Применение PowerPoint для создания обучающих программ. Что такое PowerPoint.

Презентация PowerPoint или Microsoft PowerPoint – это программа, предназначенная для создания и проведения презентаций. Здесь можно легко и быстро создавать яркие, наглядные презентации оформленные картинками, таблицами, чертежами и т.д. Ею с удовольствием пользуются преподаватели, студенты и школьники. Ведь изучение программы не составляет труда, все что нужно – это небольшой опыт работы в .

Что такое Power Point

Сегодня многие отказались от чертежей, выполненных на ватмане от руки, предпочитая электронные презентации в PowerPoint чертежей выполненных с помощью графических компьютерных программ. Что также ускоряет выполнение задания. Таким образом, PowerPoint стал своего рода стандартом для представления своего материала аудитории.

Поскольку программа PowerPoint предназначена не только для создания, но и для демонстрации интерактивного материала здесь есть возможность настройки его показа. Приложение дает возможность настроить перелистывание слайдов вручную или автоматически, можно настроить включить анимацию смены кадров при показе и многое другое.

Таким образом, офисное приложение от Microsoft – это мощный инструмент, позволяющий легко и быстро подготовить презентацию, оформить и настроить ее демонстрацию. Всевозможные инструменты: вставки объектов (рисунков, таблиц, клипов), дизайна страниц и другие, помогут сделать представляемый проект успешным.

PowerPoint 2010 представляет собой программу для работы с презентаций , которая позволяет создавать презентации с динамичными слайдами. Слайды могут содержать анимацию, текст, картинки, видео и многое другое. В этом уроке вы узнаете, как работать в среде PowerPoint 2010, в частности, как познакомитесь с новым всплывающим меню.

Вы узнаете, как использовать и изменять Ленту и Панель быстрого доступа, а также, как создать новую презентацию и открыть существующую. После этого урока вы будете готовы работать над своей первой презентацией.

Знакомство с PowerPoint 2010

Если вы знакомы с PowerPoint 2007, то заметите, что интерфейс в версии 2010 отличается незначительно. Основным отличием является появление всплывающего меню, о котором мы поговорим в этом уроке.

PowerPoint использует слайды для создания презентаций . Чтобы создавать привлекательные презентации, PowerPoint позволяет добавлять на слайды текст, маркированные списки, рисунки, графики, видео и многое другое. Количество слайдов в презентации не ограничено. И вы можете в любой момент посмотреть или воспроизвести презентацию, выбрав одну из опций команды Показ слайдов.

1) Панель быстрого доступа дает быстрый доступ к некоторым нужным командам. По умолчанию отображаются команды Сохранить, Отменить, Вернуть. Вы можете настроить панель быстрого доступа, добавив предпочитаемые вами команды, чтобы сделать панель более удобной для себя.

2) Вкладка Слайды позволяет вам просматривать и работать со слайдами презентации. Вы можете добавлять, удалять, копировать и менять порядок слайдов на этой вкладке. Вы также можете добавить разделители на этой вкладке, чтобы систематизировать и разделить слайды.

3) Вкладка Структура удобно показывает текст каждого слайда. Вы можете редактировать текст прямо в ней.

4) Вид слайдов. Настройте вид слайдов, выбрав один из следующих параметров:

  • Обычный вид выбран по умолчанию, отображает вкладки Слайды, Структура и текущий слайд.
  • Сортировщик слайдов показывает уменьшенные версии всех слайдов.
  • Режим чтения показывает только слайды с кнопками навигации внизу.
  • Показ слайдов проигрывает слайды текущей презентации.

5) Масштаб. Кликните и потяните ползунок, чтобы изменить масштаб. Число, отображаемое слева от ползунка, означает величину масштаба в процентах. Также вы можете воспользоваться кнопкой «Вписать слайд в текущее окно».

6) Полоса прокрутки. Вы можете перемещаться по слайдам перетаскивая ползунок полосы прокрутки или пользуясь кнопками со стрелками Предыдущий слайд и Следующий слайд.

7) Лента. В ней есть все команды, которые понадобятся во время работы над презентацией. В ней содержится несколько вкладок, на каждой вкладке есть несколько групп команд. Вы можете добавить собственные вкладки с вашими любимыми командами.

Более того, на ленте появятся специальные вкладки с «инструментами», когда вы будете работать с такими объектами, как рисунки и таблицы.


