обеспечением для организации дополнительных автоматизированных рабочих мест;
2. Приобрести ЖК телевизор в отдел обслуживания учащихся 1-4 классов и дошкольников для полноценного восприятия предлагаемой информации;
3. Приобрести специальную технику для детей с ограниченными возможностями здоровья;
4. Увеличить количество ПК для служебного пользования (электронная регистрация, работа со сводным электронным каталогом, ретроспективная каталогизация и т.д.);
5. Провести прокладку структурированной кабельной системы с опорными узлами коммутации для объединения программно-технических средств библиотеки в пространственно-распределенную телекоммуникационную сеть передачи данных;
6. Оснастить библиотеку в полном объеме копировально-множительной техникой;
7. Расширить функции сектора до отдела «Электронный зал», выделить в нем «Сектор технологий» и «Сектор регистрации»;
8. Ввести в штатное расписание ЦГДБ им. М. Горького дополнительные штатные единицы;
9. Продолжить работу по развитию и поддержке сайта ЦГДБ им. М. Горького;
10. Приобрести к юбилею библиотеки мобильный робот R.BOT-100 – суперинновационную находку для любой детской библиотеки, т.к. использование робота-промоутера способно вызвать громадный неподдельный интерес со стороны детей-пользователей и предоставить широкие возможности донести до них необходимую информацию.