Работа в PowerPoint

Лента и Панель быстрого доступа – те места, где вы найдете команды, необходимые для работы с презентациями в PowerPoint. Если вы знакомы с PowerPoint 2007, то увидите, что основным отличием в Ленте PowerPoint 2010 является расположение таких команд, как Открыть и Печать во всплывающем меню.

Лента

В ней содержится несколько вкладок, на каждой вкладке есть несколько групп команд. Вы можете добавлять собственные вкладки с вашими любимыми командами. Некоторые вкладки, такие как «Средства рисования» или «Работа с таблицами,» появляются только когда вы работаете с соответствующим объектом: рисунком или таблицей.

Чтобы настроить Ленту:




Если вы не можете найти нужную команду, кликните по выпадающему списку Выбрать команды и выберите Все команды.


Чтобы свернуть и развернуть Ленту:

Лента призвана оперативно реагировать на ваши текущие задачи и быть легкой в использовании. Тем не менее, вы можете ее свернуть, если она занимает слишком много экранного пространства.

  1. Кликните по стрелке в правом верхнем углу Ленты, чтобы ее свернуть.
  2. Чтобы развернуть Ленту кликните по стрелке снова.

Когда Лента свернута, вы можете ее временно отобразить, нажав на какую-либо вкладку. А когда вы прекратите ее использовать, она снова исчезнет.

Панель быстрого доступа

Панель быстрого доступа расположена над Лентой и дает доступ к некоторым нужным командам вне зависимости от того, на какой вкладке вы сейчас находитесь. По умолчанию вы можете увидеть команды Сохранить, Отменить, Вернуть. Вы можете добавить команды, чтобы сделать панель более удобной.

Чтобы добавить команды на Панель быстрого доступа:

  1. Кликните по стрелке справа на Панели быстрого доступа.
  2. В появившемся списке выберите команды, которые нужно добавить. Чтобы выбрать отсутствующие в списке команды, нажмите Другие команды.


Всплывающее меню предоставляет вам различные параметры для сохранения, открытия файлов, печати или совместного использования документов. Оно похоже на меню кнопки Office в PowerPoint 2007 или меню Файл в более ранних версиях PowerPoint. Однако теперь это не просто меню, а полностраничное представление, с которым гораздо легче работать.

Чтобы попасть во всплывающее меню:


2) Сведения содержат информацию о текущей презентации. Вы можете просмотреть и изменить ее разрешения.

3) Последние. Для удобства здесь показываются последние открытые презентации и папки с файлами.

4) Создать. Отсюда вы можете создать новую чистую презентацию или выбрать макет из большого числа шаблонов .

5) Печать. На панели Печать вы можете изменить настройки печати и напечатать вашу презентацию. Также вы можете предварительно посмотреть, как будет выглядеть презентация при печати.

6) Опция Сохранить и отправить позволяет легко отправить вашу презентацию по электронной почте, разместить ее в интернете или изменить формат файла. Более того, вы можете создать видео, компакт диск или выдачу с вашей презентацией.

7) Справка. Отсюда вы получаете доступ к Справке Microsoft Officeили Проверке наличия обновлений.

8) Параметры. Здесь вы можете изменять различные параметры Powerpoint. Например, вы можете изменить настройки проверки правописания, автовосстановления или языка.

Создание и открытие презентаций

Файлы PowerPoint называются презентациями. Чтобы начать работу над новым проектом в PowerPoint вам нужно создать новую презентацию. Вам также нужно знать, как открыть существующую презентацию.

Чтобы создать новую презентацию:

  1. Выберите Создать.
  2. Выберите Новая презентация в пункте Доступные шаблоны. Она выделена по умолчанию.
  3. Нажмите Создать. Новая презентация отобразится в окне PowerPoint.


Чтобы открыть существующую презентацию:

  1. Кликните по вкладке Файл. Это откроет всплывающее меню.
  2. Выберите Открыть. Появится диалоговое окно Открытие документа.
  3. Выберите нужную презентацию и нажмите Открыть.

Если вы недавно открывали существующую презентацию, ее можно будет легче найти в пункте Последние во всплывающем меню.

Иногда приходится работать с презентациями, созданными в более ранних версиях Microsoft PowerPoint, например, PowerPoint 2003 или PowerPoint 2000. Когда вы открываете такие презентации, они показываются в Режиме совместимости.

Режим совместимости отключает некоторые функции, поэтому вы сможете пользоваться только теми командами, которые были доступны при создании презентации. Например, если вы открываете презентацию, созданную в PowerPoint 2003, то сможете использовать вкладки и команды, которые были в PowerPoint 2003.

На рисунке ниже презентация открыта в режиме совместимости. Вы можете видеть, что многие команды вкладки Переходы заблокированы, доступны только те, что были в PowerPoint 2003.


Чтобы выйти из режима совместимости, вам нужно изменить формат презентации на текущую версию. Тем не менее, если вы работаете с людьми, которые работают с более ранними версиями PowerPoint, лучше оставить презентацию в Режиме совместимости и не менять формат.

Чтобы преобразовать презентацию:

Если вы хотите иметь доступ ко всем функциям PowerPoint 2010, то можете конвертировать презентацию в формат PowerPoint 2010

Обратите внимание, что преобразованный файл может иметь некоторые отличия от оригинального в разметке презентации.



Описание программы

Microsoft PowerPoint - это программное обеспечение, предназначенное для создания эффектных и динамичных презентаций. Для утилиты свойственна широкая функциональность, относительно управления графикой, стилями и текстом.

Приложение входит в состав и поставляется в рамках пакета Microsoft Office.

Благодаря этому, разработка слайдов осуществляется практически на профессиональном уровне. Совместная работа программы с SharePoint Workspace и SharePoint Server обеспечивает быстрый обмен информацией.

Пользовательский интерфейс и графические возможности PowerPoint способствуют быстрому выполнению задачи. Система защищает презентации посредством применения прав доступа, обеспечивая, вместе с этим, простое начало процедуры рецензирования.

Последняя версия программы позволяет выбирать темы, прибавлять варианты дизайна, выравнивать картинки и текст. Помимо этого, появилась возможность совместной работы нескольких пользователей над одной презентацией. Среди нововведений - инновационный режим редактирования и широкоформатные шаблоны.

При создании презентации пользователь столкнется со следующими особенностями:

Наличие начального экрана, который способствует быстрому старту работы и помогает сразу же приступать к подбору новых тем;
- множеством различных тем -можно выбрать одну из доступных цветовых схем, а затем применить ее одним лишь кликом мышки;
- направляющими - выравнивают текстовые блоки и другую графику с текстом;
- объединением фигур - инструменты группировки, объединения, фрагментации, вычитывания и пересечения необходимы для компоновки двух или более фигур.

Процесс планирования презентаций может сопровождаться настройкой таких функций, как:

Приближение слайдов - пользователи без особого труда могут направить внимание аудитории на конкретные пункты своей презентации путем увеличения графиков, диаграмм и прочих объектов слайда. Сделать это довольно просто - достаточно кликнуть несколько раз мышкой, а чтобы уменьшить объекты, необходимо выполнить те же действия;

Навигационная сетка - позволяет определить порядок показа слайдов - произвольно или по порядку, при этом сама сетка видна лишь пользователю;

Автоматическое расширение - демонстрация презентации на втором экране должна сопровождаться соответствующей настройкой ее формата.

В целом, MS PowerPoint - великолепный продукт, достаточно удобный для пользователей разного уровня. Программа обладает расширенным функционалом, который необходим для создания качественных презентаций.

Программа может работать со следующими форматами файлов.

Применение PowerPoint для создания обучающих программ

В результате проведенного анализа в качестве среды для визуальной разработки обучающей программы предлагается использовать систему подготовки презентаций PowerPoint из популярного пакета программ обработки деловой информации Microsoft Office. PowerPoint широко используется для создания мультимедийного сопровождения лекций (докладов, защит курсовых и дипломных проектов и др.). Однако в большинстве случаев презентации представляют собой простой набор слайдов, богатые функциональные возможности программы PowerPoint практически не используются.

PowerPoint имеет обычный интерфейс Microsoft Office, технология работы во многом схожа с работой с Microsoft Word. Основные возможности PowerPoint:

    покадровая подача материала,

    поддержка технологии вставки и внедрения объектов (рисунков, видео клипов, аудио сообщений, диаграмм, формул, документов и др.),

    поддержка технологии гиперссылок (как внутри документа, так внешних),

    анимация любого элемента презентации,

    вызов внешних программ,

    публикация презентации в Internet или в Intranet, распространение презентации по сети в реальном времени,

    разделенные презентации на сетевых конференциях.

Функциональные возможности PowerPoint легко реализуются посредством меню и панелей инструментов, программа снабжена развитой справочной системой на русском языке, при желании нетрудно найти литературу по PowerPoint. Поэтому визуальная разработка презентации, составляющей основу обучающей программы, не должна вызвать серьезных затруднений.

Одним из важнейших вопросов является создание эффективной подсистемы контроля знаний (и, отчасти, навыков) АОС. К сожалению, некоторые функции системы автоматизированного обучения (контроль усвоения материала, регистрация результатов) непосредственно PowerPoint выполнить не может, поэтому необходима внешняя программа. Автором для этих целей предлагается система автоматизированного контроля знаний Assistent.

Фактически, для создания обучающей программы следует составить презентацию PowerPoint и тест Assistent. Взаимодействие между программами осуществляется с помощью специально разработанной динамической библиотеки Assistent and PowerPoint DLL и макросов PowerPoint (разработчику обучающей системы не требуется что-либо изменять в этих компонентах). Структурная схема обучающей программы на основе презентации Microsoft PowerPoint представлена на рис.58.

Предложенный метод создания систем автоматизированного обучения на основе Microsoft PowerPoint:

    вполне доступен для разработчика (преподавателя), который не является специалистом в программировании и других специфических областях информатики;

    позволяет создавать полнофункциональные мультимедийные обучающие программы;

    обеспечивает контроль усвоения учебного материала и регистрация результатов работы обучаемых;

    даёт возможность создавать сложные информационные системы с помощью технологии гиперссылок;

    не требует каких-либо материальных затрат (пакет программ обработки деловой информации Microsoft Office установлен на компьютерах абсолютного большинства преподавателей; регистрация программы Assistent во-первых необязательна, а во-вторых – бесплатна, требуется только акт о внедрении программы в учебный процесс, образец акта имеется на сайте программы).

Рис.58. Структурная схема обучающей программы на основе презентации Microsoft PowerPoint (сплошной линией изображен рекомендуемый порядок работы обучаемого; пунктирной – возвращение к началу раздела в случае ошибки при тестировании; штрихпунктирной линией – возможность перехода на любой слайд)

    вступительная часть - мотивационная и организационно-практическая. Ее цель - вызвать мотив деятельности (зачем это надо) и объяснить порядок работы;

    основная часть, предназначенная для формирования определенных знаний, умений и навыков, состоит из шагов, разделов или циклов и обеспечивает постепенное обучение, закрепление, усвоение учебного материала, самоконтроль и самокоррекцию. Шаг включает информацию, задание для операции, контроль и оценку выполнения задания в данном шаге. При верно выполненном задании программа направляет обучаемого к следующему шагу, целью которого может быть закрепление данного материала или умения или информация о новом материале. При неточно или неверно выполненном задании следует комментарий, разъяснение и предлагается выполнять данное или подобное задание до тех пор, пока он не усвоит соответствующую информацию;

    заключительная часть, предназначенная для обобщения работы.

Таким образом, в обучающей программе программируется не только учебный материал, но и усвоение, т. е. понимание и запоминание этого материала, а также и контроль формирования знаний, умений, навыков.

Шаг 1 – подготовительные работы

Что нужно для начала работы?

1) и главное – желание,

2) Windows 9х или выше,

3) программа PowerPoint из пакета Microsoft Office (версии ХР и выше),

4) система контроля знаний Assistent.

Эти программы должны быть установлены как на Вашем компьютере, так и на учебных ПК. Установка сводится к запуску соответствующей программы установки (файлы setup.exe - для Windows и Microsoft Office, As_setup.exe - для Assistent) и следованию указаниям этой программы (чаще всего в ответ на запросы можно нажать или кликнуть кнопку Дальше).

Важно : при установке программы Assistent не изменяйте предлагаемую по умолчанию папку.

Шаг 2 – Создание презентации PowerPoint

Копирование шаблона Шаблон.pot

Для обеспечения совместной работы PowerPoint и Assistent презентация должна быть создана на основе предлагаемого шаблона Шаблон.pot:

    загрузить PowerPoint;

    выбрать меню Файл – Открыть ;

    указать тип файлов *.POT ;

    загрузить файл Шаблон.pot

    указать тип файлов *.POT и нажать ОК.

В результате шаблон Шаблон.pot стал доступен в разделе Общие презентации . Эту операцию достаточно выполнить один раз.

Создание новой презентации на основе Шаблон.pot :

    загрузить PowerPoint;

    выбрать меню Файл – Создать ;

    разделе Общие выбрать Шаблон.pot .

В результате создана новая презентация, содержащая средства, необходимые для совместной работы PowerPoint и Assistent.

Альтернативный вариант 1

Если по каким-то причинам использование шаблона Шаблон.pot представляется нежелательным, то средства, необходимые для совместной работы PowerPoint и Assistent, могут быть установлены в любую презентацию вручную:

    загрузить PowerPoint;

    выбрать меню Файл – Открыть ;

    указать тип файлов *.POT ;

    загрузить файл Шаблон.pot (следует искать в папке с установленной программой Assistent);

    перейти к окну Microsoft Visual Basic, нажав Alt+F11;

    в окне проекта дважды кликнуть проект Шаблон.pot ;

    ввести пароль – * (одна звездочка);

    открыть папку Модули и с помощью контекстного меню (клик правой кнопкой мыши) экспортировать (без изменения имен) все модули в любую папку;

    загрузить нужную презентацию;

    перейти к окну Microsoft Visual Basic;

    в окне проекта кликнуть правой кнопкой проект этой презентации и импортировать сохраненные файлы модулей (возможно также перетаскивание с помощью мыши модулей непосредственно из проекта Шаблон.pot );

Альтернативный вариант 2

Также позволяет обойтись без использования шаблона Шаблон.pot. В качестве основы можно взять входящую в комплект установки программы Assistent презентацию Как создать обучающую программу.pps (пароль – одна звездочка), сохранить ее под другим именем, и наполнить новым содержанием (см.рис.59).

В результате презентация будет иметь возможность использовать программу Assistent для контроля усвоения знаний.

Дальнейшая работа по созданию презентации проводится обычными средствами Microsoft PowerPoint и не нуждается в подробном описании. Желательно, чтобы материал был структурирован, т.е. поделен на разделы.


Рис.59. Титульный слайд входящей в комплект установки программы Assistent презентации Как создать обучающую программу.pps

    установить Пароль для разрешения записи (меню программы PowerPoint Сервис – Параметры - Безопасность ). Установка пароля избавит от вывода вспомогательных диалоговых окон во время работы обучаемых с программой, а также обеспечит охрану авторских прав разработчика;

Шаг 3 – подготовка теста

Вставка кнопок вызова теста

В конце раздела изучаемого материала для контроля его усвоения можно вставить кнопки вызова:

    сделать текущим слайд, соответствующий концу раздела,

    выбрать меню Сервис-Макрос-Макросы (или нажать Alt+F8),

    запустить макрос Добавить_кнопку_теста (рис.60).

Рис.60. Вставка кнопок вызова теста

В результате на слайде появится кнопка вызова теста (её можно переместить; форматировать размеры, цвет и надпись; удалить). Кнопка автоматически настроена на работу с Assistent.

Редактирование теста производится в обычном порядке, за исключением того, что:

    имя теста должно совпадать с именем презентации PowerPoint;

    тест должен находиться в папке с презентацией PowerPoint;

    последовательность тестовых заданий должна соответствовать структуре обучающей программы, т.е. сначала записываются задания по первому разделу обучающей программы, затем – по второму разделу и так далее;

    в параметрах теста требуется указать и параметры работы PowerPoint:

    · номер слайда, из которого вызывается тест

    · количество задаваемых вопросов

    · диапазон вопросов, из которого при тестировании выбираются вопросы

    · номер слайда, к которому следует перейти при ошибочном ответе

    · заголовок темы

Создаваемые на основе шаблона Шаблон.pot обучающие программы имеют широкие возможности навигации для перехода к нужному слайду.

Стандартные средства Microsoft PowerPoint:

    управляющие кнопки (показаны правой нижней части рис.61);

Дополнительно для перехода к нужному слайду можно использовать список содержания обучающей программы (рис.61). Разработчику обучающей программы не требуется вручную формировать этот список, так как он автоматически формируется заложенным в Шаблон.pot программным кодом VBA.


Рис.61. Список содержания обучающей программы

На основе Microsoft PowerPoint и программы Assistent разработано около ста обучающих программ; примеры обучающих программ доступны для скачивания на сайте программы.

Следует отметить, что разработчики, знакомые с программированием, могут существенно расширить функциональность обучающих программ за счет использования поддерживаемого программой Microsoft PowerPoint языка программирования Visual Basic for Application. На слайдах презентации можно разместить собственные элементы управления, записав соответствующий программный код обработки событий. Например, в имеющейся на сайте обучающей программе «Обработка графической информации» имеется кнопка для перевода цвета из модели RGB в CMYК (рис.62). Студент вводит свои значения первичных цветов модели RGB (от англ. red – красный, green – зеленый, blue – синий) и, нажав кнопку, сразу видит на экране результирующий цвет и значения первичных цветов в модели CMYК (cyan – голубой, magenta – пурпурный, yellow – желтый и black –черный).


Рис.62. Разработчик обучающей программы может добавлять собственные элементы управления (курсором отмечена кнопка для перевода из модели RGB в CMYК)

Программный код указанной кнопки:

Private Sub CommandButton1_Click()

Dim c As Byte, m As Byte, y As Byte, k As Byte

" проверка данных

If TextBox1.Text = "" Then TextBox1.Text = "0"

If TextBox2.Text = "" Then TextBox2.Text = "0"

If TextBox3.Text = "" Then TextBox3.Text = "0"

If IsNumeric(TextBox1.Text) And IsNumeric(TextBox2.Text) And IsNumeric(TextBox3.Text) Then

MsgBox "Значения должны быть целыми числами от 0 до 255!", vbInformation, "Неверное значение"

Exit Sub

If CInt(TextBox1.Text) 255 Or CInt(TextBox2.Text) 255 Or CInt(TextBox3.Text) 255 Then

MsgBox "Значения должны быть целыми числами от 0 до 255!", vbI nformation, "Неверное значение"

Exit Sub

c = 255 - CInt(TextBox1.Text)

m = 255 - CInt(TextBox2.Text)

y = 255 - CInt(TextBox3.Text)

If k > m Then k = m

If k > y Then k = y

Image1.BackColor = RGB(255 - c, 255 - m, 255 - y)

Label1.Caption = "C=" & c & " M=" & m & " Y=" & y & " K=" & k

Средствами Visual Basic for Application возможно также создание новых форм (собственных окон). Такой подход повышает наглядность и интерактивность обучающей программы.

Результаты работы обучаемого хранятся в памяти обучающей программы, и в любой момент могут быть просмотрены с помощью кнопки Результат (рис.63). Это позволяет преподавателю контролировать процесс обучения.


Рис.63. Просмотр результатов работы с обучающей программой

Обучающие программы на основе презентаций PowerPoint прошли апробацию, внедрены в учебный процесс и достаточно эффективно.

Практика применения обучающих программ свидетельствует, что их использование по сравнению с традиционным обучением, обладает следующими преимуществами:

    позволяет более качественно осуществлять предварительную логическую обработку изучаемого материала;

    обеспечивает управление обучением каждого студента за счет непрерывно действующей обратной связи;

    развивает умения и навыки самообучения и самоконтроля;

    даёт возможность увеличить объем сообщаемой учебной информации за счет более тщательного ее отбора и группировки;

    дифференциация темпа обучения с учетом индивидуальных способностей и психологических особенностей личности каждого обучаемого.

Эффективность определяется простотой разработка обучающей программы в сочетании с богатыми функциональными возможностями, а также достаточной обоснованностью оценки знаний (тесты могут использоваться не только в составе обучающей программы, но и отдельно от неё, обеспечивая, таким образом, контроль знаний в рамках материала обучающей программы).

Технология создания обучающих программ на базе презентаций даёт возможность каждому преподавателю выйти на новый качественный уровень преподавания и реализовать свои творческие возможности. Применение этой технологии в обучении способно повысить интерес студентов к учебному процессу и активизировать как самостоятельную работу студентов, так и учебно-методическую работу преподавателей.

Заключение

Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемого или любого гражданина – одна из актуальных задач настоящего времени.

В данной работе проведен анализ источников ошибок педагогических измерений. Средствами теории вероятности рассмотрена проблема случайного угадывания правильных ответов. Проведен анализ методов корректировки тестового балла испытуемого с учетом случайного угадывания, результаты которого свидетельствуют об отсутствии надежных методов коррекции тестового балла с учетом возможного угадывания правильного ответа. Доказано, что при относительно небольшом количестве ошибок такая корректировка невозможна в принципе. Показана возможность снижения влияния угадывания до допустимого уровня за счет уменьшения среднего значения вероятности угадывания до 0,1, что достигается за счет рационального сочетания форм тестовых заданий и увеличения количества дистракторов.

Рассмотрена проблема жесткости алгоритмов оценивания, заключающаяся в том, что незначительно различие результатов выполнения теста может привести к необоснованно существенному отличию оценок. Для компьютерного тестирования предложен алгоритм перевода доли правильных ответов в оценку. Этот алгоритм основан на расчете разности значений вероятности оценок с использованием функции Лапласа.

Показано, что результат тестирования в основном определяется знанием учебного материала, а время прохождения теста  индивидуальными свойствами нервной системы обучаемого. Время решения контрольных задач конкретным студентом мало изменяется; взаимосвязь этого времени с уровнем подготовки к занятию, а также с результатом решения задач практически отсутствует. Если скорость выполнения теста не является профессионально значимым фактором, то продолжительность тестирования для студентов, систематически не укладывающихся в отводимое время, должна быть увеличена.

Разработанные алгоритмы реализованы в авторской системе автоматизированного контроля знаний Assistent. Приведено описание входящих в эту систему программ.

Вопрос о целесообразности применения тестовой формы контроля каждый преподаватель для себя решат сам; «право на свободу выбора … методов оценки знаний обучающихся» ему предоставлено Федеральным законом "Об образовании". Надеюсь, что изложенное окажется полезным тем, кто отвечает «тестам – да».

Литература

    ОСТ Т 1.1. Педагогические тесты, термины и определения. Отраслевой стандарт. – М.: Министерство образования РФ, 2001.

    Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, техникумов и училищ, учителей школ, гимназий и лицеев, для студентов и аспирантов педагогических вузов. – М.: Центр тестирования, 2002, - 240 с.

    Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля знаний. М.: Исследовательский центр, 1994.

    Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. Учебное пособие. - М.: Исследовательский центр, 1989.

    Аванесов В.С. Применение тестовых форм в Rasch Measurement // Педагогические измерения, 2005, №4. с.3-20.

    Аванесов В.С. Системы заданий в тестовой форме. // Педагогические измерения, 2006, №2.

    Аванесов В.С. Содержание теста. Принципы разработки содержания теста. Логические требования к содержанию теста. Знания как предмет тестового контроля. Виды знаний. // Управление школой. №№36,38, 42, 44, 46, 1999 и №2, 2000.

    Аванесов В.С. Тесты в системе полного усвоения знаний. // Педагогическая диагностика, 2004. № 4. - с.17-21.

    Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. – М., 2005.

    Ащепкова Л.Я. Конструирование тестовых заданий и обработка результатов тестирования. – Владивосток: ДГУ, 2003.

    Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: ФИЛИНЪ, 2003.

    Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. – М.: МОДЭК, 2002.

    Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995.

    Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М: Высшая школа, 1989.

    Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. - М.: Наука, 1981.

    Бузун Д.Н. Компьютерные дидактические тесты: оценка качества. Сб. ст. Педагогические аспекты исторической информатики; Вып. 3/ Под. ред. В. Н. Сидорцова. – Минск-Гродно, 2003.

    Буланова-Топоркова М.В. и др. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

    Вентцель Е.С. Теория вероятностей. – М.: Высшая школа, 2001.

    Гальперин П.Я. О психологических основах программированного обучения. Новые исследования в пед. науках. Вып. VI. - М.: Просвещение, 1965.

    Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. –М: Прогресс. 1976.

    Деменченок О.Г. Автоматизированное обучение как средство индивидуализации. // Современные стратегии и образовательные технологии: Материалы 11 всероссийской конференции.– Иркутск: ВСИ МВД, 2006.

    Деменченок О.Г. Алгоритм уточнения оценки при компьютерном тестировании // Педагогические измерения, 2007, №2.

    Деменченок О.Г. Ваш первый компьютерный тест. //Подготовка кадров для силовых структур. Современные направления и образовательные технологии: Материалы 11 всероссийской конференции.– Иркутск: ВСИ МВД, 2007.

    Деменченок О.Г. Влияние угадывания на значение тестового балла: корректировать или устранять? // Педагогические измерения, 2007, №1.

    Деменченок О.Г. Как сделать хороший тест. // Современные стратегии и образовательные технологии: Материалы 11 всероссийской конференции.– Иркутск: ВСИ МВД, 2006.

    Деменченок О.Г. Инструментальная среда для создания компьютерных тестов и обучающих программ. //Вестник ИГПУ. – Иркутск: ИГПУ, №6, 2005.

    Деменченок О.Г. Контроль знаний в свете гуманизации образования //Вестник ИГПУ. – Иркутск: ИГПУ, №7, 2006

    Деменченок О.Г. О возможности внедрения программированного обучения. //Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел и государственной противопожарной службы: Материалы межвузовской научно-методической конференции.– Иркутск: ВСИ МВД, 2004.

    Деменченок О.Г. Повышение точности педагогических измерений. //Информационные и математические технологии: Труды Байкальской Всероссийской конференции. – Иркутск, ИСЭМ СО РАН, 2004.

    Деменченок О.Г. Повышение точности оценки уровня знаний. //Информационные и коммуникационные технологии: Труды международной Интернет конференции. – Екатеринбург, РГППУ, 2005.

    Деменченок О.Г., Ширяева Н.К. Метод повышения точности педагогических измерений. //Вестник ВСИ. – Иркутск: ВСИ МВД, №1, 2005.

    Деменченок О.Г., Ширяева Н.К. Учет влияния случайных факторов на результат тестового контроля знаний. //Вестник ВСИ. – Иркутск: ВСИ МВД, №4, 2004.

    Деменченок О.Г., Ширяева Н.К. Влияние типов тестовых заданий на достоверность оценки знаний учащихся. //Эволюция и современные подходы к подготовке кадров для правоохранительных органов и спасательных служб: Материалы межвузовской научно-методической конференции. – Иркутск: ВСИ МВД, 2005.

    Джонсон С., Джонсон К. Одноминутный учитель. – М: Попурри, 2002. – 160 с.

    Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ РОССИИ. Демонстрационный вариант КИМ 2007 г. – М.: ФИПИ, 2007.

    Ерохин А.Л., Кольченко А.В., Патрах Т.Е., Чикина В.А. Программный комплекс для генерации компьютерных тестирующих систем // Сборник научных трудов 6-й Международной конференции Украинской ассоциации дистанционного образования.– Харьков-Ялта: УАДО, 2002.– с. 323-327.

    Захаркин В.Г. и др. Прочность усвоения знаний и психофизиологические особенности учащихся. - Новые исследования в психологии, 1983, №2.

    Ким В.С. Коррекция тестовых баллов на угадывание // Педагогические измерения, 2006, 4

    Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. - Киев: ПАН Лтд, 1994.

    Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Материалы для специалиста образовательного учреждения. - М.: Каро – 2004.

    Компьютерная технология обучения: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Грищенко, А.М. Довгялло, А.Я. Савельева. – Киев: Наукова думка, 1992.

    Компьютерные технологии в высшем образовании. / Ред. кол.: А.Н. Тихонов, В.А. Садовничий и др.– М.: Изд–во МГУ, 1994.

    Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

    Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. – М.: Народное образование, 2001.

    Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. – М.: Прометей, 2000.

    Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Педагогическое тестирование как измерение. Учебное пособие. Часть 1. – М.: Центр тестирования МО России, 2002.

    Орлов А.И. Прикладная статистика. - М.: Экзамен, 2006.

    Попов Б.А., Артамонов В.С., Багрецов С.А. и др. Контроль знаний в автоматизированных обучающих системах. – С-Пб.: МО РФ, МВД России, 1997.

    Рекомендации по организации учебного процесса и подготовке локальных нормативных правовых актов в образовательных учреждениях МВД России: Сборник. Том 1. – М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2006. - 136 с.

    Роберт И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.

    Самылкина Н.Н. Построение тестовых заданий по информатике. – М.: БИНОМ, 2003.

    Свиридов А.П. Основы статистической теории обучения и контроля знаний: Метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1981.

    Свиридов А.П., Вербицкий А.Л. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. - М.: Знание, 1987.

    Секей Г. Парадоксы в теории вероятностей и математической статистике: Пер. с англ. – М.: Мир, 1990.

    Скибицкий Э.Г. Комплексный подход к проектированию, созданию и применению целостных компьютеризированных курсов в общеобразовательной школе. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1996.

    Скиннер Б. Обучающие машины. /В приложении к кн.: Столаров Л.М. Обучение с помощью машин. М.: Мир, 1965.

    Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.

    Челышкова М. Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей: Уч. пособие. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.

    Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Уч. пособие. – М.: Логос, 2002.

    Хасбутдинова Л.В., Поляк Л.М. К вопросу о роли социально-психологических факторов в управлении качеством образовательных услуг. В сб. Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 2. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2004.

    Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФО, 2002.